Повышение безопасности, внимание ремонтным работам и реконструкция 12 мостов: Минтранс готовит Программу развития автомобильных дорог до 2025 года

Проекты на вырост

Беларусь — транзитная страна. По магистралям ежегодно проносятся десятки тысяч фур. Стремительный рост числа жителей, выбирающих личный транспорт и желающих с комфортом доехать на общественном из пункта А в пункт Б, — все это требует соответствующей инфраструктуры, должного качества дорог, внедрения современных технологий. Какие вызовы стоят сегодня перед отраслью дорожного хозяйства? Как обеспечивается безопасность движения? Какие проекты будут реализованы в ближайшие пять лет? Накануне Дня автомобилиста и дорожника начальник главного управления автомобильных дорог Министерства транспорта и коммуникаций Александр Головнев ответил на вопросы и рассказал, почему образуются пробки, что придет на смену гравийке, о важности культуры вождения и многом другом.

Ради безопасности

— Александр Федорович, начну с вопроса, волнующего многих автомобилистов. На въездах в столицу зачастую образуются пробки: «короткие светофоры», ДТП, час пик… Эту проблему реально решить?

— Пробки, по нашим оценкам, образуются не из-за того, что дорожная инфраструктура организована неправильно. Автомобили на въезде в Минск стоят долго не потому, что там всего шесть полос. Даже если дорога будет двенадцатиполосной, это не решит проблему. Ведь очередь будет образовываться не в длину, а в ширину, что может в корне усугубить ситуацию. Каждый город имеет пропускную способность, и Минск не исключение.

 

Однако решение есть: люди должны привыкнуть пользоваться кольцевыми дорогами. Мы прорабатываем вариант сделать четыре полосы на участке дороги М-3, чтобы дать возможность автомобилистам воспользоваться как первой, так и второй МКАД.

— Наверняка от привычек и поведения автомобилистов многое зависит. Особенно актуален вопрос безопасности на дороге…

— Действительно, в обеспечении безопасности дорожного движения стоит рассматривать три фактора. Поведение участников на дороге, то есть культура вождения, что, по моему мнению, главное. Техническое состояние транспортных средств и их безопасность, а также состояние транспортной инфраструктуры. Если на два первых фактора мы повлиять не можем, то третий вопрос будем решать в рамках раздела программы «Дороги Беларуси».
 

Необходимо, во-первых, четкое соответствие состояния дороги разрешенной скорости движения, во-вторых, исключить перекрестки на одном уровне путем устройства кольцевых пересечений, в-третьих, чтобы дикие животные не выходили на проезжую часть. Подчеркну, это проблема очень серьезная. Для магистральных дорог у нас есть решение — устройство специальных заборов и сеток. Что касается других дорог, то в рамках проекта с Европейским банком реконструкции и развития заключен договор с международными консультантами, которые вносят предложения по разработке стратегии безопасности дорожного движения.
 
 

Водители должны привыкнуть пользоваться кольцевыми.

Сегодня можно утверждать, что будет создан институт сертифицированных аудиторов дорожного движения. Безопасность на дороге — это целая наука, которой должны заниматься специалисты. Мы проведем полную оценку безопасности дорог по международным индексам. По предварительным данным, наши дороги оцениваются от 2 до 3,5 балла из 5.

Улучшить полотно

— Государственная программа по развитию и содержанию автомобильных дорог на 2017—2020 годы подходит к концу. Что будет включать следующая — до 2025-го?

— Программа развития автомобильных дорог на 2021—2025 годы находится в стадии формирования. Документ должен охватить все сферы деятельности дорожного хозяйства.
 

Например, улучшение состояния дорожной сети. Республиканские дороги насчитывают около 16 000 километров. Каждый оценен нами инструментально. На основании данных диагностики и обследований автомобильных дорог мы имеем полное понимание их нынешнего состояния и знаем, какие шаги необходимо принять для его улучшения.
 
 

В последние годы сложилась тенденция «недоремонтов», уменьшения объема финансирования на текущий и капитальный ремонты с переориентировкой на новое строительство. Мы действительно строим много и порой забываем, что нужно содержать дороги в надлежащем состоянии. В новой программе большое внимание уделено ремонтным работам, что даст улучшение состояния дорожной сети в целом.

Новая программа определяет перечень объектов строительства и реконструкции. К примеру, масштабный имиджевый для страны проект — полная модернизация главной транзитной дороги М-1. Пока условно мы назвали его «Дорога без ограничений». Он включает несколько составляющих: установку барьерных ограждений по разделительной полосе, обязательных на всем протяжении, отсутствие пешеходных переходов на одном уровне, решение проблемы выхода на проезжую часть диких животных, отсутствие остановочных пунктов — мест концентрации ДТП. Автобус должен заезжать в населенный пункт, а не высаживать людей на большой дороге.

Мы подразумеваем, что на трассе М-1 исключается движение тихоходных транспортных средств, а также сельскохозяйственных. В то же время нужно обеспечить проезд этого транспорта. Подспорье в этом — строительство местных проездов. Министерством транспорта разработана концепция этого проекта.

В программе на 2021—2025 годы предлагается раздел, который ранее не включался, — это повышение безопасности дорожного движения. Чтобы меры принимались не спонтанно, например по факту ДТП, необходимо выработать комплексный документ, который системно решал бы эту проблему.

 

В рамках соглашения ЕБРР будет произведена модернизация 12 мостов.

 

— Какие скоростные режимы предполагаются на республиканских дорогах?

— На протяжении всей М-1 стоят знаки разрешенной скорости. Водитель может забыть, какой последний знак он проехал, что негативно влияет на безопасность движения. Министерство транспорта выступает за общее изменение ПДД. На дорогах первой категории должен быть по умолчанию установлен максимальный скоростной режим 120 километров в час. На тех участках дороги, которые его не обеспечивают, устанавливать ограничения по скорости, а после их проезда ставить знак «Конец зоны всех ограничений». Для участников дорожного движения такая схема ясна. Кроме того, она экономически выгодна с точки зрения количества использованных знаков.

Современные технологии

— Помимо трассы М-1, какие знаковые объекты появятся в перечне строительства и реконструкции?

— На следующую пятилетку мы планируем реализовать проект в рамках государственно-частного партнерства — реконструкцию участка дороги М-10 от Мозыря до Калинковичей, завершить реконструкцию дороги первой категории Р-53 до Борисова, которая стартовала в 2020 году, начать масштабную реконструкцию дороги М-3 Минск — Витебск. Возле столицы она будет иметь восемь полос. Также в планах проект продолжения реконструкции Р-23 Минск — Микашевичи. Работы ведутся до Солигорска, планируется продлить до Старобина. Также отмечу, что будет сделано два объезда городов — Витебска и Могилева. Модернизация дороги М-8 на участке от Орши до Витебска позволит соединить Минск с Витебском дорогой первой категории.
 

На сегодня заключено кредитное соглашение с Европейским банком реконструкции и развития. И в рамках этого соглашения будет произведена модернизация 12 мостов.
 
 

В новой программе появится раздел о повышении безопасности дорожного движения.

— Технологии в разных сферах развиваются очень быстро. Какие передовые решения используются сегодня при строительстве и реконструкции белорусских дорог?

— Наша задача — изучение мирового опыта, поиск современных технологий и их адаптация под наши материалы, ресурсную базу, машиномеханизмы, при необходимости с покупкой недостающего оборудования.

В рамках общей технической политики в отношении автодорог общего пользования Минтранс считает необходимым провести модернизацию местных дорог путем фрезерования покрытия, параллельного добавления специальных материалов: цемента, эмульсий. В результате получается так называемое переходное покрытие от гравийного к асфальтобетонному. Срок службы у него будет не такой долгий, как у асфальтобетонного, но проблемы образования пыли и необходимости грейдирования три раза в сезон явно отойдут на задний план. Уже подобраны материалы и составы для такого покрытия, а также специальная техника, которую нужно приобрести. Второе направление, связанное с местными дорогами, — сделать во всех населенных пунктах асфальтобетонное покрытие.

 
 

Совершенствование нормативной базы в части подбора материалов и способов проведения работ, нормирования, которое позволит объективно оценивать стоимость, — важные задачи на будущее.

malyshchyts@sb.by

 
Подписывайтесь на нас в Telegram и Viber!