Перенять опыт Нижней Саксонии, чтобы действовать. Щучинская делегация недавно вернулась из Германии
– Эта поездка проходила в рамках проекта “Учиться, чтобы действовать”, который уже три года реализуется Представительством DVV International в Беларуси при поддержке Европейского союза, – рассказывает Татьяна Ивановна.
Участниками поездки стали активисты мини-проектов, реализуемых в разных регионах Беларуси. Среди них и Т.И. Горохова, которая была координатором мини-проекта Гродненского общественного объединения молодых учёных ВИТ “Дополнительное образование взрослых для устойчивого развития Щучинского района”. Елена Васильевна Пасюта представляла органы власти.
– Мы побывали в нескольких городах, познакомились с разными подходами в системе образования, посетили центры образования взрослых, – рассказывает Татьяна Ивановна. – Они все выполняют одну функцию, но у каждого – своё лицо. Очень впечатлила работа, организованная с беженцами. Во время нашего визита в одном из центров около десятка женщин-беженок из Сирии изучали немецкий язык. Их маленькие дети были под присмотром воспитательниц, одна из которых владела их родным языком. В этом университете Народного образования на каждого беженца выделяется по 500 бесплатных часов для изучения немецкого языка. Вообще Народные университеты в Германии существуют уже около ста лет, получают материальную поддержку на уровне государства, активно курируют проекты образования взрослых в других странах, в том числе уже на протяжении десяти лет в Беларуси.
Участники поездки имели возможность познакомиться с особенностями системы образования Германии.
– Представительница Народных университетов подробно рассказала нам о дуальном образовании, – продолжает свой рассказ Татьяна Ивановна. – Это такой вид учебы, который подразумевает получение теоретических и практических знаний одновременно. Проще говоря, вы учитесь и работаете. И, естественно, получаете зарплату. Мы побывали в профтехучилище, где обучают профессии будущих каменщиков. Занятия организованы в большом здании. Здесь ребята получают теоретические знания и вместе с тем прямо на месте учатся мостить камешками дороги и тротуары, тут же сдают зачёты.
Подобным образом обучают и будущих работников аграрной отрасли. В огромном ангаре – участок поля, на котором ученики осваивают технику вождения и обработки земли. Причём техника там новая и современная. Поступает она прямо с предприятия, которое выпускает сельхозмашины. Это сделано для того, чтобы молодые специалисты, приходя на работу, умели управлять именно современной техникой.
Параллельно с теоретическим обучением проходит практическое на предприятии, с которым у ученика заключён договор. Полученные знания ребята применяют на производстве, и их работа оплачивается.
Заинтересовал участников поездки и опыт работы немецких специалистов с семьями и трудными подростками.
– Если в семье появились проблемы, сотрудники Народных университетов поддержат и детей, и взрослых, – говорит Татьяна Ивановна. – У мамы депрессия? Специалисты помогут с домашними делами, позаботятся о детях, дадут маме возможность разобраться в себе. Родители обращаются за помощью в Народные университеты в сложных жизненных ситуациях.
Помогает в воспитании трудных подростков трудотерапия. Им предоставляется возможность попробовать себя в разных специальностях. Например, в одном Народном университете ребята, которые хотят стать кондитерами, могут работать в кафе. Желающие посвятить себя сельскому хозяйству трудятся в поместье. Так они могут сделать правильный выбор и заниматься тем, что им нравится. Часто, получив аттестат зрелости, они уже имеют рабочее место.
Серьёзное внимание уделяется в Германии защите окружающей среды.
– Мы проехали очень большое расстояние: от Ганновера до Нордона, увидели много интересного, – делится впечатлениями Татьяна Ивановна. – Поля там “усеяны” ветряками, на крышах – солнечные батареи, практически каждое фермерское хозяйство оснащено биогазовой установкой. Посчастливилось нам побывать в заповеднике на берегу Северного моря. Во время отлива местные жители и туристы могут пройтись по дну моря до соседних островов. Восхитила организация работы немецких экологов в этом заповеднике по защите его обитателей.
Во время семинара-практикума, который по итогам поездки состоялся в Ганновере, участники получили консультации, обменялись своими мнениями и поделились идеями о том, что из увиденного они могут применить в своём регионе.
– Для меня это была не первая образовательная поездка в Германию, – говорит Татьяна Ивановна. – Но если раньше я обучалась методикам преподавания немецкого языка, то в данной поездке я ощутила себя представителем общественной организации, общественным экологом и неравнодушным представителем своей Щучинщины. Кстати, во время этих поездок меня всегда впечатляли россыпи жёлтых нарциссов в городах Германии. В прошлом году мы стали участниками международного проекта “Жёлтые нарциссы” и посадили около 300 луковиц этих цветов возле своей гимназии.
У нас на Щучинщине уже накоплен определённый опыт для образования взрослых. Повышение компьютерной грамотности, занятия фитнесом, кружки по рукоделию и многое другое – людям постарше есть возможность реализовать свои стремления. Но учиться у других, чтобы ещё больше развивать свой регион и предоставлять его жителям новые возможности, – никогда не будет лишним.
Анна РУДСКАЯ.
Фото из архива Т.И. Гороховой.