В Бресте прошел III Форум медийного сообщества Беларуси
Журналистика трансформируется и не открещивается от трендов. Поэтому на III Форуме медийного сообщества Беларуси эксперты в первую очередь обсуждали не верстку газет и создание цепляющих заголовков, а нейросети и то, как эффективно применять их в медиа. Поделились опытом ведения сайтов и генерации контента, который сработает, рассказали о средствах массовой манипуляции, затронули тему соцсетей. «Кросс‑медийная журналистика: технология и инструментарий» — тема, которая актуальна сегодня.
На форум съехались журналисты из всех регионов страны. А в качестве спикеров выступили не только белорусские эксперты, но и гостья из России.
— Форум традиционно объединяет талантливых журналистов, медиаменеджеров, авторитетных экспертов и с каждым годом становится более значимым и востребованным, — сказал министр информации Владимир Перцов. — В последнее время усилился общественный запрос на качество информации. Возникла острая необходимость борьбы с фейками. Новые реалии ставят перед медиасферой новые задачи, от решения которых будет зависеть наше будущее. Форум дает возможность обсудить актуальные тенденции, подходы и поделиться опытом друг с другом.
Министр информации подчеркнул: ускорился процесс цифровизации, быстро меняются предпочтения аудитории, появляются новые формы подачи информации. Для большей популярности у читателя, зрителя и слушателя нужен новый подход. Владимир Перцов обратился к журналистам:
— За последний год вы стали более оперативными и уверенными. Появилась неплохая региональная аналитика, вы наконец‑то обратили внимание на проблемы и чаяния граждан. Результат работы — заметный рост количества просмотров. Но главное, аудитория остается с вами. Вам доверяют и надеются на вашу помощь.
Региональная пресса стала более заметна в интернете. Если в декабре прошлого года интернет‑аудитория региональных СМИ составляла порядка 2,8 миллиона человек, то в феврале этого года — свыше 3,1 миллиона. Прирост — 10 процентов буквально за 2,5 месяца. Владимир Перцов сообщил, что одна из задач министерства — запуск национальной системы измерений в интернете.
Интернет — меньше, соцсети — больше
Заместитель главного редактора медиагруппы «Россия сегодня» Наталья Лосева отметила, что белорусский медийный рынок рассматривает как быстро и гибко развивающийся и высокотехнологичный:
— Те разработки, которые мы наблюдаем на вашем рынке, оцениваются как передовые, у вас высокий уровень IT‑специалистов. Сегодня нельзя говорить, что есть какие‑то выверенные дорожные карты, рецепты, куда развивать медиа, кого оценивать как конкурента, как относиться к контентным платформам, в которых мы начинаем конкурировать. Все эти вопросы не имеют четкого ответа. Мы находимся в стадии обсуждения. В подобной ситуации крайне важен обмен опытом. Поэтому форум полезен как для участников, так и для экспертов.
Наталья Лосева рассказала и о сенсации 2022 года: время, которое люди проводят в интернете, сократилось почти на 5 процентов. То есть на 20 минут в день меньше, чем в 2021‑м. К слову, типичный интернет‑пользователь трудоспособного возраста каждый день тратит на соцсети на 30 процентов больше времени, чем на просмотр телевизора.
Одна из миссий форума — образовательная. Представители крупных республиканских медиа поделились своим опытом и рекомендациями с коллегами из регионов. Продвижение областных и районных СМИ в интернете стало темой выступления заместителя директора — главного редактора издательского дома «Беларусь сегодня» Ивана Синичкина.
— Сегодня сайт издания — единственное средство передачи информации через интернет, которое принадлежит редакции и на которое не могут влиять зарубежные платформы или соцсети, — отметил спикер. — Его невозможно отключить, независимо от внешних влияний мы продолжаем вещать внутри страны. Если не поддерживать свой интернет‑ресурс в хорошем состоянии, донести нужную повестку не получится.
Иван Синичкин продемонстрировал результаты исследования, которое издательский дом провел по просьбе Мининформа. Всего было проанализировано 124 интернет‑ресурса районных и областных СМИ, динамика их посещаемости и другие показатели с декабря 2022 по май 2023 года.
— У некоторых региональных ресурсов прирост на 100 — 300 тысяч визитов в месяц. Отдельным сайтам удалось достичь скачка в 400 — 500 тысяч по сравнению с началом года. А у других статистика остается на уровне 3,5 — 10 тысяч визитов в месяц, то есть примерно 100 — 300 визитов в сутки.
Среди причин низкой посещаемости Иван Синичкин назвал техническое состояние сайта:
— Типичная ситуация: несколько месяцев он вообще не открывается, потому что закончился срок действия сертификата безопасности, а редакция этого не видит. Еще история: у сайта с декабря по май почти в три раза обвалился трафик. В редакции не понимают почему. Анализ показал, что число посетителей резко сократилось после того, как перестали публиковаться ссылки на ресурс в соцсетях. Переходы на сайт упали, число просмотров в соцсетях увеличилось, но незначительно, то есть потери аудитории не перекрыты.
Еще одна проблема — сайт очень долго грузится, что плохо и для пользователя, и для поисковых систем. У ресурсов, попавших в топ‑20 аутсайдеров, как правило, перечисленные проблемы в совокупности.
Говоря о передовых интернет‑ресурсах региональных СМИ, спикер привел в пример барановичскую газету «Наш край» и областную газету «Мiнская праўда»:
— Они хорошо занимаются оптимизацией своего контента, пишут яркие заголовки, используют экспертные мнения, понимают алгоритмы работы сайтов и соцсетей. И, соответственно, получают прилив пользователей.
Несколько слов и о нейросетях. Иван Синичкин убежден, что их можно использовать в работе СМИ, включая региональные:
— Нейросети — тема хайповая, и многому из того, что она генерирует, доверять нельзя. Но некоторые вещи вполне могут заменить человеческие ресурсы. К примеру, с ее помощью можно писать заголовки к статьям или постам. Еще одна сфера применения — сокращение текстов для соцсетей. Нейросеть поможет быстро создать тезисы из большой полосы текста в газете, остается только редакторская работа.
Не хватает штата? Ищите волонтеров
Директор Национального представительства МТРК «Мир» в Беларуси Ольга Шпилевская обозначила: взаимодействие с аудиторией — неотъемлемая часть работы в медиапространстве.
— Каждый подписчик важен. Поэтому через опросы интересуйтесь мнением подписчиков по той или иной теме. Создавайте чаты, сообщества, где люди могут общаться, находить единомышленников. В таком случае у ваших подписчиков будет повод постоянно возвращаться на канал. Основная аудитория нашего канала — белорусы и россияне. Объединяет их одно: они любят Беларусь. Поэтому информация о белорусской продукции, достопримечательностях, санаториях заходит на ура.
При этом важно поддерживать связь с подписчиками — у них есть потребность рассказать о себе, считает Ольга Шпилевская:
— Еще один немаловажный момент — не бойтесь экспериментировать. Программное обеспечение позволяет использовать элементы дополненной реальности при съемке сторис и развлекательных историй. Ваши подписчики любопытные и обязательно воспользуются вашим продуктом.
Ольга Шпилевская поделилась рецептом с небольшими редакциями, как привлечь волонтеров для ведения соцсетей:
— В районах есть люди с ограниченными возможностями, которым сложно найти работу. Но эти люди очень хорошо владеют интернет‑технологиями, они живут в сети. Не постесняйтесь предложить им стать востребованными и включить их в ваше сообщество.
Буквы без видео не работают
Культура потребления контента постоянно меняется, говорит заместитель генерального директора Белорусского телеграфного агентства Татьяна Бирук:
— Если одно видео вчера залетело и набрало тысячи просмотров, то уже сегодня оно может быть неинтересным аудитории. Сейчас пользователи сами формируют свою ленту новостей. И еще важный момент, о котором нужно помнить, — буквы не работают без видео, а видео без букв.
Что еще может заставить контент работать? Спикер обращает внимание на подачу заголовков:
— От заголовков зависит многое, если не все. Помните о правиле первых четырех слов: в них должна заключаться вся суть.
Отдельно эксперт остановилась на времени выдачи материалов:
— Мы должны понимать, когда аудитория наиболее активна, и приучать ее потреблять контент в одно и то же время. К примеру, вечер хорош для аналитики и душевных материалов.
Холдинг — это оздоровление СМИ
Медиахолдинг дает возможность сделать издания более конкурентоспособными на медийном рынке, убеждена начальник главного управления идеологической работы и по делам молодежи Брестского облисполкома Татьяна Гагакова. По ее словам, объединяя 10 лет назад «Народную трибуну» и «Зарю», удалось добиться экономического результата:
— Тогда в Брестской области государственная местная пресса конкурировала с негосударственной, должна была «воевать» за читателя, тираж, рекламу. Сегодня задачи усложнились. Конкурировать приходится не только на печатной ниве, но и на интернет‑площадках.
В 2021 году в Брестской области объединили убыточные городскую газету и медиа Брестского района. Выросли тираж и зарплата сотрудников. В 2022‑м создали холдинг на базе пинских городской и районных газет, затем еще один — на базе областной газеты «Заря», в который вошли три районки.
— Конечно, процесс адаптации к новому формату еще далек от совершенства, есть над чем работать. Но нет сомнений, что создание холдингов на Брестчине успешно пройдет процесс становления и подстегнет другие редакции к сложным, но однозначно необходимым переменам.
Вырождение Европы
Политический обозреватель СТВ Надежда Сасс говорила о средствах, с помощью которых Запад манипулирует сознанием людей. А еще о том, как белорусские СМИ могут с этим бороться.
— Важно отказаться от изоляционистского мировоззрения. Беларусь не просто ощущает на себе влияние нового геополитического противостояния между Западом и Востоком, она находится непосредственно в эпицентре. Игнорировать происходящее вокруг не просто неправильно, а опасно.
Даже на региональных каналах и в районных газетах должно быть больше международных новостей и анализа влияния международных процессов на жизнь страны. Еще одна большая задача — борьба с идеализаций Европы, которая упорно остается в головах многих.
— Мало внимания уделяется сюжетам о современной Европе — от социальной незащищенности наемных работников до агрессивного навязывания ЛГБТ‑идеологии в школах и детских садах. Объективное освещение того, во что выродился Запад, разрушит главный инструмент наших оппонентов — попытку манипулировать мифом о европейском рае.
Спикер уверена, что не хватает историй о жизни в тех странах, которые развивают партнерские и дружеские отношения с Беларусью. Репортажи о технологическом секторе Ирана и модели социального государства в Китае расширят кругозор белорусской аудитории.
В завершение форума была принята резолюция. Журналисты сошлись во мнении, что интернет‑платформы отняли у СМИ монополию на информацию, но это заставило находить новые формы и подходы в подаче медиапродукта. Журналисты работают ради читателя и зрителя, хотят говорить не только о проблемах, но и участвовать в их решении. СМИ должны выполнять не только информационную функцию, но и становиться площадкой для диалога, использовать свой потенциал для улучшения медиаграмотности и активно внедрять практику кросс‑медийности. Реализация этих предложений поспособствует укреплению мира и безопасности в стране.