Один день жатвы
В самом разгаре уборочная страда, комбайны работают на полях, свежее зерно поступает на зерносклады… На первый взгляд кажется, что всё так просто – собрал зерно, перевёз его и засыпал на хранение. Но за этим всем стоит напряжённый каждодневный труд всех, кто занят на уборке урожая и умелая организация всего уборочного процесса.
Открытое акционерное общество «Демброво» – одно из передовых хозяйств в Щучинском районе. В этом году зерновыми культурами здесь засеяли 3270 га.
- Хвастаться высокой урожайностью пока не будем, – говорит заместитель директора предприятия Юрий Алексеевич Сакута. – Дождливое лето несколько затруднило уборку яровых культур, но сегодня темпы уже набраны.
По состоянию на 4 августа в хозяйстве было убрано 12 процентов площадей, намолочено 2190 тонн зерна при урожайности 54,2 центнера с гектара, что выше прошлогодней на 8,2 центнера с гектара. На полях ОАО «Демброво» работает 15 комбайнов различных марок и производительности. Столько же опытных комбайнеров управляют техникой.
- Это оптимальное количество уборочной техники для нашего хозяйства, позволяющее в заданные сроки собрать весь урожай, – продолжает Юрий Алексеевич. – По мере необходимости парк комбайнов обновляется: в этом году через ОАО «Промагролизинг» приобретен зерноуборочный комбайн КЗС-1218 отечественного производства. Самому «старому» комбайну в хозяйстве недавно исполнилось 16 лет. И хотя для него это «предпенсионный» возраст», но в самые жаркие дни уборки никогда не подводил.
В этот августовский день на машинном дворе работа кипела с шести утра. Комбайнеры очищали бункеры, смазывали все важные для уборочной техники детали, затем – заправка топливом. Около 10 утра, когда спадает роса и колосья просыхают, техника выходит в поле. Возвращаются комбайны поздно – уже в десять вечера. Бывает, приходится заканчивать работу и ближе к полуночи.
С «экскурсоводом» Юрием Алексеевичем направляемся на поле возле деревни Кузьмы, где уборку ячменя ведут четыре комбайна. «Джон-Дир», «Мега-208» и «КЗС-1218» под управлением комбайнеров Андрея Вейко, Олега Кахновича и Павла Яхновца разгружают полные бункеры зерна в подъехавшие грузовые машины. Потоки зерна нового урожая летят в кузова, которые потом обязательно накрываются специальным тентом для того, чтобы перевезти зерно к месту назначения без потерь.
Спрашиваю, можно ли сесть за «штурвал» одного из комбайнов и проехать десяток метров? Леонид Климук, «хозяин» четвёртого «КЗС-1218», приглашает меня в кабину. Всё поле видно как на ладони. Сразу окунаешься в приятную прохладу, здесь установлен кондиционер. Для Леонида Станиславовича нынешняя уборочная – уже седьмая. Он искренне любит свое дело и считает, что работу надо делать честно и с полной отдачей.
— Белорусская техника надёжная? – спрашиваю у комбайнера.
— Эта модель неплохой получилась. Простой и быстрый в ремонте, - отвечает, не задумываясь, мой собеседник. - Наш «КЗС-1218» белорусского производства оснащен по последнему «слову техники». Работу всех узлов и агрегатов машины контролирует бортовой компьютер. Кроме того, он же и сообщит о количестве топлива в баке, о наполненности бункера, о любой неисправности. Управлять такой махиной просто - одна рука на руле, вторая на джойстике. Потянул от себя – едешь вперёд, на себя – остановился и, если надо, даёшь задний ход.
Вскоре бортовой компьютер показывает, что бункер почти заполнен зерном. Комбайнер включает желтый маячок, и водитель машины, на которую будет грузиться зерно, подъезжает к комбайну принимать золотой груз. Ещё пять тонн нового урожая наполнили кузов… Простаивать комбайнерам невыгодно, их зарплата зависит от количества намолоченных тон. С начала жатвы, к примеру, Леонид Климук уже намолотил 362 тонны зерна и планирует, что эта цифра будет не менее тысячи. На уборке зерна комбайнер может заработать более двух тысяч рублей.
К слову, помимо комбайнеров, на поле несут трудовую вахту и водители, готовые в любой момент подъехать и увезти зерно, и пожарная машина. Так положено по технике безопасности. Если случится поломка, которую комбайнер не сможет устранить самостоятельно, на помощь всегда придёт мобильная ремонтная группа.
Машины отвозят зерно на зерносушильные комплексы. Их в ОАО «Демброво» три. Все работают на газу и способны просушить до 30 тонн зерна за час каждая. Привезённое с поля зерно разгружается и поступает в агрегат влажностью около 20 процентов и выходит уже не более 14 процентов. Теперь оно готово отправиться в закрома.
Переезжаем на поле возле деревни Карашево. По дороге наблюдаем ещё один важный процесс - уборку соломы. Скошенная масса поднимается рулонными пресс-подборщиками, уплотняется и полученный тюк обвязывается шпагатом. После этого погружается на специальную платформу и транспортируется к месту назначения. На новом поле, на восьмидесяти гектарах земли, завершается уборка ярового ячменя. На освободившихся участках тут же вносятся минеральные удобрения и готовится почва под озимый рапс. Кстати, в ОАО «Демброво» уже завершили уборку этой культуры, намолочено более 2 тысяч тонн.
Как отмечает Юрий Алексеевич Сакута, во время уборочной страды на счету каждая минута. Если вовремя не убрать хлеба, колоски отяжелеют и осыплются, а значит, аграрии понесут потери. Но если уже сегодня не думать о будущем урожае, то потери будут вдвойне. Поэтому руководство предприятия, специалисты, работники нацелены на результат, от каждого зависит благополучие всего коллектива.
Сергей КАСПЕРЧУК.