Новый Таможенный кодекс ускорит движение товаров и загрузит транспортно-логистические центры

С 1 января будущего года на территории пяти стран – Беларуси, России, Казахстана, Кыргызстана и Армении вступает в силу новый Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Изменятся ли правила для его участников, выяснял корреспондент «ГП». 

Большая часть положений действующего ныне Таможенного кодекса ЕАЭС в редакции 2009 года – ссылки на национальные налоговое, валютное, административное, гражданское и другие законодательства стран-участниц ЕАЭС. Это ведет к тому, что таможенные процедуры в интеграционных государствах существенно разнятся. Поэтому, главная задача, которую ставили перед собой разработчики нового документа, – создать нормативно-правовую базу, которая будет представлять ЕАЭС как единый субъект с четкими правилами на всем евразийском пространстве. 

Новый Таможенный кодекс создает условия для реализации в таможенном пространстве ЕАЭС механизма электронного «одного окна», позволяющего ускорить оформление документов и движение товаров. Разработчики предлагают исключить необходимость в таможенном транзите или услугах посредников и загрузить имеющиеся транспортно-логистические центры. Кстати, в Беларуси один из наиболее перспективных логистических регионов – Гродненщина, пункты пропуска которой ежедневно пересекают в обоих направлениях тысячи фур. 

Более тысячи предложений 

С учетом того, что в каждой из пяти интеграционных стран законодательства, на которые ссылается кодекс, отличаются, было решено создать специальные общественно-консультативные советы с участием представителей бизнеса, грузоперевозчиков и других заинтересованных ведомств, чтобы выработать поправки в эти национальные нормативно-правовые акты. 

– Новый вариант Таможенного кодекса одновременно готовился сразу в пяти странах, поэтому в некоторых случаях не удалось найти компромисс между всеми заинтересованными сторонами. Поэтому в документ были заложены определенные отсылочные нормы либо к национальному законодательству, либо к решениям Евразийской экономической комиссии, – особо подчеркнул представитель Главного управления организации таможенного контроля  Государственного таможенного комитета Республики Беларусь Андрей Планин. 

Кстати, одно из заседаний общественно-консультативного совета при Государственном таможенном комитете Республики Беларусь прошло в начале октября на территории пограничного пункта пропуска «Брузги». Внесенные здесь предложения тщательно отрабатываются экспертной группой и ключевыми министерствами.   

– Сейчас проходит второй этап согласования изменений, которые будут внесены в более чем полтора десятка действующих нормативно-правовых документов. И аналогичная работа проводится у наших партнеров по экономическому союзу – в России, Казахстане, Армении, Кыргызстане,  – отметил заместитель начальника правового управления Государственного таможенного комитета Беларуси Алексей Артемьев.  

Логистическая привлекательность 

Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь проводится работа по урегулированию различных спорных моментов. Активное участие в этом процессе принимают представители бизнес-сообщества, грузоперевозчики. 

– В особенности нас волнует вопрос бестранзитного въезда, таможенного оформления товаров и деятельности транспортно-логистических центров, в частности, «Бремино-Брузги», – подчеркивает директор гродненского представительства ассоциации «БАМАП» Евгений Яцукевич. 

Существенно сэкономило время грузоперевозчикам и наличие в транспортно-логистических центрах декларантов РУП «Белтаможсервис», фитосанитарной и ветеринарной служб. К тому же стали эффективнее использоваться и возможности пунктов пропуска: часть операций перенесена непосредственно в логистические центры. 

Что еще предстоит? 

В настоящее время активно поднимается как представителями перевозчиков, так и бизнес-структур, вопрос разрешительной системы на внутренние автоперевозки в пределах ЕАЭС для иностранных перевозчиков. В новом кодексе отмечается, что внутренняя перевозка между странами-участницами ЕАЭС, осуществляемая водителями третьих стран не допускается, если это не предусмотрено двусторонними соглашениями в области автомобильного транспорта либо соглашением Европейской конфедерации министров транспорта. 

Сергей ЧИЧИЛОВ, "ГП".

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
Введите ответ (Fill in the blank)