Новый Таможенный кодекс ускорит движение товаров и загрузит транспортно-логистические центры

С 1 января будущего года на территории пяти стран – Беларуси, России, Казахстана, Кыргызстана и Армении вступает в силу новый Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Изменятся ли правила для его участников, выяснял корреспондент «ГП». 

Большая часть положений действующего ныне Таможенного кодекса ЕАЭС в редакции 2009 года – ссылки на национальные налоговое, валютное, административное, гражданское и другие законодательства стран-участниц ЕАЭС. Это ведет к тому, что таможенные процедуры в интеграционных государствах существенно разнятся. Поэтому, главная задача, которую ставили перед собой разработчики нового документа, – создать нормативно-правовую базу, которая будет представлять ЕАЭС как единый субъект с четкими правилами на всем евразийском пространстве. 

Новый Таможенный кодекс создает условия для реализации в таможенном пространстве ЕАЭС механизма электронного «одного окна», позволяющего ускорить оформление документов и движение товаров. Разработчики предлагают исключить необходимость в таможенном транзите или услугах посредников и загрузить имеющиеся транспортно-логистические центры. Кстати, в Беларуси один из наиболее перспективных логистических регионов – Гродненщина, пункты пропуска которой ежедневно пересекают в обоих направлениях тысячи фур. 

Более тысячи предложений 

С учетом того, что в каждой из пяти интеграционных стран законодательства, на которые ссылается кодекс, отличаются, было решено создать специальные общественно-консультативные советы с участием представителей бизнеса, грузоперевозчиков и других заинтересованных ведомств, чтобы выработать поправки в эти национальные нормативно-правовые акты. 

– Новый вариант Таможенного кодекса одновременно готовился сразу в пяти странах, поэтому в некоторых случаях не удалось найти компромисс между всеми заинтересованными сторонами. Поэтому в документ были заложены определенные отсылочные нормы либо к национальному законодательству, либо к решениям Евразийской экономической комиссии, – особо подчеркнул представитель Главного управления организации таможенного контроля  Государственного таможенного комитета Республики Беларусь Андрей Планин. 

Кстати, одно из заседаний общественно-консультативного совета при Государственном таможенном комитете Республики Беларусь прошло в начале октября на территории пограничного пункта пропуска «Брузги». Внесенные здесь предложения тщательно отрабатываются экспертной группой и ключевыми министерствами.   

– Сейчас проходит второй этап согласования изменений, которые будут внесены в более чем полтора десятка действующих нормативно-правовых документов. И аналогичная работа проводится у наших партнеров по экономическому союзу – в России, Казахстане, Армении, Кыргызстане,  – отметил заместитель начальника правового управления Государственного таможенного комитета Беларуси Алексей Артемьев.  

Логистическая привлекательность 

Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь проводится работа по урегулированию различных спорных моментов. Активное участие в этом процессе принимают представители бизнес-сообщества, грузоперевозчики. 

– В особенности нас волнует вопрос бестранзитного въезда, таможенного оформления товаров и деятельности транспортно-логистических центров, в частности, «Бремино-Брузги», – подчеркивает директор гродненского представительства ассоциации «БАМАП» Евгений Яцукевич. 

Существенно сэкономило время грузоперевозчикам и наличие в транспортно-логистических центрах декларантов РУП «Белтаможсервис», фитосанитарной и ветеринарной служб. К тому же стали эффективнее использоваться и возможности пунктов пропуска: часть операций перенесена непосредственно в логистические центры. 

Что еще предстоит? 

В настоящее время активно поднимается как представителями перевозчиков, так и бизнес-структур, вопрос разрешительной системы на внутренние автоперевозки в пределах ЕАЭС для иностранных перевозчиков. В новом кодексе отмечается, что внутренняя перевозка между странами-участницами ЕАЭС, осуществляемая водителями третьих стран не допускается, если это не предусмотрено двусторонними соглашениями в области автомобильного транспорта либо соглашением Европейской конфедерации министров транспорта. 

Сергей ЧИЧИЛОВ, "ГП".