Завладеть чужими средствами мошенникам помогают излишняя доверчивость и низкая финансовая грамотность граждан

Анализ криминогенной обстановки на территории Гродненской области за 2022 год свидетельствует о стремительном росте на 82,6% числа мошенничеств (с 391 до 714). При этом 85% от общего количества зарегистрированных мошенничеств совершены с использованием сети Интернет либо путем звонков под видом правоохранительных органов, либо банковских учреждений.

 

Принимаемые правоохранительными органами меры не позволили достичь положительных результатов в сфере профилактики мошенничеств. Рост преступлений этой категории зафиксирован практически во всех районах области, наиболее существенный -- в Мостовском (с 3 до 22), Ошмянском (с 5 до 22), Берестовицком (с 3 до 10) и Слонимском (с 18 до 40) районах. К сравнению, в Щучинском -- с 9 до 14.

 

Возросло на 86,4% количество пострадавших граждан от мошенничеств. В 2022 году их число составило 1 012 человек. Большая половина обманутых лиц (52%) -- женщины. Среди потерпевших от мошеннических действий в 7% (69) случаев стали лица пенсионного возраста; 5% (46) -- учащиеся; 34% (346) -- не работающие; 3% (26) -- специалисты различных сфер с высшим образованием.

 

Основными причинами сложившейся ситуации являются излишняя доверчивость граждан, добровольно сообщающих преступникам реквизиты банковских платежных карт, а также низкая цифровая и финансовая грамотность их владельцев.

 

В качестве не менее важных предпосылок для завладения денежными средствами граждан в результате обмана явились беспечность потерпевших (большинство хищений, происходит с помощью размещения мошенниками ложных объявлений на торговых Интернет-площадках), неспособность жертвы распознать обман в стрессовой ситуации, когда преступник заставляет жертву незамедлительно принимать решение во избежание неблагоприятных последствий.

 

Низкий уровень раскрываемости преступлений рассматриваемой категории (около 45%), также повлиял на достаточную активность мошенников в Интернет-среде. Преступные действия злоумышленниками совершаются, как правило, с использованием IP-адресов, зарегистрированных за пределами Республики Беларусь, практически все похищенные у граждан денежные средства сразу переводятся на счета иностранных банков, а также электронные кошельки зарубежных платежных систем. В большинстве случаев подозреваемое лицо находится на территории других государств (как правило, это Российская Федерация и Украина), что объективно ограничивает возможности правоохранительных органов по оперативному установлению виновных лиц и пресечению их преступной деятельности. Поэтому преступник осознает, что правоохранители не могут застигнуть его при получении денег и у него возникает чувство безнаказанности.

 

Так, в 2022 году из 396 нераскрытых преступлений в 99% случаях мошенничества совершены с использованием компьютерной техники в сети Интернет, т.е. без физического контакта с потерпевшим.

 

Анализ следственно-судебной практики по делам о мошенничествах показывает, что в последнее время    основными наиболее распространенными способами совершения таких преступлений являются хищения денежных средств граждан, приобретающих либо реализующих товары на торговых Интернет-площадках (фишинг), а также с использованием реквизитов банковских платежных карточек, полученных в ходе звонков гражданам под видом сотрудника банка, правоохранительного органа (вишинг).

 

Наиболее распространенная схема фишинга на территории области связана с Интернет-ресурсом «Kufar.by». Злоумышленник под предлогом покупки какого-либо товара вступает в переписку с продавцом в одном из Интернет-месенджеров по вопросу его приобретения либо оплаты.

 

В ходе диалога под видом осуществления оплаты товара посредством различных служб доставки (например, "Европочта") он убеждает потерпевшего осуществить переход по направленной ему ссылке на фишинговый интернет-ресурс, где необходимо ввести реквизиты банковской платежной карты, якобы для получения денежных средств за реализуемый товар. В результате в последующем преступник беспрепятственно осуществляет расходные операции с карт-счёта потерпевшего.

 

Главной целью злоумышленника является завладение паролем к банковским электронным ресурсам, данными счёта или кодом банковской карточки.

 

Так, к примеру, в подобной ситуации оказалась 33-летняя жительница г. Гродно. Женщина через торговую интернет-площадку продавала туфли. После достигнутой договоренности о цене, ей прислали фишинговую ссылку, в которой необходимо было заполнить сведения о банковской карте. Затем она ввела данные карты супруга, после чего ожидала пополнения баланса, а в итоге лишилась более 1300 рублей.

 

Еще одной жительнице областного центра предложили оформить доставку товара через "Белпочту". Женщина ранее никогда не пользовалась подобной услугой, чем и воспользовались злоумышленники. Ей прислали фишинговую ссылку сайта "Белпочты", на котором якобы была открыта их «сделка». После указания всех реквизитов карты, у нее со счёта преступники списали все имеющиеся деньги.

 

Необходимо разъяснять владельцам банковских карт, что для перевода денежных средств необходим лишь номер карты. Зная только его, злоумышленники не смогут обналичить средства с карты. Трехзначные CVV2/CVC-коды, изображенные на обратной стороне карточки, сеансовые пароли, коды подтверждения из СМС и другие дополнительные коды необходимы только для списания средств с карты, они не нужны для получения платежей.

 

Мошенники в последнее время активно размещают фейковые страницы со сведениями о рекламных акциях, содержащие ссылки с адресом ложного Интернет-ресурса, сходного по содержанию с оригинальным сервисом, созданного преступником специально для завладения конфиденциальными данными банковской платежной карты потерпевшего. «Сайты-фальшивки» -- на первый взгляд внешне не отличимые от искомых веб-сайтов (аналогичная структура и оформление, сходный до степени смешения домен), на которых ничего не подозревающий пользователь вводит свои персональные данные.

 

К примеру, пользователь переходит на визуально аналогичный сайт интернет-банкинга одного из банков, вводит свои паспортные данные, проверочный код из смс-сообщения, а также пароль, думая, что проводит платежную операцию, тем самым предоставляет злоумышленнику возможность распоряжаться средствами банковского счета.

 

Вишинг -- вид интернет-мошенничества, целью которого, как и фишинга, является получение доступа к конфиденциальным данным владельца карты. Основное отличие -- использование телефонной связи.

 

Мошенники -- хорошие психологи. Человек впадает в ступор, когда звонивший обращается к нему по имени-отчеству. Дальше мошенники действуют по накатанной схеме: просят номер карты, код либо предлагают оформить кредит.

 

Как правило, мошенники звонят банковским клиентам под видом «службы безопасности банка» или «службы финансового мониторинга» и сообщают о том, что по карте якобы совершена подозрительная операция. Под предлогом спасения денежных средств они убеждают клиента перевести средства на «надежный счет», в результате последний ничего не подозревая, добровольно сообщает данные платежной карты, предоставляя тем самым возможность похитить с нее денежные средства.

 

Иногда мошенники в процессе звонка просят установить на телефон специальное приложение якобы для лучшей защиты. Им оказывается программа удаленного доступа и управления, с помощью которой преступнику без проблем удается перевести деньги на свой счет.

 

Также на территории области периодически регистрируются случаи обмана пожилых граждан, которым телефонные аферисты представляются следователями либо работниками ГАИ и сообщают, что их близкий попал в ДТП. Под предлогом решения вопроса о не привлечении к уголовной ответственности родственника убеждают передать им денежные средства. В итоге ничего не подозревающий гражданин сам передает деньги курьеру, который приезжает за ними к нему домой.

 

За прошлый год зарегистрировано 46 подобных преступлений в отношении пожилых граждан. За их совершение задержан 31 курьер, забирающий деньги у доверчивых пенсионеров, 40 уголовных дел направлено в суд.

 

К примеру, в г. Гродно женщина 1937 года рождения, чтобы освободить от уголовной ответственности внучку, якобы виновную в совершении ДТП, передала курьеру 156 тысяч долларов и 127 тысяч евро.

 

Не подозревая об обмане, для того, чтобы помочь внучке, указанная гражданка передала денежные средства молодому парню (курьеру) 1991 года рождения, который пришел за ними к ней домой. В отношении него избрана мера пресечения в виде заключения под стражу. К слову, похищенные деньги не удалось вернуть потерпевшей, поскольку он успел их передать неустановленному лицу.

 

По результатам расследования уголовное дело в отношении мошенника направлено в суд по ч.4 ст.209 УК, которым он признан виновным в завладении имуществом путем обмана, совершенное группой лиц, в особо крупном размере.

 

Похожий случай произошел в январе текущего года. Так, 84-летняя жительница г. Гродно после телефонного разговора с мошенниками, которые убедили ее в том, что ее родственник совершил смертельное ДТП и нуждается в помощи, передала курьеру свыше 16 тысяч рублей.

 

В ходе оперативно-розыскных мероприятий за совершение указанного преступления задержаны двое жителей г. Гродно, которым 20 и 21 год. В ходе расследования уголовного дела аналогичные факты мошенничества совершены ими в других регионах республики.

 

В условиях возросшего количества фактов мошенничества вопросы их профилактики не утрачивают своей актуальности.

 

Складывающаяся ситуация с постоянно регистрируемыми фактами Интернет-мошенничества, в особенности в отношении пожилых граждан, которые в силу излишней доверчивости наиболее подвержены данному виду преступности, требует особого внимания со стороны всех субъектов профилактики по предупреждению противоправных действий в отношении социально-уязвимой    категории граждан. Эффективность профилактической работы с такими лицами напрямую влияет на состояние криминогенной обстановки в сфере профилактики мошенничеств.

 

Олег ВЕЛИЧКО, прокурор Щучинского района.

 
Подписывайтесь на нас в Telegram и Viber!