Тема недели. Меры по содействию занятости в Беларуси утверждены декретом Президента

Президент Беларуси Александр Лукашенко 25 января подписал декрет №1, которым предусмотрены меры по содействию занятости населения. Документ направлен в первую очередь на активизацию работы органов власти по максимальному содействию гражданам в трудоустройстве, стимулированию трудовой занятости и самозанятости населения. 

В этих целях декретом на правительство возлагаются задачи по установлению прогнозных показателей в области содействия занятости населения и перечня территорий с напряженной ситуацией на рынке труда, осуществлению мониторинга, оценки качества и доступности услуг в области содействия занятости населения. 

В свою очередь местные органы власти будут обеспечивать индивидуальную работу с гражданами на местах при проведении работы по их трудоустройству и ресоциализации лиц, ведущих асоциальный образ жизни. Кроме того, областные, Минский городской Советы депутатов смогут дополнительно направлять средства местных бюджетов на реализацию мероприятий в области содействия занятости населения на территориях с напряженной ситуацией на рынке труда. 

В новый декрет не вошли нормы о взимании с трудоспособных неработающих граждан сбора на финансирование госрасходов. При этом лица, ранее признававшиеся плательщиками этого сбора, освобождены от его уплаты. 
Декретом предусмотрен концептуально иной подход, направленный на стимулирование трудоспособных неработающих граждан к легальной занятости. Предусмотрено, что с 1 января 2019 года такие лица будут производить оплату субсидируемых государством услуг по их полной стоимости. Конкретный перечень таких услуг поручено определить правительству. 

Ключевая роль в организации работы по выполнению норм декрета отведена местным органам власти. Для этого предусматривается создание местными исполнительными и распорядительными органами постоянно действующих комиссий, основными задачами которых являются содействие гражданам в трудоустройстве. 

В состав комиссий будут включаться депутаты всех уровней, специалисты местных органов власти, а также представители общественных объединений. Возглавлять комиссии, создаваемые на районном уровне, будут, как правило, председатели Советов депутатов. 

Декрет предоставляет комиссиям широкие полномочия, в том числе по принятию решений об освобождении на определенное время трудоспособных граждан, не занятых в экономике, от обязанности оплачивать услуги по полной стоимости при наличии у них трудной жизненной ситуации. 

Для реализации декрета правительством будет принят ряд постановлений, которыми будут в том числе определены порядок отнесения трудоспособных граждан к не занятым в экономике, перечень услуг, оказываемых данным гражданам по полной стоимости, порядок расчета платы за эти услуги и другие вопросы. 

Кроме того, предусматривается принятие правительством мер, направленных на активизацию профилактической работы с трудоспособными неработающими гражданами, ведущими асоциальный образ жизни; деятельности налоговых органов по выявлению и налогообложению сокрытых доходов физических лиц. 

Декрет №1 26 января официально опубликован на Национальном правовом интернет-портале, после чего вступает в силу. 

ИНТЕРВЬЮ: Костевич: помочь тем, кто хочет и может зарабатывать 

В Беларуси подписан документ о содействии занятости населения. Во всем мире возможность работать является одним из главных критериев оценки успешности человека в обществе, стабильности. БЕЛТА обратилась к министру труда и социальной защиты Ирине Костевич с просьбой рассказать, какие новые возможности открываются с принятием декрета. 

- Ирина Анатольевна, какова основная цель принятого декрета? 

- Основная цель декрета - содействие занятости населения. Исходя из этого определяются и две основные задачи. Первая - максимальное создание на местах наиболее благоприятных условий для занятости населения: это и поддержка предпринимательской инициативы, и стимулирование самозанятости, и, безусловно, индивидуальная работа с теми гражданами, которые сегодня не работают, но хотят и могут зарабатывать себе на жизнь легальным способом. По сути, занятость населения становится одним из важнейших критериев оценки работы местной власти. Вторая - стимулировать к занятости через "рубль". 

- Если мы говорим о первой задаче, то каким образом она будет выполняться? 

- Основные решения по улучшению и либерализации условий ведения бизнеса уже приняты. В стране системно развернута работа по созданию новых рабочих мест. По предварительной оценке, в 2017 году на новые рабочие места были трудоустроены 70 тыс. граждан. Задача 2018 года - темпы не снижать. Кроме общеэкономических мер необходимо сосредоточить усилия и на оказании содействия в трудоустройстве каждому человеку. В прошлом году работа по оказанию гражданам содействия в трудоустройстве была выстроена в новом формате. К работе местных органов власти по решению проблем занятости населения активно подключились депутаты всех уровней. 

Декретом предусмотрено создание комиссий при местных органах власти, в состав которых войдут депутаты всех уровней, специалисты, представители ЖКХ, МВД, а также могут входить представители общественных объединений. За этими комиссиями закрепляется основная ответственность за работу на местах. Они обязаны будут обеспечить индивидуальный подход к каждому, кто обратился за помощью либо попал в непростую ситуацию. 

Практика показала, что нам нужно работать активнее, более настойчиво предлагать свои услуги по трудоустройству, проявлять инициативу. 

- Главная роль в решении вопросов занятости населения отводится местным органам власти. Какие именно функции на них возложены? 
  
- Занятость населения - это в первую очередь сфера ответственности конкретного региона, и кто, как не местные органы власти, видят ситуацию, владеют всей информацией, для того чтобы решать имеющиеся вопросы. Поэтому декретом на местные органы власти возложена реализация конкретных мер по обеспечению занятости населения, в том числе создание рабочих мест, содействие в трудоустройстве, переобучение, предоставление временной работы. Оценка их деятельности на всех уровнях будет осуществляться ежеквартально. При этом декретом определено, что проведение эффективной политики содействия занятости населения, стимулирование трудовой занятости и самозанятости, поддержка предпринимательской инициативы, обеспечение легализации трудовой деятельности станут одними из основных показателей эффективности работы руководителей местных исполнительных и распорядительных органов. 

- В декрете появляется новое понятие "территории с напряженной ситуацией на рынке труда". Что оно означает, и почему было принято решение выделить отдельные регионы? 

- Действительно, правительству поручается ежегодно утверждать перечень территорий с напряженной ситуацией на рынке труда. Несмотря на улучшение ситуации в целом по стране, региональные рынки труда характеризуются значительной дифференциацией по показателям безработицы и ее продолжительности, территориальными диспропорциями спроса и предложения рабочей силы. 

И если раньше при определении районов с высоким уровнем напряженности мы учитывали только соотношение зарегистрированных безработных и количества вакансий, то теперь предлагаем учитывать и ряд экономических показателей, например, соотношение принятых и уволенных работников, масштабы вынужденной неполной занятости. Определение перечня таких территорий позволит областным и Минскому городскому Советам депутатов дополнительно направлять средства соответствующих местных бюджетов на решение вопросов занятости населения именно в эти районы. 

- Вы говорили о стимулировании занятости через "рубль". Что под этим подразумевается? 

- Прежде всего, хочу отметить, что в республике есть определенная категория трудоспособных граждан, которые не работают и не заинтересованы в поиске работы. Возможно, часть из них - это граждане, занятые в теневом бизнесе. Поэтому необходимо формирование условий, при которых гражданин будет сам заинтересован в трудоустройстве. 
Декретом предусмотрено, что трудоспособные граждане, не занятые в экономике, будут оплачивать услуги по ценам, обеспечивающим полное возмещение экономически обоснованных затрат на их оказание. Такая норма начнет действовать с 1 января 2019 года. Что касается непосредственно самих услуг, то их перечень и порядок расчета будет определен правительством до 1 апреля текущего года. 

Таким образом, у человека есть практически год, чтобы определить свой статус и, при желании, поменять его. 

- Кто будет определять, что конкретный гражданин должен оплатить услугу по полной стоимости? 

- Декретом предусмотрено создание и ведение в республике базы данных трудоспособных граждан в трудоспособном возрасте, не занятых в экономике. В ближайшее время правительство определит порядок ее формирования и ведения. Предполагается, что механизм формирования будет двухуровневым. На первом этапе на республиканском уровне будет формироваться основная база данных на основе республиканских информационных ресурсов. Второй этап, местный уровень - корректировка основной базы местными органами с учетом имеющихся у них информационных ресурсов и иной информации. 

Сведения из базы данных будут использоваться на местах в первую очередь для оказания содействия неработающим гражданам в трудоустройстве. По результатам этой работы местные органы и будут решать вопрос о предоставлении конкретному человеку услуг с возмещением затрат. 

- Какие категории граждан будут относиться к не занятым в экономике? 

- Правительство в месячный срок определит перечень категорий граждан, относящихся к не занятым в экономике. 
Хочу подчеркнуть, декрет прежде всего направлен на защиту прав наших граждан, которые добросовестно и честно хотят трудиться, и поможет обеспечить справедливость как базовый принцип социальной политики. 

Лобович: задача местных органов власти при реализации декрета №1 - дойти до каждого человека  

Задача местных органов власти при реализации декрета №1 - дойти до каждого человека, рассмотреть его ситуацию с трудоустройством и помочь, сформировав списки не занятых в экономике граждан на принципах социальной справедливости и с индивидуальным подходом. Об этом заявил на пресс-конференции первый заместитель министра труда и социальной защиты Андрей Лобович. 

"Республиканская база не занятых в экономике будет формироваться на основе имеющихся ресурсов госорганов и использоваться местными органами власти для конкретной выверки списков граждан, которые будут считаться не занятыми в экономике. Граждане об этом узнают от местных органов власти, задача которых - дойти до каждого гражданина, который потенциально может попасть в эти списки, и оказать содействие, предложить свои услуги по трудоустройству, переобучению и другим формам эффективной политики содействия занятости", - отметил Андрей Лобович. 

При этом каждый гражданин, когда будут формироваться списки, может обратиться в комиссию или администрацию района, в Мингорисполком и заявить о том, что ему нужна работа, у него трудная жизненная ситуация. Это могут сделать и члены его семьи. 

В Беларуси усовершенствуют подходы к содействию в трудоустройстве - Минтруда 

"Сейчас действует заявительный принцип - если человек пришел в соответствующую службу, ему оказывается услуга по содействию в трудоустройстве. В данном декрете мы переходим на другой уровень в оказании содействии занятости. Мы будем выявлять этих граждан, сами идти к ним и предлагать свои услуги", - отметил Андрей Лобович. 

Ключевая роль в реализации отводится местным органам власти, они будут создавать условия, чтобы у человека была возможность для трудоустройства. 

По словам первого замминистра, во втором полугодии 2018 года в тестовом режиме будет проведена апробация взаимодействия всех органов власти как на республиканском, так и на местном уровне по формированию базы данных трудоспособных граждан, не занятых в экономике. 

Вопрос об увеличении размера пособия по безработице пока не рассматривается - Минтруда  

"В прошлом году правительством прорабатывались и были внесены предложения по внедрению системы страхования от безработицы, по увеличению размера пособия, но на данном этапе пока эти меры преждевременные. В настоящее время вопрос об увеличении размера пособия по безработице правительством не рассматривается", - пояснил Андрей Лобович. 

Поэтому декретом №1 и предложена двухуровневая система рассмотрения при формировании баз незанятых в экономике, добавил первый замминистра. Местные органы власти проанализируют ситуацию каждого человека, выяснят его социальный статус, и только после отработки на местах будут формироваться списки на основе решений местных органов власти. 

Принцип социальной справедливости лег в основу декрета №1 - Лобович 

"Декретом №1 предусматривается реализация правительством и местными органами власти мер по содействию занятости населению, с акцентом на усилении роли местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов в решении этих вопросов. Декрет нацелен на максимальное содействие в трудоустройстве, обеспечении легальной занятости людей и основан на принципах социальной справедливости и участия всех граждан в жизни общества и страны", - подчеркнул Андрей Лобович. 

Работа местных органов власти будет сосредоточена на мерах по реализации активной политики занятости, применении индивидуального подхода при оказании содействия в трудоустройстве гражданам, не способным на равных конкурировать на рынке труда. 

Принципиально новым в решении проблем занятости населения станет ежегодное определение правительством перечня территорий с напряженной ситуацией на рынке труда. Это позволит адресно решать вопросы занятости населения в отдельных районах или городах Беларуси. На таких территориях областные, Минский городской Советы депутатов смогут дополнительно направлять средства местных бюджетов на реализацию мероприятий в области содействия занятости населения. 

"Также будут устанавливаться поквартальные значения в области прогнозных показателей в области содействия занятости населения на республиканском, областном и районном уровнях. Мониторинг выполнения властью этих заданий позволит контролировать ситуацию на рынке труда республики и регионов и оперативно принимать решения по ее регулированию", - добавил Андрей Лобович. 

Комиссии по содействию в трудоустройстве нацелены на помощь в сложной жизненной ситуации - депутат  

Комиссии по содействию в трудоустройстве будут нацелены на помощь оказавшимся в сложной жизненной ситуации, сообщила журналистам председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по труду и социальным вопросам Тамара Красовская. 

"Комиссии создаются не только для содействия занятости, оказания помощи в трудоустройстве, но и чтобы увидеть, в какой сегодня ситуации находится семья, подключить к решению проблем другие органы, то есть это комплексный вопрос. Сложные ситуации, в которых оказываются люди, обязательно будут рассматриваться созданными комиссиями. Причем заявления может оставить не только тот человек, в отношении которого рассматривается данная конкретная жизненная ситуация, но и члены его семьи", - рассказала Тамара Красовская. Она пояснила, что решением подобных вопросов депутаты занимались и во время работы в своих избирательных округах. 

Если человек попал в сложную жизненную ситуацию (например, в связи с болезнью близкого человека и необходимостью ухода за ним, в других случаях) комиссия будет принимать решение, чтобы человек не числился в списках не занятых в экономике. "Ключевое слово в принятом документе -  человеческий подход к решению всех проблем", - подчеркнула Тамара Красовская. 

Отвечая на вопрос, какие услуги предлагалось включить в список услуг, которые будут оплачиваться трудоспособными гражданами, не занятыми в экономике, по ценам, обеспечивающим полное возмещение экономически обоснованных затрат на их оказание, депутат рассказала, что при обсуждении речь шла только о жилищно-коммунальных услугах. "Сегодня преждевременно говорить, каким будет перечень услуг. Решение примет правительство. Мы поработаем в регионах, будем советоваться с людьми", - добавила она. 

Акцент на содействие занятости и самозанятости сельского населения - важный элемент декрета №1 

Тамара Красовская отметила одну из важных новаций - определение территорий с напряженной ситуацией на рынке труда. "Работая в избирательных округах, мы увидели, что не во всех регионах сегодня ситуация труда благоприятная. А нужно заботиться и о сельских жителях, - подчеркнула она. - Те деревни, которые отдалены от райцентров, где закрываются школы, клубы, уменьшается количество жителей, сталкиваются с проблемой трудоустройства особенно остро. Именно там органам исполнительной власти нужно особенно заботиться о людях, чтобы создавались новые рабочие места. Это важно. Чтобы людей, в контексте новых указов, вовлекали в занятие индивидуальной деятельностью". 

Важно применять все формы содействия занятости и самозанятости, подчеркнула Тамара Красовская. Чтобы люди могли зарабатывать достойную зарплату, нужно создать условия. Декретом определена не только ответственность местных органов власти за эту работу, но и некоторые дополнительные механизмы, в частности, возможность для Советов депутатов дополнительно направлять средства местных бюджетов на реализацию мероприятий в области содействия занятости населения. 

Либерализация условий ведения бизнеса создает хорошие условия для занятости населения - депутат 

В Беларуси в 2017 году был принят ряд документов по либерализации условий ведения бизнеса, ключевым из которых стал декрет №7 "О развитии предпринимательства". "Принятие этих документов нужно было для раскрепощения деловой активности, чтобы бизнесу дать свободу. Эти документы уже сыграли свою роль", - отметила Тамара Красовская и привела в пример Борисовский район Минской области, где были проблемы с трудоустройством, а сегодня ситуация исправляется. По ее словам, многие люди уже оценили возможности принятых документов и решили создать свое дело, зарегистрироваться в качестве ИП. 

Поэтому принятие документов по либерализации условий ведения бизнеса и декрета №1 в комплексе дадут хороший результат для содействия занятости населения, теперь дело за местными органами власти, добавила депутат. 

БелТА.

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
Введите ответ (Fill in the blank)