СДЕЛАНО! По оптимистичным прогнозам ученых, к 2025 году в стране будет уже примерно 100 000 владельцев электрокаров
Киловатт-часы против литров
Два года назад Денис Мухарский купил электрокар для жены. Но «в оборот» больше брал машину сам. Через три месяца такого тест-драйва решил пересесть на экотранспорт окончательно: удобно, комфортно, да еще и выгодно. Говорит, это второй электромобиль в семейном автопарке:
— У меня частный дом, и я уже был знаком с полуэлектрическим автомобилем. Часто смотрел на эти машины и думал: а почему бы и нет? Когда свой дом, это удобно. По обслуживанию здесь не надо масло менять. Хороший отклик на педаль, для меня это важно. Я начал больше ездить!
Авто быстро набирает ход и способно без дозаправки проехать около 400 километров. Денис продолжает свой рассказ:
— Машина еще и тормозные колодки не расходует практически, потому что тормозит за счет электродвигателя: даже тут она экономит. Колодки с пробегом 75 тысяч как новые.
был определен национальный оператор и обозначен курс на дальнейшее расширение удобств для электромобилей. Логика тех нововведений была достаточно проста: с развитой инфраструктурой у белорусов появится больше желания приобретать электромобили. Сегодня у главной сети ЭЗС страны «Белоруснефти» зарядных станций 267. Дальше — больше! В планах к 2022 году стоит увеличение масштабов и возможностей сервиса так, чтобы обслуживать не 9 тысяч машин, а тысяч 35. Рассказывает Александр Драгун, директор предприятия «Белоруснефть-Минскавтозаправка»:
— На данной зарядной станции мощность 50 киловатт. Зарядка за 25—30 минут на 100 километров хода. В перспективе будут более быстрые зарядные станции на 250 киловатт, которые в пять раз быстрее зарядят электромобиль: за 5—7 минут на 100 километров хода. Направление развития электросети идет в сторону более мощных зарядных станций.
Еще недавно для белорусов электрокары считались удовольствием не из дешевых. По карману била цена, плюс растаможка. Сегодня в Беларуси для машин с электрическими батареями уже многое с пометкой «СДЕЛАНО». Вслед за отменой дорожного сбора и таможенной пошлины для владельцев электрокаров отменен НДС. А еще шесть лет бесплатной парковки. К пакету бонусов две недели назад добавился еще один отличительный — «зеленые номера».
По оценкам международных агентств, к 2040 году треть всего автопарка в мире будет электрическим. Сегодня в Беларуси таких машин свыше 400. Но это пока. Переход на электромобили — одна из главных задач будущей пятилетки.
Изящные и экологичные, они стали отличным решением для крупных городов. В Беларуси сегодня активно развивается пассажирский электротранспорт. Классические, с динамичной и ультрабыстрой зарядкой. О белорусских электробусах впервые заговорили в 2016 году. Мы первые из стран СНГ их производство поставили на поток. Рассказывает Дмитрий Парков, первый заместитель генерального директора по производству предприятия «Белкоммунмаш»:
Производство электробусов в ОАО «Белкоммунмаш».
«Белкоммунмаш» сегодня — ключевой поставщик электротранспорта для внутреннего рынка страны. География поставок растет и на внешнем: сегодня более 90 процентов отечественной продукции уходит на экспорт.
Наши электробусы уже колесят по 40 городам более чем 23 стран! В следующем году техника made in Belarus отправится в Великобританию, Польшу, Испанию.
Электробусы и бесконтактные троллейбусы стали драйвером транспортно-экологической революции. Этой весной свой первый электробус выпустил и Минский автомобильный завод. Новинка последнего поколения способна без подзарядки проехать крупный город вдоль и поперек. Запас хода — до 300 километров, что сравнимо с передовыми моделями мировых производителей. А по динамике разгона и среднему расходу энергии электробус превосходит многие аналоги. Сегодня МАЗ готов поставить такую технику на поток и уже в следующем году округлить количество своих электробусов до 10, а то и больше.
Сегодня в Беларуси разрабатывается комплексная программа по переходу всего общественного транспорта в крупных городах на электрический. Сделать это планируется до 2025 года. Мощным подспорьем для развития экологически чистого транспорта станет ввод в эксплуатацию Белорусской АЭС в Островце. По словам министра энергетики Виктора Каранкевича, электротранспорт — одно из важных направлений для Беларуси:
Электробус от Минского автомобильного завода.
В вопросах технологий, которые с геометрической прогрессией растут во всем мире, особенно в части машин будущего, без науки не обойтись. К концу 2020-го полностью отечественный электрокар будет выглядеть так: аккумуляторная батарея, управляющая электроника, зарядный модуль. Практически вся начинка в минивэне белорусская. Осталось локализовать производство электродвигателя — и, как говорится, в добрый путь! Машина разгоняется до 120 километров в час и на одном заряде может проехать 300 километров. Белорусский электромобиль скоро станет надежным помощником предприятиям и организациям. Именно на коммерческий транспорт Академия наук и взяла ориентир, говорит заместитель начальника научно-инжинирингового центра НАН Беларуси Дмитрий Кабанов:
— Как оказалось, выбор был правильным, потому что на данный момент очень многие организации, предприятия и частные структуры проявляют интерес к такому типу машин для использования их в своих коммерческих нуждах. Поэтому мы двигаемся в этом направлении.
Сегодня в Объединенном институте машиностроения делают все: от дизайна, расчетов, проектирования до опытных образцов и испытаний электромобиля.
— Мы научились фактически с нуля проектировать тяговые электродвигатели, силовую электронику — преобразователи, которые управляют этими двигателями и обеспечивают зарядку аккумуляторных батарей на автомобиле, — отмечает начальник научно-инжинирингового центра НАН Беларуси Александр Белевич. — Одним из самых больших компонентов по объему и стоимости являются тяговые батареи. Это ключевой компонент, и мы научились формировать батарею на базе ячеек. В итоге можем смело сказать, что умеем делать компоненты, на базе которых можно создавать электромобиль.
Этот большой путь, по которому многие идут десятилетиями, наши ученые прошли за три с небольшим года. В Академии наук сегодня также работают над созданием комбайнов по заливке льда и коммунальной техники с электроприводом. А что касается легкого электротранспорта, то одним из первых его начал осваивать приборостроительный завод «Оптрон». Сегодня предприятие имеет целую линейку опытных образцов: от электросамоката до электромотоцикла. Белорусские ученые ведут разработки в сфере литиевых батарей. Применяют электротехнологии и при создании беспилотных летательных аппаратов.
Развитие электротранспорта — национальный приоритет. По оптимистичным прогнозам ученых, к 2025 году в стране будет примерно 100 тысяч владельцев электрокаров. На такую перспективу в Беларуси многое уже СДЕЛАНО. Движение на завтра — по пути экологичности!