В проекте “какие наши годы!” – популярный в 80-х щучинский музыкант Александр Мирчук

“Я скучаю по нам по прежним”... В этих словах из одноимённой песни на музыку Андрея Мисина заложена ностальгия целого поколения 

 

Проходя вдоль живописного ландшафта около районного центра культуры и народного творчества, людям моего поколения (уверена!) нет-нет да и вспоминается … танцплощадка 80-х, увитая зеленью, окруженная холмами и “падающими” мачтовыми соснами, где под самое звёздное небо плыли завораживающие мелодии таких светлых, таких романтичных песен. Слушать щучинских музыкантов летними вечерами собирался на холме у озера, казалось, весь город.

 

Вспомнить те безвозвратно ушедшие времена мы попросили одного из самых популярных в те годы щучинских музыкантов Александра Мирчука. Ведь он с друзьями отыграл даже не десятки, а сотни свадеб, не говоря уже о танцевальных и концертных вечерах.

 

“Стройбат порвал все струны”

 – Александр Николаевич, а когда Вы первый раз взяли в руки гитару? 

 

 – В армии, которая стала для меня школой жизни во всех отношениях. Кстати, из-за проблем со зрением я мог и вовсе отказаться от службы, но категорически отверг предложение военкома и ни разу не пожалел об этом. Служил в Подмосковье, в стройбате. Однажды, наблюдая, как в минуты отдыха ребята бренчат на гитаре, решил освоить этот инструмент. Ведь музыкой интересовался давно: обожал джаз за его красоту и непредсказуемость, слушал “Битлз”, “Роллинг Стоунз”, “Энималс”, знал о творческой карьере нашего земляка Чеслава Немена и, безусловно, не мог не оценить его новаторские подходы в рок-музыке. К тому же, выписывал польские музыкальные журналы, которые приходили прямо в часть. Было с кем и обсудить новинки. Вот и попросил ребят, отправившихся в увольнительную, купить мне семиструнку: благо заработок в стройбате это позволял.

 

 В первый же день почти каждый из сослуживцев посчитал своим долгом испытать инструмент, а в результате не уцелела ни одна гитарная струна! Конечно, при первой же возможности купил новые струны, одарив продавщиц магазина ландышами, собранными в весеннем лесу совсем для других девушек. Вот она – безбрежная юность!

 

Сослуживец из Литвы, профессиональный аккордеонист, помогал дельными советами. Словом, из армии в Щучин возвращался с определёнными знаниями и гитарой – важнейшим атрибутом молодёжной среды тех лет!

 

 – Благодаря этим качествам и были приглашены работать в районный Дом культуры?

 

 – РДК в то время находился в здании, где теперь размещается торговый комплекс “Павлинка”. Предыдущий руководитель ВИА Володя Попелушко уходил в армию, и мне предстояло подхватить музыкальную эстафету. Присоединились старшеклассники Сашка Сосновский и Серёжка Желонкин – гитарист и клавишник. Бас-гитара – это мой “конёк”, а вот на ударных играл Миша Бобров, потом его сменил Володя Футарянский. Но вскоре ребята закончили школу, поступили в институты, и приходилось искать и открывать новые таланты. 

 

 “Я умею слушать других”

 – Ведь Вы и ВИА на заводе “Автопровод” возглавляли?

 

– Да, наше градообразующее предприятие в те времена гордилось своей художественной самодеятельностью. Считалось, что уровень заводского вокально-инструментального ансамбля должен быть соответствующим. Мне доверили ключи от профкома, где в “ленуголке”, а иногда и прямо в цеху мы с ребятами после рабочей смены собирались на репетиции. Если на ударных тогда “выкладывался” Сергей Бочкарёв, то в качестве гитариста был приглашён Александр Аврукевич. Тогда он был молодым преподавателем Щучинской музыкальной школы, а нынче руководит оркестром всеми любимого народного ансамбля “Белые росы”. 

 

Помнится, что в то время я сочинял патриотические песни-баллады “под Высоцкого”. Надо сказать, война тяжёлым колесом прошлась по моей семье. Деда по маминой линии фашисты расстреляли за связь с партизанами, а отца в юношеском возрасте насильно вывезли на работу в Германию, и это оставило тяжёлый отпечаток на всей его жизни. 

 

– А ведь здорово, что самореализация была возможна благодаря концертам и выступлениям на музыкальных конкурсах, которых тогда было не счесть!

 

 – Если честно, то сцена для меня настоящее испытание. Я всегда очень волновался и переживал. И не только я. Просто у некоторых музыкантов этот “мандраж” проходит после первых же аккордов. Я себя большим музыкантом никогда не считал, был очень требователен к себе, но зато умел и умею слушать других. Помню, как из армии возвратился Геннадий Панов, как мы, товарищи по “музыкальному цеху”, оценили его редкий дар – и дирижерский слух, и умение виртуозно владеть инструментами. Вот кто, по моему мнению, был и есть музыкант номер один в Щучине! 

 

Кстати, нашими выступлениями тогдашний заведующий отделом культуры Александр Борисевич всегда был доволен. Его надежды и ожидания мы оправдывали. 

 

Дружба – понятие круглосуточное

– Александр Николаевич, знаю, что Вашим хорошим другом является известный российский композитор Андрей Мисин. Как Вы с ним познакомились?

 

– Не секрет, что все музыканты могли мало-мальски прилично заработать только “на халтуре”. Вот и мы не исключение. Помню, что во всю гремели танцы на свадьбе Саши Блоха, и в эту веселую карусель включились ребята “из городка”. Андрей Мисин пришёл с товарищем и своей будущей женой Леной Половченя. Вскоре их, музыкантов из Дома офицеров, узнали и, конечно, попросили спеть. Парни взяли в руки гитары, я вступил в альянс на ударных. Получилось замечательно. 

 

Андрей Мисин служил здесь в авиаполку – в знаменитом 10-м орап, параллельно играл в ансамбле ГДО. Он очень выделялся каким-то особым чувством красоты, идеальным слухом, мастерством аранжировок. Я всегда повторяю: Андрей играет не столько руками, сколько … головой: какой бы инструмент ни взял, он будет звучать виртуозно и неподражаемо благодаря вдумчивости музыканта, его экспериментаторству, нежеланию повторяться.

 

С Мисиным мы сошлись во взглядах, в трепетном отношении к музыке, поэтому вместе отыграли множество свадеб. Ведь после армии он некоторое время жил в нашем городе и преподавал в детской школе искусств. 

 

Сегодня он – москвич, член Союза композиторов. Его называют самым грустным композитором России, а я б назвал – самым глубоким. Кстати, его песни исполняют Валерий Леонтьев и Алла Пугачёва, Лайма Вайкуле и Кристина Орбакайте, Валерия и многие другие звёзды эстрады. А композиция Мисина на слова небезызвестного мецената Михаила Гуцериева в исполнении Григория Лепса “Я скучаю по нам по прежним” стала победителем в номинации “Лучший городской романс”. Да и сам Андрей не раз становился лауреатом и победителем международных музыкальных конкурсов. 

 

– При такой популярности он не перестал вспоминать Щучин и своих друзей?

 

– Он очень преданный человек. Может среди ночи позвонить и поделиться своими тревогами, если возникла проблема, обязательно предложит помощь. Однажды, когда перед заявленной игрой на свадьбе одному из музыкантов пришлось уехать, Андрей примчал на выручку из Москвы. Щучин для него – особая страничка в жизни.

 

 Меня всегда зовёт в гости, на презентации своих альбомов. В своё время я ездил в Москву на международный телеконкурс “Ступень к Парнасу”, где он очень удачно выступил.

 

А как-то Андрей предложил встретиться в Минске, куда он приехал играть … в футбол в составе сборной российских звёзд эстрады. Запомнилось неформальное общение после матча на стадионе “Динамо”, простота и чувство юмора его друзей-артистов. Думаю, что Мисин ещё обязательно навестит Щучин, в котором осталась частичка его души.

 

Не музыкой единой…

– Видимо, музыка – это не единственное из ваших занятий. 

 

 – Я работал техником-программистом на заводе “Автопровод”, потом перешёл в банк, где тоже были нужны программисты. Уже будучи на пенсии, трудился в аптечной сети района, создавая единую компьютерную систему.

 

Сколько себя помню, меня всегда интересовала радиотехника: паял, мастерил, что-то совершенствовал. Делал гитарные приставки, цифровые ревербераторы, чтобы электронное эхо делало звуки шире, богаче, объёмнее. Увлечений у меня много. 

 

– Не верю, что Вы расстались с гитарой…

 

– Ещё в 97-м я продал все свои инструменты. Считаю, что лучше на пять минут раньше со сцены уйти. А последний раз держал в руках гитару, когда настраивал инструмент для внука. Георгий у нас закончил музыкальную школу по классу скрипки, но какой парнишка не мечтает классно играть на гитаре? Так было во все времена…

 

Татьяна СТУПАКЕВИЧ.
Фото автора и из архива.