Щучинец Юрий Янковский своими руками восстановил легендарный “Запорожец” ЗАЗ-968А и покоряет на нём дороги

 

В 1971 году, выпуская с конвейера поистине народный автомобиль ЗАЗ-968А – легендарный “Запорожец”, советские конструкторы и подумать не могли, что через полвека их детище также будет желанным гостем на дорогах, а любители ретро-автомобилей объявят настоящую охоту за этой жемчужиной советского автопрома. Одну из таких машин заполучил себе в коллекцию щучинец Юрий Янковский.

 

– У моего отца был ЗАЗ-966, поэтому я знаю о “Запорожце” не понаслышке, – говорит Юрий Михайлович. – Он долгое время служил нашей семье верой и правдой, но в начале нулевых его, изрядно потрёпанного, мы сдали на металлолом и пересели на “Жигули”. В соседнем дворе у одного автолюбителя был ЗАЗ-965, который в народе прозвали “горбатым” за характерный силуэт кузова. Вот эту машину я полюбил с детства, и когда сам получил водительское удостоверение, захотел стать её обладателем.

 

 

Чтобы осуществить мечту, Юрий Янковский долгое время штурмовал барахолки и различные специализированные форумы. То и дело всплывали интересные экземпляры, но то цена “кусалась”, то состояние было совсем уж никудышное. И вот однажды на глаза попалось объявление о продаже “Запорожца” ЗАЗ-968А, который часто называют “ушастым” за форму боковых воздухозаборников системы охлаждения. За ним наш герой отправился в Дзержинск.

 

– Прибыв на место, я был приятно удивлён, – делится Юрий Михайлович. – Несмотря на то что машина сошла с конвейера в 1976 году и интенсивно эксплуатировалась, внешне она была в неплохом состоянии, но своим ходом двигаться не могла. Я не устоял и купил её, доставив в Щучин на буксире. Загнал в гараж, залез под капот и попытался оживить. И тут меня ждал первый неприятный сюрприз: двигатель оказался неисправным. Я нашёл другой, рабочий, и установил его на место старого. И снова обжёгся: тормоза не слушались, как и коробка передач. Стало ясно, что автомобиль требует серьёзного ремонта, а значит и дополнительных финансовых вложений. Но желание воскресить красавца от этого не пропало.

 

 

Всю прошлую зиму Юрий Янковский просидел в гараже, восстанавливая свой ЗАЗ-968А, и к весне “Запорожец” был готов покорять дороги. Машина успешно прошла техосмотр, и наш герой уже накатал на ней более тысячи километров.

 

– Сегодня встретить живой экземпляр “ушастого” в отличном состоянии – большая удача, – замечает наш собеседник. – Мой ЗАЗ-968А является глубокой модернизацией “Запорожца” первого поколения ЗАЗ-966. От предшественника эта модель отличается иным оформлением передней части кузова. Фальшрадиаторная решетка типа “китовый ус” уступила место алюминиевой детали с двумя прорезями, указатели поворота сместились вниз, в уровень с габаритными огнями. “Уши-воздухозаборники” стали короче, круглые фары и фонари сохранились. Салон получил новую приборную панель и оригинальные сиденья. Также появился замок зажигания “жигулёвского” образца с противоугонной блокировкой.

 

Внутри “Запорожца” царит минимализм. Щиток приборов состоит из спидометра и указателя уровня топлива. Доступ на задний ряд сидений осуществляется с помощью откидного кресла. Из особенности можно отметить педальный узел, который заметно смещен вправо относительно рулевой колонки. Этот советский автомобиль обладает заднемоторной компоновкой. Соответственно багажное отделение находится спереди, а подкапотное пространство сзади. В багажнике пространство “съедается” запасным колесом, аккумулятором и бензиновой печкой.

 

– ЗАЗ-968А оснащён 1,2-литровым двигателем мощностью в 41 лошадиную силу, – рассказывает об устройстве легенды советского автопрома Юрий Михайлович. – Мотор расходует в среднем всего 8 литров на 100 километров при скорости 80 км/ч. До сотни мой “Запорожец” разгоняется примерно за полминуты, а максимальная заявленная скорость составляет оптимистичные 140 км/ч. Не знаю, способен ли “старичок” на такое, но планку в 110 км/ч берёт уверенно. Подвеска у машины полностью независимая – торсионная спереди и пружинная сзади. Дорожный просвет небольшой и равен 200 мм, а днище идеально плоское. Тормозная система двухконтурная с “барабанами”. Но хватит утомлять вас всеми этими характеристиками. Садитесь внутрь, и машина сама покажет свой характер!

 

Признаться, тест-драйва я ждал с нетерпением, ведь последний раз катался на “Запорожце” в детстве. Итак, ключи в замке: пол-оборота, и автомобиль ожил, разнося по округе равномерный гул мотора. Мы выехали на трассу и набрали крейсерскую скорость – 80 километров в час. ЗАЗ-968А уверенно шёл вперёд, оставляя позади километры асфальта. С сельской дорогой он также прекрасно справился. Да, “Запорожец” по современным меркам жестковат в управлении, и звукоизоляция в салоне не самая лучшая, но стоит ли ожидать большего от самой бюджетной машины советского автопрома?

 

– Прежде всего “Запорожец” любили за доступность, простоту, ремонтопригодность и высокую проходимость, – говорит Юрий Михайлович. – ЗАЗ-968А выпускался в период с 1973 по 1979 годы. С конца 1979 года в серию пошла модернизированная модификация ЗАЗ-968М с обновлённым экстерьером. А производилась эта малолитражка на Запорожском автомобильном заводе вплоть до 1994 года. Конечно, в сравнении с моим “Москвичом” 407-ой модели, который почти на 15 лет старше приобретённого ЗАЗ-968А, последний не такой комфортный в управлении, но обладает своим неповторимым шармом. Когда я еду на нём по дороге, водители часто сигналят мне, выказывая уважение. А однажды один мужчина ехал за мной следом аж до самого гаража, чтобы сказать, что у него завалялся двигатель от “Запорожца”, который он готов отдать на благие цели. Конечно, он мне пригодится, ведь достать запчасти к таким машинам с каждым годом становится всё сложнее. К слову, “донора” для своего ЗАЗ-968А я нашёл именно благодаря газете “Дзянніца”: после публикации в районке материала обо мне со мной связалась женщина, у которой стоял в гараже ненужный ЗАЗ-968М, а он во многом совместим с моей моделью. Поэтому мой “Запорожец” на 100% оригинальный.

 

Юрий Янковский может говорить о ретро-автомобилях часами и с удовольствием демонстрирует ГАЗ-69, который также есть в его коллекции. А ещё ждут своего восстановления мопеды “Simson” и “Рига-12”. Смотреть за всем этим автопарком нашему герою помогает супруга Екатерина Вячеславовна, с которой они воспитывают дочь и двух сыновей.

 

– За последние два года я очень поднаторела в технике, – отмечает Екатерина Янковская. – Могу сама масло поменять, обслужить автомобиль. Очень люблю устраивать “покатушки” на наших ретро-автомобилях. Моим бесспорным фаворитом является “Москвич-407”. Он очень отзывчивый в управлении и мягко преодолевает все неровности дороги. Мы часто выезжаем всей семьёй именно на нём, а вот современная иномарка большинство времени простаивает в гараже.

 

Старший сын Захар также разделяет увлечение отца и часами пропадает с ним в гараже.

 

– Когда ко мне приходят друзья, то всегда просят посидеть в салоне “Москвича”, “Газика” или “Запорожца”, – улыбается Захар. – Делают селфи и выкладывают в социальные сети. Говорят, эти машины редкие и очень красивые.

 

– Кстати, именно Захар не так давно отговорил меня продавать наш восстановленный “Запорожец”, – признаётся Юрий Янковский. – Я уже и покупателя нашёл, и предложение для меня было весьма выгодным, но в последний момент послушал сына и снял объявление с форума. И нисколько не жалею об этом! Знаю, мог бы выручить неплохую сумму денег за машину и тем самым укрепить финансовое положение семьи, но любимая сказала, что мечты не продаются.

 

Золотые слова!

 

Александр КАСПЕРЧУК.
Фото автора.

 
Подписывайтесь на нас в Telegram и Viber!