Молитва – на все времена

Многим из нас не раз доводилось бывать в церкви Святого Архангела Михаила, которая находится в самом сердце Щучина. Но что мы, светские люди, знаем о ней? Какие тайны хранятся за Царскими вратами? О чём рассказывают ведомости? Что повествуют церковные книги? 
Чтобы немного приоткрыть таинственную завесу, журналист «Дзянніцы» встретилась с иереем Сергием Семашко и прихожанкой храма, историком Еленой Лисовской. 

Как гласит история...
В храме Святого Архангела Михаила некогда служил мой брат иерей Виталий Каспер, но в то время я не так интересовалась историей. Отец Сергий, который сейчас служит в церкви, с радостью согласился рассказать мне всё, что знает сам. В назначенное время он вместе с Еленой Лисовской ожидал меня в храме. Оказывается, они уже не первый год по крупицам собирают и восстанавливают информацию о нашей церкви. Цель серьёзная: хотят издать книгу. 
Не многие знают, что церковь в Щучине была с незапамятных времён, но прежнее месторасположение её и по сей день неизвестно. Носил храм имя Святого Николая Угодника. История внесла свои коррективы. Сначала церковь была отдана униатам, а потом Игнатий Сципион передал святыню отцам-пиарам. До 1720 года здание существовало, но потом все следы теряются…


Новая церковь 
Чтобы узнать, когда была заложена наша церковь, поднимаюсь на клирос. Там, на стене, есть небольшая табличка с информацией. Дата – март 1865 года, День памяти 40 мучеников Севастийских. Более подробную информацию можно почерпнуть из Литовских Епархиальных Ведомостей №23 за ноябрь 1865 года, которые повествуют о том, что строительством храма руководил комитет в составе представителей царской администрации: военного начальника Лидского повета капитана лейб-гвардии Преображенского полка В.Ф. Панютина, майора корпуса жандармов В.М. де-Лазари, мировых посредников 1-го и 2-го участка Лидского повета П.А. Ушакова и П.А. Бологовского, З.В. Бологовской и рукодельницы А.А. Усовой.
Строительство стоило 4651 рубль 64 копейки. Храм рассчитывался на 200 человек. Освящена церковь была 22 октября 1865 года. На украшение храма тамбовские купцы и аристократы пожертвовали в 1866 году 197 рублей.
Со временем Щучин стал центром благочиния, в которое входили 10 приходов: Орля, Острино, Демброво, Раковичи, Дикушки, Покровское, Турейск, Глубокое, Мурованка. В 1887 году приход Михайловского храма включал в себя местечки Щучин и Рожанка, 23 деревни и насчитывал 500 душ. К 1911 году приход насчитывал уже 1261 душу населения.
Первым священником, который служил в храме Архистратига Божиего Михаила в г. Щучине, был Николай Иванович Теодорович. Интересно отметить, что на нужды Щучинской церкви были собраны пожертвования со многих мест России. Отдельные пожертвования внесли гвардии капитан Панютин и князь Мещерский.
В 1872 году на средства старосты Щучинской церкви, мирового посредника 2-го участка П.А. Бологовского вокруг церкви была возведена ограда стоимостью 274 рублея 65 копеек. 

Историческая ценность
Елена Лисовская рассказала нам, что церковь Архангела Михаила является памятником архитектуры ретроспективно-русского стиля. У нашей церкви – два купола. Оказывается, и в них – своя символика. Два купола обозначают двуединство Христа и человека.
Рядом с храмом находится дом священника – памятник архитектуры классицизма первой трети ХIХ века. Раньше в этом здании размещался дом лесничего, затем родильное отделение… Теперь здесь проходят занятия слушателей воскресной школы, катехизаторские курсы для взрослых и гостиничный блок для священника.
Кажется, про историю нашего храма прихожанка Елена Лисовская может рассказывать часами… А ещё она постоянно приобщает к изучению истории местной церкви своих учеников. Вот и недавно ребята вместе с педагогом изучали иконы, которые находятся в храме.
Рукописи нетленны 
Посчастливилось мне увидеть исповедные росписи, которые дают чёткое статистическое описание состояния прихода. В них упоминался штат духовенства, точная адресация (у нас – Литовские епархии Виленской губернии Лидского уезда). Из этих документов можно было узнать о количестве женщин, мужчин и детей, которые проживают в приходе, и информацию о тех деревнях, которые относились к храму. 
К примеру, в 1868 году наш приход насчитывал 198 мужчин и 209 женщин, в 1899 году – 585 мужчин и 574 женщины. В 1933 году насчитывалось 160 хозяйств, которые вели 373 мужчины и 379 женщин. На территории прихода проживало двое духовных лиц, 3115 мужчин и 3200 женщин еврейской национальности, 2450 римо-католиков и 2 баптиста. 

Сведения о состоянии прихода, пожертвованиях, количестве земли хранились в исповедальных листах. Они датированы 1868-1899, 1900 годами. О состоянии храма можно было всё узнать из клировых ведомостей, которые сохранились за 1932 – 1933 года. 
Одним из самых интересных документов я б назвала книги «Брачных обысков» (1932-1948 годов). Невестам и женихам приходилось заполнять по 10 пунктов, которые включали в себя вероисповедание, место жительства, возраст, отношение родства, вопрос: по взаимному ли согласию вступают они в брак. Указывались дни, когда в церкви оглашалась точная дата брака. Также на документах есть подписи молодых и их поручителей. Каждому браку посвящён целый лист. Пролистала брачные обыски и заметила, что в то время, как и сейчас, были разновозрастные браки.
Святое святых 
В каждой церкви есть свои святыни. Икона Божией Матери «Скоропослушница», которая находится в храме с времён освящения, – одна из них. К ней идут с молитвами и просьбами. 
Признаться, я не знала и того, что за Царскими вратами нашей церкви хранится настоящая реликвия – триптих: святые Архангел Михаил, Великомученик Георгий Победоносец и Александр Невский. На нём надпись – «Сооружено усердием гвардии штаб и обер офицеров резервного пехотного полка 10 пехотной дивизии». Год – 1855-ый.
И это не всё. Удивилась, когда отец Сергий показал церковную книгу – Апостол, 1836 года издания. Книга необычайно красивая! Несмотря на то, что этой реликвии более 150 лет, её и по сей день используют во время богослужений. Молитва, она ведь на все времена!


Восхитило и Евангелие 1897 года. Металлическое обрамление оклада, кожаный переплёт, двухцветное тиснение, применение техники литографических оттисков, использование сусальной позолоты. Такая техника часто применялась для книг малого формата, которые могли себе позволить купить приходы вроде нашего. 
Бережно хранятся в церкви и используются исключительно по особым случаям и иные реликвии с почти двухсотлетней историей…
Из храма уходила одухотворённая. Не каждый день мы прикасаемся к истории, к святыням. Ещё раз убедилась, что чудеса с нами рядом, в, казалось бы, обычных вещах и зданиях, главное – научиться их видеть!
Анна КАСПЕР. Фото автора.

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
Fill in the blank.