Масштабное событие собрало представителей государственных республиканских и региональных средств массовой информации, сетевых изданий, общественных объединений, блогосферы, начальников управлений идеологической работы, экспертов в сфере коммуникаций.
Пожалуй, один из самых важных и интересных этапов в работе Форума – выступление спикеров. Лучшим опытом и наработками уже поделились генеральный директор Белорусского телеграфного агентства Ирина Акулович, заместитель директора – главного редактора Издательского дома «Беларусь сегодня» Иван Синичкин, другие руководители и представители СМИ. Перед участниками форума выступил Игорь Тур – политический обозреватель телеканала ОНТ. Главная тема его выступления – «Политический стендап как форма идеологического инфотеймента».
В начале своего выступления Игорь Тур подчеркнул: зрителя нужно уметь не только информировать, но и развлекать.
– Влияние ютуба и других площадок достаточно большое. Сегодня человек не просто хочет узнать новость, а, например, включить телевизор, увидеть сюжет. Где-то порадоваться, где-то позлиться или поругать ведущего, не согласиться с его мнением. Инфотеймент – это и есть способ подачи информации, у которого две цели – не только информирование, но и развлечение. Поэтому наша профессия, особенно телевизионных журналистов, – это и развлекать зрителя в том числе. И выполнять эту важную составляющую работы обязательно нужно хорошо, – уверен Игорь Тур.
Он подробнее остановился на понятиях «авторская журналистика» и «аналитика».
– Повторение тезисов Главы государства, губернатора или еще кого бы то ни было – это не авторская журналистика. И это совершенно точно не аналитика, – отметил политический обозреватель ОНТ. – Журналист, выступая в аналитическом жанре, должен создавать некую новую мысль.
Игорь Тур также поделился профессиональными лайфхаками. Он привел три основных правила работы для любого журналиста, которых, к слову, придерживается и сам в своей «пропаганде»:
– Первое – не считать зрителей идиотами. У нас понимающие люди, которые не хуже нас с вами разбираются в каких-то вопросах, и именно так к ним нужно относиться. Второе правило – не лить «воду». Возьмем свежий пример – 22 июня мы отмечали День всенародной памяти жертв Великой Отечественной войны. И новость, полностью состоящая из очевидных фактов, наподобие того, что «советские солдаты совершили подвиг на благо всего мира» уже не будет интересна людям. Это уже данность, это известно всем и каждому. Третье правило – не врать там, где это не нужно. Одно дело, когда какие-то эксперты объясняют: «Да, цены растут», и при этом поясняют, почему это происходит, и что делать для того, чтобы цены не росли. Другой пример – когда в какой-нибудь из условных газет читаешь что-то вроде: «Цены в районе под контролем, все совершенно». Нужно учиться освещать даже неприятные вещи, а не пытаться делать вид, что этого не существует.
Что касается авторской журналистики, то, по мнению Игоря Тура, журналистам этого жанра важно создавать бэкграунды, чтобы, например, читая статью определенного автора, человек знал, кто этот автор, каких принципов в работе придерживается, какие темы освещает чаще всего, какие у него особенности. Тогда люди будут отслеживать его статьи и ждать новых работ, заранее зная, в каком формате они будут преподнесены.
– Нужно также учиться подавать читателю три-четыре основных мысли, которые он запомнит после прочтения материала. Как бы интересно ни был написан большой материал на разворот, сколько бы там ни было важных тем поднято, читатель воспримет только самое главное, основное, то, что его заинтересует больше всего, – подчеркнул Игорь Тур.