Что ожидает авторынок в следующем году
Потребительские настроения серьезно влияют на торговлю легковушками. А сейчас, похоже, не самое лучшее время для вложений в четырехколесных коней: планету накрывает вторая волна коронавируса, и наметился небывалый спад глобальной экономики. Как это отражается на купле-продаже машин в Беларуси? Какие долгоиграющие тренды обозначились в автомире и чего ждать в будущем?
Geely набирает обороты
Средний класс, а именно эта часть общества является потребителем новых автомобилей, сегодня, к сожалению, не спешит вкладывать деньги в обновление своего автопарка, считает Сергей Варивода, заместитель председателя правления Белорусской автомобильной ассоциации. Однако та часть покупателей, которая оптимизма не утратила, потенциально готова обзавестись новым автомобилем. Но здесь включаются два новых фактора: доходы (сбережения) и условия кредитования. К сожалению, в этом плане уходящий год далеко не лучший. Доходы замедлили рост, а банковское кредитование автопокупок, за исключением, пожалуй, только Geely отечественного производства, было фактически свернуто. Итоги в 2020 году таковы: продажи официальных дилеров составят около 48 тысяч новых машин, что на 20 % ниже прошлогоднего уровня. Сокращается как общий рынок первичных продаж, включая новые и подержанные автомобили, ввозимые юридическими и физическими лицами по всем каналам, так и местное производство — падение ожидается около 15 % к уровню 2019 года.
Теперь о сравнительных результатах работы дилеров. Можно порадоваться успехам местного производителя: на фоне падающего рынка СЗАО «БелДжи» с маркой Geely не только в годовом исчислении прирастет в объемах не менее 30 %, но и с долей рынка в 20 % сделает серьезную заявку на первенство в будущем году. Марка по достоинству пока занимает второе место, а лидером по-прежнему является Lada.
Также нельзя не отметить восьмидесятипроцентный рост ввоза автомобилей физическими лицами из-за пределов Таможенного союза, что является следствием действия Указа № 140. Падение доходов и прочие осложнения в меньшей степени затронули льготников — инвалидов I и II группы и членов многодетных семей, которые имеют таможенные льготы по указу, что позволило вырасти этому сегменту при падающем рынке.
Что касается прогноза о лидерстве, то очевидно, что марка Geely имеет необходимый потенциал, чтобы закрепиться на верхней строчке «табели о рангах» белорусского авторынка. В свою очередь Lada может переместиться на вторую позицию: именно между этими марками в ближайшие годы развернется борьба за первенство, уверен Сергей Варивода. И шансы у Geely очень высоки. И если годом ранее успехи Geely можно было смело записать в актив государственного бюджета, то сейчас марка сильно прибавила за счет развития товаропроводящей сети и вывода на рынок новых современных моделей.
Один из возможных трендов — укрепление юаня к валютам основных стран-автопроизводителей. Это, безусловно, скажется на уровне цен для потребителей. В целом рынок автомобилей из Поднебесной идет вверх. Это связано с изменением отношения части покупателей к китайским маркам на фоне их существенного улучшения. К тому же растет и уровень монополизации авторынка. Три лидера, включая Renault, обеспечивают 56 % дилерских продаж. Характерно, что в топ-10 дилерского рынка не осталось ни одного премиального бренда. Нет «премиума» и в числе ведущих двадцати моделей по итогам одиннадцати месяцев уходящего года — сказывается определенная стагнация в экономике и доходах граждан.
Дилеры не всесильны
Тем не менее белорусы не удовлетворены ограниченностью модельного ряда, предлагаемого импортерами, считает Сергей Варивода. Отчасти это и толкает их к покупке автомобиля в соседних странах. Налицо проблема евразийского рынка в целом. Прогнозируется, что дальнейшее сокращение рынка новых автомобилей в Беларуси и России за счет введения повышенных ставок утилизационного сбора будет выталкивать модели, которые не выдерживают ценовую конкуренцию, то есть не имеют в той или иной форме государственной поддержки.
Как это ни печально для покупателей, но факт: цены растут в силу ряда внешних и внутренних обстоятельств. И от дилеров тут не много зависит. Они являются лишь конечным звеном в цепочке продаж, подчеркивает Сергей Варивода. Дилерская маржа составляет 4—7 %, в пределах которой импортеры могут стимулировать рынок для реализации локальных задач, таких как выполнение планов или расчетов по кредитам. Кстати, именно ожидания роста цен со стороны потребителей во многом спасают текущий рынок от падения продаж. Девальвация всегда способствует моментальному всплеску товарооборота. Мартовский бум существенно поддержал рынок, как, впрочем, и весь первый квартал — тогда мы жили в совершенно другой реальности. Не было пандемии и других потрясений. Если не учитывать итоги первого квартала текущего года, спад продаж по итогам 2020-го будет в районе трети. Что касается рынка б/у автомобилей, то вряд ли здесь будут определенные особенности, так как этот рынок тесно связан с рынком новых авто. И если растут цены на новые машины, будет расти стоимость и бэушных.
Деньги вперед?
Как и все продавцы, автодилеры всегда пытаются мотивировать покупателей принципом «купи здесь и сейчас или проиграешь». Но в подобных ситуациях надо очень вдумчиво относиться к приобретению дорогостоящих вещей, в том числе автомобилей. Самое главное: эта покупка не должна рассматриваться как инвестиционный проект с прицелом на выигрыш. Если автомобиль действительно необходим и есть достаточный объем средств и постоянный уровень доходов, то смело можно брать железного коня, несмотря на внешние обстоятельства. Если хочется приобрести автомобиль в кредит или лизинг, то здесь нужно досконально проанализировать все риски: в современных реалиях может случиться так, что придется отдавать большую часть своих доходов на выплату за автомобиль. Причем это может затянуться на три, пять, десять лет. Стоит ли того машина? Если острой необходимости в ней нет, то и не нужно сейчас торопиться. Идея взять легковушку в долг жизнеспособна зачастую при растущей экономике. А это предсказать в глобальных масштабах пока весьма сложно. Между тем в качестве новогоднего поздравления хочется пожелать нашим автодилерам и покупателям, чтобы авторынок перестал терять скорость и быстрее перешел в режим ускорения. И это станет началом больших позитивных перемен.
ТЕНДЕНЦИИ
Из-за коронавируса мировые продажи автомобилей по итогам текущего года упадут на 22 %, а производство снизится на 21 %. Автозаводы в основных регионах все еще закрыты, и восстановление отрасли будет медленным. Как заявляют эксперты, внезапный характер пандемии и ее последствия сильно сказываются на автосекторе, а уровень неопределенности относительно перспектив значимого глобального восстановления является беспрецедентным. Перспективы рынка неоднозначны, так как отложенный и разрушенный спрос сочетается с масштабным нарушением глобальных цепочек поставок.
Аналитики отмечают, что несмотря на возобновление работы большинства китайских автопроизводств, для полного восстановления авторынка в КНР потребуется время. В стране в 2020 году прогнозируют падение продаж авто почти на 16 % — до 21 миллиона. В США рынок легковых автомобилей, как ожидается, рухнет на 27 % — до 12,5 миллиона, а в Западной и Центральной Европе на 25 % — до 13,6 миллиона машин.