Лётное прошлое и учительское настоящее одинаково дорого жителю Щучина Александру Ярмолову

 

На городском митинге в память о воинах-нтернационалистах привлекла внимание группа ребят в форме и оранжевых беретах: они чётким шагом прошли к памятному месту и возложили цветы. За этим церемониалом наблюдало много людей, но с особенной гордостью, теплотой и немножко с волнением смотрел на своих воспитанников Александр Иванович Ярмолов – педагог, а в прошлом лётчик, представитель достойной плеяды защитников Отечества, принесшей Щучину славу города авиаторов.

 

“Я ведь отдал службе в Вооруженных Силах 20 лет, а педагогике и того больше – уже 27!” – в начале нашего разговора удивляет Александр Иванович Ярмолов. Чтобы разобраться, кто он больше – лётчик или учитель, пришлось вместе сделать небольшой экскурс в прошлое.

 

 

Взлётная полоса есть у мечты любой

 

Родился Александр Ярмолов в селе Заречье Новосибирской области России. Мама работала бухгалтером, папа водителем. У их младшей дочери были девичьи интересы, а сын Саша всерьёз “заболел” авиацией. “Небо стало моей голубой мечтой”, – делится Александр Иванович. Над селом часто летали самолёты, и мальчишка зачарованно наблюдал за ними, в мыслях отождествляя себя с пилотом. В школе Саша слыл хорошим учеником, со здоровьем у парня-сибиряка тоже было всё в порядке, поэтому без сомнений заранее подал документы в военкомат – процедура отбора в лётное училище существовала и тогда. Но в какой-то момент, что называется, “сменил цель” – отвёз заявление на поступление…в престижный Новосибирский университет. Такой шаг был неслучаен, объясняет он теперь. В школе нравились история, даже участвовал в археологических экспедициях. Вот и решил, что педагогика может стать его профессией. Но такой порыв оказался всего лишь знаком судьбы… Как говорит А.И. Ярмолов, “небо перетянуло”.

 

Вскоре недавний школьник прошёлся по родному селу в форме курсанта Барнаульского высшего военного авиационного училища лётчиков имени Главного маршала авиации К.А. Вершинина. Стал он им, выдержав серьёзнейший конкурс: на место претендовало более 10 человек. Курсант Ярмолов успешно постигал азы лётного дела: уже второкурсником совершил самостоятельный вылет на реактивном самолёте. “После 20 полётов с инструктором, – уточняет Александр Иванович. – Это было незабываемо, ответственно и сложно. Впрочем, не каждому дано освоить самолёт. Из 350 парней, зачисленных на 1-ый курс, окончили училище только 90…”

 

 

“Мы, друзья, – перелетные птицы”

 

Первым местом службы для молоденького, но уже перспективного лейтенанта стала Группа советских войск в Германии – часть под Берлином, как говорит наш герой, “передовой отряд ВВС”. Сюда офицер прибыл не один – вместе с женой Ларисой, здесь родился их первенец Алексей.

 

– Летал я на ЯК-28. Это самолёт широкого спектра использования –разведчик, бомбардировщик, постановщик помех. Кстати, за время службы я освоил все девять его модификаций. Так вышло, что вместе со штурманом Анатолием Никулиным перегонял последний ЯК-28 со Щучинского аэродрома на разборку в Барановичи, – рассказывает Александр Иванович.

 

Но до этого щучинского периода были ещё 6 лет службы и жизни в Забайкалье – в непростых климатических, бытовых условиях и политической обстановке. “Приехал я туда старшим лейтенантом, а уехал майором в должности заместителя командира эскадрильи. И с пополнением в семье: родилась дочь Ирочка”, – вспоминает А.И. Ярмолов. Очередной зигзаг службы – Польша, городок Бжег около Вроцлава. Но здесь лётчик задержался недолго: в 1989 году 151-й отдельный авиационный полк радиоэлектронной борьбы – личный состав и самолёты – в спешном порядке перебросили в Щучин. И ЯК-28, за штурвалом которого находился Александр Ярмолов, взмывал в небо уже над небольшим белорусским городком. “Скоро выйдет книга о нашем полку”, – доволен Александр Иванович.

 

 Но “перестройка” и последовавшие за этим события ускорили завершение летной карьеры Александра Ярмолова. Скупая формулировка “по сокращению штатов” в приказе Министра обороны от 16 января 1993 года спустила на землю пилота, на счету которого на тот момент было 2,5 тысячи часов налёта (а это больше 100 суток в воздухе!). Опытный лётчик, майор снял и повесил в шкаф свой китель с голубыми погонами…

 

“В класс я захожу с хорошим настроением”

 

– Год отдохнул, помучился, подергался и пошел искать работу, – откровенничает Александр Иванович. – Обратился к директору СШ №2 А.И. Россенику. Принял он меня на место учителя “Специальной подготовки”. А чуть позже я уже вёл предметы “Основы безопасности жизнедеятельности” и “Допризывная подготовка”. Кстати, ещё лет десять приходил на уроки в класс в военной форме. Это, знаете, дисциплинирует. А сегодня я учитель ОБЖ. Изучаем с моими пятиклассниками правила дорожного движения, пожарную безопасность, как предупреждать ЧС, учимся умению защищать жизнь и здоровье. Одно время в нашей школе был профильный “эмчеэсовский” класс, а я в нём – классным руководителем, а нынче одноименный факультатив. Еще одно моё детище с начала нулевых – отряд “Экстрим”. Среди 10 его членов и мальчишки, и девчонки. Первые, как я говорю, – это сила, а вторые – ум. Занимаются ребята во внеурочное время и, что важно, с большой охотой и интересом. Ученики радуют успехами. У нас третье место в области среди 18 профильных классов по направлению “Основы безопасности жизнедеятельности”. А ведь соперники у нас серьёзные – кадетские классы. Не единожды участвовали и побеждали в конкурсах. Недавно, готовясь к районному мероприятию, только областных грамот я насчитал около 30…

 

 

К слову, наградами разного уровня, вплоть до республиканского, отмечена плодотворная работа и самого А.И. Ярмолова. Но об этом он говорить не любит, зато словоохотлив, когда разговор заходит о педагогической стезе и учениках:

 

– В класс захожу с хорошим настроением. Иначе нельзя. Безусловно, стараюсь дать ребятам нужные знания, но главная моя задача – научить их человечности, уважать друг друга и окружающих, а также любви к дому, малой родине и своей стране. Эти чувства и нужно закладывать в школе. А профессиональные знания они приобретут позже. Кстати, в этом году 20 лет моему первому выпуску, а всего в качестве классного руководителя я отправил во взрослую жизнь четыре класса. В первую субботу февраля приехали мои бывшие ученики, прошлись по школе, порадовались переменам. Я горжусь всеми своими учениками!

 

“И я счастлив!”

 

Кстати, была среди выпускников-юбиляров и Ирина – дочь Александра Ивановича. Она по профессии экономист, живёт и работает в Минске. Юридическое образование у сына Алексея, он – владелец фирмы по производству строительных инструментов в Гродно. Его сынишка Платон (он уже пятиклассник) в детстве заявлял, что в будущем станет директором – как папа. Вот-вот определяться с профессией и внучке Беатрисе. Ребята часто приезжают в Щучин. И в очередной визит дедушка показал им модель самолёта ЯК-28ПП, на котором когда-то летал. Этот экземпляр прислали из Москвы, и он пополнил домашнюю коллекцию. “Я его искал несколько лет, – говорит Александр Иванович. – И нашел, на модели даже номер тот самый”. И если это хобби – как напоминание об авиационном прошлом, то есть и другое – с уклоном к педагогике. Это книги, их в домашней библиотеке уже более двух с половиной тысяч! А еще в свободное время наш герой находит время для автомобиля, гаража и дачи. Последнее место “дислокации” посещает с любимой женой Ларисой Петровной. Она родом из-под Луганска, воплотила в себе лучшие качества женщин-украинок, в том числе трудолюбие. По специальности – мастер по пошиву военной формы, всегда работала, да и теперь при деле – в “ЩчучинСпецПошиве”. В Щучине Ярмоловы получили квартиру и после ухода главы со службы решили никуда не уезжать. “Хотелось уюта и постоянства, надоели переезды и не распакованные ящики с вещами, – говорит глава семьи. – Кстати, в 2019-м мы с женой отметили “рубиновую свадьбу”. И я счастлив!”.

 

А в завершение разговора Александр Иванович признался: “Знаете, я в школе работаю больше, чем находился в армейском строю, но до сих пор полёты снятся”. Но после этих искренних слов вовсе не стоит ревновать его к небу. Просто голубая мечта, став явью, закрепилась в сердце навсегда.

 

Татьяна ПОЛУБЯТКО.
Фото Анны КАСПЕР и из семейного архива.

 
Подписывайтесь на нас в Telegram и Viber!