Сегодня - День учителя! Директор СШ №2 г.Щучина Жанна Гайда о профессии и о себе
Почти тридцать лет в педагогике… И за это время учитель истории и обществоведения, заместитель директора по учебной работе в гимназии и, наконец, директор СШ №2 г. Щучина. А еще – финалист областного этапа конкурса профессионального мастерства “Учитель года-2011” и учитель-методист, или, иначе говоря, учитель учителей.
Да, это всё о ней, о настоящем Педагоге, которая любимой профессии посвятила себя без остатка, о профессионале своего дела – Жанне Генриховне Гайда, которая всего лишь полтора месяца возглавляет вторую городскую школу.
Улучить момент для серьёзного разговора за несколько дней до профессионального праздника оказалось не так просто. Накануне Жанна Генриховна проводила мастер-классы и читала лекцию для учителей истории и обществоведения высшей категории в Гродненском институте развития образования. В день нашей встречи в школе готовились к праздничному мероприятию, на которое были приглашены ветераны педагогического труда, в разное время работавшие в этом учреждении образования, и, конечно же, ученики. А всё для того, чтобы не оставить учителей без внимания и поздравить с профессиональным праздником, а у ребят вызвать интерес к профессии педагога.
– Я ведь начинала свой длинный путь по педагогической стезе именно в СШ №2 г. Щучина, куда в 1993 году приехала по распределению после окончания Гродненского государственного университета им. Я. Купалы, – рассказывает Жанна Генриховна. – А спустя 28 лет вернулась сюда руководителем. Вот как в жизни бывает. Щучин – мой родной город: тут я родилась и училась в СШ №1 до седьмого класса. Потом папу, который до этого работал главным инженером в колхозе “1 Мая”, назначили директором совхоза “Большое Можейково”, и мы всей семьёй переехали. Восемь классов я закончила в Можейковской БШ, а аттестат о среднем образовании получила в Скрибовской СШ. Всегда думала, что буду учителем математики и физики, участвовала в олимпиадах, но во время подготовительных курсов в университете много общалась со студентами истфака. И потом в какой-то момент поняла, что мне очень интересна эта специальность. “Буду историком!” – приняла окончательное решение. И как показала жизнь, не ошиблась.
На 13 лет задержалась Жанна Генриховна на своём первом месте работы. А затем перешла в гимназию. В 2016 году стала завучем и проработала в этой должности 4 года.
– С каждым своим учеником стараюсь в первую очередь наладить контакт, всегда иду навстречу ребёнку, – говорит Жанна Генриховна. – Любой неуспех своего ученика воспринимаю как собственную недоработку. За эти годы сформировалась своя методика преподавания. В первую очередь предмет должен быть понятен ребёнку, когда ученик учит тему или параграф, должен понимать, о чём идёт речь. Моя главная задача – увлечь, поэтому стараюсь сделать урок интересным и красочным. Больше всего использую интерактивные методы, визуализацию, не люблю и не провожу традиционные уроки. Предпочитаю разговор, живое общение, дискуссию.
И такие формы и методы дают свои результаты. За годы работы являлась тренером районной школы “Интеллект”. Жанна Генриховна подготовила двух победителей и призёра заключительного этапа республиканской олимпиады по обществоведению и была поощрена премией Президента Республики Беларусь за работу с одарёнными детьми. Четыре выпускника Жанны Генриховны получили 100-бальный результат на централизованном тестировании. И сегодня она, даже занимая руководящий пост, продолжает работать в районной школе ЦТ.
Экскурсии, походы, гимназический интеллектуальный клуб “Что? Где? Когда?”, школьные музеи – на всё находилось время у талантливого педагога. Она возглавляла методическое объединение учителей истории и обществоведения района, руководила “Школой молодых историков”, состояла в группе по подготовке специалистов для участия в конкурсе профессионального мастерства. И в какой-то момент поняла, что готова делиться опытом и знаниями со своими коллегами. Настало самое время для того, чтобы получить квалификационную категорию “Учитель-методист”, которая присваивается педагогу, имеющему признанный эффективный педагогический опыт и активно распространяющему его в педагогической среде. Учитель-методист в первую очередь является учителем учителей, который содействует профессиональному росту своих коллег.
– К получению этой квалификационной категории я шла пять лет, – говорит педагог. – Стала финалистом областного этапа республиканского конкурса профессионального мастерства “Учитель года”. Мои разработки периодически печатались в республиканских СМИ, я постоянно работала с коллегами, участвовала в областных и республиканских семинарах, проводила мастер-классы. Я обобщила свой опыт работы “Интерактивные методы обучения на уроках обществоведения для развития коммуникативных умений” и выдержала все экзамены. Теперь являюсь членом республиканской группы историков и обществоведов. Дважды в год мы собираемся, обсуждаем что-то новое, вносим свои предложения в комиссию по разработкам новых учебников.
В Щучинском районе Жанна Генриховна – одна их трёх учителей-методистов. Такую квалификационную категорию в своё время получили только нынешний заместитель председателя райисполкома Елена Пасюта и учитель начальных классов Василишковской СШ Светлана Ханько.
Теперь на новой должности у Жанны Генриховны много планов, реализовать которые она надеется при помощи своего творческого, талантливого и активного коллектива, с участием учеников и родителей.
– В нашей школе учится большое количество детей из многодетных семей, – говорит Жанна Генриховна. – Я решила лично познакомиться с их родителями, чтобы знать, какая помощь им нужна, в каких условиях они живут. Таким образом и налаживаю контакты. Что касается ближайших планов – намерены заняться благоустройством пришкольной территории, а также возрождением школьного музея, для которого уже и направление выбрали. Он будет посвящён геральдике городов Гродненской области. Кроме того, мы решили организовать передвижную выставку шахмат и оформить рекреацию с игрушками. А вообще мне очень хочется сделать всё возможное, чтобы школа поднялась на новый, более высокий уровень.
Как бы ни была отдана своей профессии Жанна Генриховна, самое главное в её жизни – семья. Сын Илья и невестка Марина – врачи. Сын в своё время закончил СШ №2 г. Щучина с золотой медалью. Но несмотря на то, что собирался в медицину, глубоко интересовался историей, любовь к которой ему привила мама. Пятилетняя внучка Александра, которая очень любит танцевать и занимается в театральной студии, уже решила, что станет учителем, как бабушка. А с мужем Юрием, с которым когда-то учились в восьмом классе, уже много лет идут по жизни плечом к плечу. И теперь он надёжная опора для жены: в последнее время работает инженером-механиком управления централизованного хозяйственного обслуживания в отделе образования, спорта и туризма.
А сама Жанна Генриховна каждую свободную минуту отдаёт чтению и предпочитает историческую литературу.
– С детства очень любила вязать крючком, но теперь на это совсем нет времени, – признаётся моя собеседница. – Но всегда найду возможность придумать разные конкурсы, задания на какое-нибудь тематическое мероприятие. Думаю, во мне живёт массовик-затейник. День учителя для меня – самый важный и главный профессиональный праздник. Я до сих пор помню свою первую учительницу Ирину Юльяновну Матыс, которая всегда учила нас всего добиваться своим трудом. Мне в этой жизни никогда ничего не давалось просто так, я всё время постоянно работала над собой. И сегодня с уверенностью могу сказать, что все мои достижения – это результат моего упорного труда. Я рада, что когда-то выбрала для себя именно эту профессию. В другой сегодня я себя просто не мыслю.
Анна РУДСКАЯ.
Фото автора.