Долгих четыре месяца добиралась из Германии на свою малую родину малолетняя узница Зинаида Николаевна Драмбович

 

Уже несколько лет жительница д. Ганельки Первомайского сельсовета малолетняя узница Зинаида Николаевна Драмбович живёт у своей дочери Елены Болтрукевич в г.п. Острино. Справляться с домашними делами пожилой женщине не позволяет уже более чем преклонный возраст – 1 мая Зинаида Николаевна отметила своё 98-летие.

 

– Да, для меня это большое счастье, что у меня ещё жива мама, – трогательно признаётся Елена Казимировна. – Я до сих пор доченька, ребёнок, хоть сама уже одиннадцать лет как вышла на заслуженный отдых, всю жизнь проработав медсестрой в Остринской участковой больнице. Мама была одной из шестерых детей у своих родителей. Её юность как раз пришлась на военные годы, когда её вывезли на принудительные работы в Германию. Мама никогда не хотела рассказывать о том времени, родители всегда говорили, что не могут смотреть военные фильмы… Поэтому мы очень мало знаем, что ей пришлось пережить.

 

Как рассказала Елена Казимировна, судя по отрывочным воспоминаниям её мамы, в Германию их вывезли вместе со старшей сестрой Меланьей. Ещё в вагоне маму приметила какая-то немка и решила определить её на работу к своим родителям, у которых было большое фермерское хозяйство. У хозяина-инвалида двоих старших сыновей забрали на войну, а двое младших детей оставались дома. Жила мама в небольшой каморке, а спала на деревянном щите. Она вместе с другими выполняла различные работы по хозяйству, полола огород, стирала и утюжила бинты и другой перевязочный материал для немецкой армии. Бинты утюжили вдвоём: одна девушка натягивала, а другая наматывала на пресс. Однажды напарница мамы предложила ей поменяться местами, чтобы как-то разнообразить монотонную работу. Через некоторое время в неё попал снаряд, девушке оторвало ногу, и она умерла. А ведь на её месте могла быть мама… Так распорядилась судьба…

 

– Как говорила мама, хозяева не были жестокими людьми, – продолжает Елена Казимировна. – Они жалели своих детей, которые были на войне. Когда части Красной Армии наступали, они предложили маме уехать с ними. Но она отказалась и сказала, что будет добираться к своим. Всё везде рвалось, горело, было очень страшно, но она шла. И как потом говорила, была уверена, что выйдет из этого пекла. И вышла. Она примкнула к военной части, и таких, как она, было много. Им всем даже выдали удостоверения, что они служащие части. Мама встретила там двух своих землячек: одну из д. Дамейки, другую – из Филиповцев. Через какое-то время после войны они встречались. Какая это была душевная встреча, с воспоминаниями, со слезами… Из Германии до Гродненщины они шли целых четыре месяца, всё лето и осенью. Очень долгой стала дорога домой – с холодом, голодом и болезнями. Но они шли с верой и надеждой на лучшее. Мама сильно болела, а лечил её ветеринарный врач, другого там не было. Как трофей, перегоняли из Германии чёрно-белых коров. Иногда командир по дороге обменивал животных на мешок муки, чтобы прокормить людей…

 

Уже в мирное время Зинаида Николаевна вместе с мужем работали в совхозе “Знамя Советов”. У неё были просто золотые руки: и ткала, и вышивала, и шить умела.

 

 

– Боженька наделил маму очень крепким здоровьем и силой воли, – говорит Елена Казимировна. – Она очень сильная женщина. Когда-то если скажет что-то, как отрежет: “Ничего не знаю! Я сказала, и свято!” И теперь, к счастью, ничем особо не болеет. Только вот зрение потеряла и слышит уже не так хорошо. Из детей у наших родителей только мы с братом. Когда папа заболел, и мы их забрали к себе, они жили с таким настроением, что скоро вернутся домой. Но два года назад папа ушёл из жизни…

 

У Елены Казимировны и Станислава Иосифовича, который работал агрономом в колхозе “Советская Белоруссия”, а потом и в “АгроГЖС”, тоже двое детей – дочь и сын. Станислав Иосифович во всём поддерживает жену и помогает ухаживать за мамой. Больше всего они любят, когда в их уютном доме собирается вся семья – дети и четверо внуков: четыре поколения! И прабабушка Зинаида Николаевна уж точно вниманием не обделена.

 

 

Счастливые дни в кругу самых близких людей, внимание и забота – пусть осень жизни Зинаиды Николаевны будет спокойной и умиротворённой. В обмен на молодость, опалённую войной.

 

Анна РУДСКАЯ.

Фото автора.

 
Подписывайтесь на нас в Telegram и Viber!