Ожидается ли в этом году в Беларуси яблочный бум

– Развитие событий сейчас прогнозировать преждевременно, особенно в условиях аномально холодной весны, — полагает гендиректор Белорусской ассоциации по садоводству и питомниководству «Белсадпитомник» заслуженный работник сельского хозяйства Анатолий Коренько. — Более-менее объективная картина сложится в мае, когда начнут цвести яблоневые сады. 

 

В Минсельхозпроде пока рассчитывают собрать урожай на уровне прошлого года. Если не вмешаются погодные аномалии, задание выполнят. Кстати, в организациях АПК и фермерских хозяйствах заложено порядка 3,3 тысячи гектаров плодово-ягодных насаждений. В этом году добавят еще 500 гектаров. Продукции планируют собрать порядка 170 тысяч тонн. В 2019-м эта цифра находилась в пределах 164 тысяч, из которых примерно 150 тысяч тонн — яблоки. 

 

Чтобы понимать, чем может обернуться для белорусских садоводов падение спроса на яблоки на мировом рынке, проследим динамику некоторых цифр. Начнем с экспорта. В прошлом году за пределы страны продали 53,7 тысячи тонн свежих яблок (годом ранее — 81,8 тысячи). Вполне ожидаемо, что падение продолжится и в 2020-м. И вовсе не из-за коронавируса: эпидемия — одна из причин, но не самая главная. Почему? Если проанализировать географию, поставки в основном завязаны на России. Но восточная соседка серьезно взялась за развитие садоводства: производство яблок выросло с 740 тысяч тонн в 2017-м до 1,2 миллиона тонн в прошлом. Отсюда и падает потребность в импортном сырье. Но вместе с объемом экспорта снижается и стоимость — тенденция общемировая. Смотрите: если в 2018-м каждая тонна яблок приносила в среднем 282 доллара, то в прошлом году цена оказалась на 10 долларов ниже. Недополученную выручку просчитать легко.

 

 

Только нет худа без добра. За последние два года почти в четыре раза вырос экспорт сушеных яблок — с 45 до 160 тонн. При этом средняя стоимость тонны увеличилась с 839 долларов до 2,1 тысячи. Вырос экспорт яблочного сока — с 2,5 до 3,8 тысячи тонн и сброженных напитков, в том числе из яблок, — до 4,9 миллиона литров, плюс без малого составил 20 процентов. В последнем случае география поставок впечатляет: Россия, США, Вьетнам, Китай, Монголия, Эстония, Германия. 

 

Возможно, производителям и переработчикам просто повезло — они словили волну. Однако, чтобы не попасть впросак, нужно не только диверсифицировать рынки сбыта, но и производство, уделяя особое внимание, как требовал Минсельхозпрод, углубленной переработке сырья. Во-первых, это добавленная стои­мость. Во-вторых, расширение ассортимента, что позволит выйти на внешний рынок с разнообразной продукцией. Так получаем определенные преимущества в конкурентной борьбе. Это должно помочь не только удержаться на плаву, но и не понести убытки, даже при относительно небольших объемах экспорта.

 

 

Есть и другая сторона. Например, белорусские яблоки окажутся невостребованными за пределами страны. Надо ли тревожиться? Нет. Объем проглотит внутренний рынок. По крайней мере, должен, ведь в прошлом году мы импортировали более 237 тысяч тонн яблок. Собственно, для садоводов есть некоторый запас прочности. Только вот освоение этой подушки безопасности идет слишком медленно. Откуда такие выводы? По данным Белстата, в 2019-м объем белорусских яблок у нас на прилавках составил 26,7 процента. Остальное — импорт. При этом в стабфондах запасы не исчерпаны — хранится порядка 2,5 тысячи тонн.

 

Ситуация парадоксальная, ведь мы экспортируем яблоки по средней цене 271 доллар за тонну, а тонна импортных стоит 505 долларов. Возможно, дело во вкусовых предпочтениях потребителей, которые чаще выбирают десертные сор­та, а белорусские, с кислинкой, менее востребованы, вот производители и ищут сбыт за рубежом. Но не исключается и низкая заинтересованность торговых сетей, для которых импортный фрукт с более высокой добавленной стоимостью выглядит привлекательнее. А в условиях предполагаемого рекордного понижения цены на яблоки на мировом рынке отечественные могут и вовсе оказаться не в почете. 

 

Готовиться нужно к любому повороту событий. Но как бы ситуация ни развивалась, за свое место под солнцем придется потолкаться локтями не только на внешнем рынке, но и на внутреннем. 

syritskaya@sb.by

 
Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен, Telegram и Viber!