Корреспондент получил задание... Подняться в небо с Героем Советского Союза
Не каждому посчастливится полетать в небе вместе с лётчиком, который удостоен звания Героя Советского Союза. Вот управляемый им самолёт набирает высоту, врывается в небо, плавно летит над нашими деревеньками и величественным Неманом... Но, давайте всё по порядку.
Ивана Ефимовича Жукова можно смело назвать настоящей живой легендой советской авиации. За подвиги, совершенные в небе Беларуси, “Золотой Звезды” Героя в послевоенный период были удостоены только трое военных летчиков: летчик-истребитель подполковник Владимир Карват, летчик дальней разведывательной авиации подполковник Владимир Оськин и наш герой. За большие заслуги в испытании авиационной техники и проявленные при этом личное мужество и героизм (совершённый подвиг 21 августа 1981 года в небе Кричева) Ивану Ефимовичу Жукову было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали “Золотая Звезда”. Он – единственный летчик ПВО СССР, получивший такое высокое звание в послевоенное время.
Со Щучином И.Е. Жукова связывает лётное прошлое. Сейчас Иван Ефимович проживает в Подмосковье. В городе авиаторов не был давно. И вот спустя полстолетия он вернулся сюда, чтобы снова подняться в небо. Вернулся и не узнал город.
– Мы всегда называли Щучин маленьким Парижем, – говорит наш герой. – Сегодня это настоящий европейский городок!
Вместе с И.Е. Жуковым в Щучин приехал его верный друг-однополчанин, военный летчик полковник в отставке Леонид Ефремович Карпов. Товарищи созванивались, переписывались, но не виделись без малого 50 лет. Щучин сразу напомнил о тех годах, когда они смело поднимались в небо, осваивали новые самолёты и строили планы на будущее. О таких, как Иван Ефимович Жуков и Леонид Ефремович Карпов, говорят: “Настоящий полковник!” Интеллигентные, образованные, коммуникабельные и... спортивные, несмотря на то, что обоим – за 80! Они не позволяют лениться ни душе, ни телу: правильное питание, отказ от вредных привычек, каждое утро – полуторачасовая зарядка, еженедельно – бег и плавание по несколько километров.
В Щучине гостям было интересно всё. Друзья вспоминали, как приходили на рынок (который находился на площади) за свежим маслом и молоком, ходили париться в местную баню, кушали в местной столовой. Особое внимание, конечно же, досталось самолётам, которые гордо возвышаются на пьедесталах. Именно в Щучине Иван Ефимович Жуков, освоив все модификации грозного сверхзвукового истребителя-перехватчика МиГ-19, вырос в настоящего профессионала!
– В мае 1960 года наш 979 полк определил свои стоянки для самолётов трёх эскадрилий, звена управления (полка и дивизии) и дежурного звена, – рассказывает Иван Ефимович. – Личный состав разместился в военном городке. В Щучине я был допущен к самостоятельным полётам на первом советском сверхзвуковом самолёте МиГ-19С. Помню, как после первого полёта меня поразила мощь выведенных на взлётный режим двигателей. От стремительного ускорения на разбеге вдавливало в спинку сидения! А сразу после отрыва самолёта от земли и перехода в набор высоты удивила поразительная лёгкость управления. С тех мгновений началось моё освоение сверхзвуковых скоростей и совершенствование как лётчика-истребителя.
Во время визита в город друзья сперва сделали памятное фото на въезде в Щучин возле МиГ-25ПУ. Как иначе, если именно на таком самолёте И.Е. Жуков совершил подвиг в небе над Кричевом?! Не обошлось без фото с самолётом-памятником МиГ-19С, на котором бравый лётчик в далекие-близкие 60-е годы поднимался в небо над Щучином. Друзьям так захотелось снова сказать то заветное “От винта!”, что они направились прямиком на аэродром!
Их радушно встретили председатель общественного объединения “Точный” Андрей Иванович Чернышов. Крепкие мужские рукопожатия, несколько минут разговоров, – и вот уже лётчики снова готовятся к полёту. Иван Ефимович уверенно держит штурвал, хоть вот уже 30 лет как па пенсии. Неудивительно, ведь за плечами – 35 лет летной службы. Летали над Щучином около четверти часа на высоте 450 метров. Пронеслись и на высоте минус 100 футов над Неманом, где боевые товарищи проходили свои тренировки. После полёта наш герой едва мог сдержать эмоции:
– Непередаваемо! Слов нет, одни чувства! – восхищался Иван Ефимович. – Конечно, на реактивных самолётах проще летать, ведь они устойчивы и не реагируют на порывы ветра. Управляя этим самолётом, пилот должен быть мастером своего дела.
В тот день полковники не только летали. Их интересовало, как развивается Щучин, поэтому они встретились с заместителем председателя Щучинского райисполкома А.В. Садовским.
Первым делом у настоящих полковников, конечно же, самолёты, но как не зайти в бывший Дом офицеров, с которым связано столько хороших воспоминаний?
– Каждую субботу в части был парково-хозяйственный день: мы выходили наводить порядок вокруг своих домов, – вспоминали гости. – После уборки пели и танцевали под аккордеон. В Доме офицеров полком отмечали все праздники, танцевали вальс, фокстрот, падеграс, танго.
И тут Леонид Ефремович не удержался, сделал несколько танцевальных поворотов… Судя по лёгкости движений, он ещё тот танцор!
Летчики ещё долго восхищались прекрасным видом дворца, фотографировали его, чтобы показать фото любимым жёнам, которые тоже с теплотой вспоминают Щучин. Высоко оценили лётчики музей во ДТДиМ, в котором особое место отведено экспозиции, посвящённой Ивану Ефимовичу Жукову.
В дружеской обстановке прошла встреча с воспитанниками православного военно-патриотического клуба “Дружина”. Ребята спрашивали о службе, жизни, доблести и отваге, настоящей дружбе и верной любви, не страшно ли летать на сверхзвуке и как герой пришёл в авиацию. Сложно ли быть Героем Советского Союза? Иван Ефимович считает, что это ответственно. Он и сегодня остаётся в строю: активно участвует в общественной жизни, занимается фотографией, встречается с молодёжью. К слову, родная школа Ивана Ефимовича №2 в г. Владимире носит его имя! О заслуженном военном лётчике-испытателе, который за период с 50-х по 80-е годы освоил полёты на всех типах самолётов, стоящих на вооружении в частях ВВС и ПВО, Л.Е. Карпов написал книгу: “Иван Жуков. Повествование потомкам”. В ней – вся правда о жизни героя. Во время встречи мы говорили о полётах в небе и на земле, рассуждали над извечным вопросом: что такое счастье?
– Счастье может быть конкретным и незаметным, – говорит И.Е. Жуков. – То, что за 35 лет лётной службы число взлётов совпало с числом благополучных посадок – разве это не счастье? То, что я ещё в школе избрал эту опасную, но романтичную профессию, то что у меня постоянно был надёжный тыл, крепкая, любящая семья, то что жизнь продолжается уже в третьем поколении – пожалуй, самое большое счастье!
Ну как тут не согласиться с Героем Советского Союза?!
Анна КАСПЕР.
Фото автора.