Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма установлен резолюцией Генеральной ассамблеи ООН и отмечается ежегодно 2 апреля

Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма установлен резолюцией Генеральной ассамблеи ООН и отмечается, начиная с 2008 года, ежегодно 2 апреля. Цель этой даты – подчеркнуть необходимость помогать людям с аутизмом и расстройствами аутистического спектра и повышать уровень их жизни.

 

Согласно принятой в РБ Международной классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ-10), детский аутизм – это общее расстройство психического развития, при котором отмечаются качественные нарушения коммуникации и социального взаимодействия, ограниченные, повторяющиеся и стереотипные формы поведения и активности.

 

Кроме диагноза детский аутизм, особое внимание уделяется  расстройствам аутистического спектра (далее - РАС), то есть расстройствам, объединяющим все варианты схожих состояний, при которых отмечаются более мягко выраженные признаки и симптомы.

 

До настоящего времени нет единой концепции относительно причин возникновения РАС. Известно, что в этиологии и патогенезе данного расстройства важную роль играют генетические и биологические факторы (в том числе органическое поражение головного мозга вследствие хромосомных или метаболических нарушений).

 

При аутизме нарушается способность ребенка к социальным навыкам, контактам с другими детьми и взрослыми, возникают проблемы как в невербальной коммуникации, так и общению при помощи речи. Они боятся смотреть в глаза, им страшно заходить в автобус, им хочется кричать и повторять одни и те же слова — они боятся окружающих так же, как окружающие боятся их. У детей с аутизмом часто встречаются ограниченные и повторяющиеся модели поведения. При всём этом интеллект ребенка не страдает, а в некоторых случаях может гораздо выше, чем у его сверстников.

 

Между тем, по статистике, различные формы аутизма встречаются у каждого сотого человека, а легкой формой аутизма страдали многие великие люди науки и искусства и именно поэтому были гениальны: Эйнштейн, Ньютон, Оруэлл, Уэллс, Моцарт, Кант, Микеланджело.

 

Каждый случай аутизма уникален, и среди аутистов много потенциальных гениев. Но реализованных гениев - единицы: им не хватает нормализации восприятия окружающего мира и социальной адаптации.

 

Численность детей, страдающих аутизмом, высока во всех регионах мира и имеет серьёзные последствия для самих детей, их семей и общества в целом.

 

Люди с аутизмом часто оказываются талантливыми в отдельных областях: в истории, литературе, математике, географии и музыке. Они с легкостью запоминают большие тексты. Но самые простые действия им даются с трудом: разговор на повседневные темы, поход в магазин, переход улицы.

 

Главной задачей родителей и педагогов является развитие самостоятельности у детей с аутизмом и их последующая интеграция в жизнь общества. Они обладают огромным творческим и интеллектуальным потенциалом, который мы не должны терять.

 

Проблема аутизма в нашем обществе состоит в неготовности принять и нормально относится к таким детям.  Им необходима поддержка, для того чтобы жить, полностью реализуя свои возможности, справляться с непростыми для них социальными задачами. Они нуждаются в признании и принятии их особенностей так же, как и мы с вами, но многие из людей с аутизмом просто не смогут достойно жить без этой поддержки.

 

Оксана ЗУБИК,

заместитель директора по основной деятельности ГУО «Щучинский ЦКРОиР»

 
Подписывайтесь на нас в Telegram и Viber!