Разница почти в два раза: сравнили тормозной путь автомобиля на зимней и летней резине
С 1 декабря все легковушки должны быть в зимней резине. За ее отсутствие водитель заплатит рублем. А может, и ценой собственной жизни, ведь машине без «обуви» по сезону прямой путь к ДТП. Убедились в этом в ходе эксперимента с сотрудниками минской Госавтоинспекции.
Мы выжимали как могли
Эксперимент проводили на огражденном участке в районе Долгиновского тракта — чтобы никому не мешать. Покрытие на импровизированном полигоне изрядно обледенело, сверху его припорошило снегом. За окном около минус 5 градусов — типичная для нашей зимы погода. Словом, есть все условия, максимально приближенные к реальности!
Мы не ставим перед собой научных целей, просто хотим проверить, как поведет себя авто в случае резкого торможения.
Пока машины готовятся к заезду, заместитель начальника управления ГАИ ГУВД Мингорисполкома Денис Ливанович замечает, что в любой аварии имеет место человеческий фактор:
— Тормозной путь напрямую зависит от стиля вождения и реакции конкретного водителя. Большую роль играет опыт. Водителю с большим стажем и всесезонки может хватить, чтобы вовремя остановиться, а новичок и на «зиме» рискует растеряться и встретиться с багажником соседней машины. Но шины все же — решающий фактор.
Для чистоты эксперимента берем два похожих по характеристикам автомобиля одного бренда — BMW G31 в зимних шинах и BMW E39 на летней резине. К слову, найти в это время года авто с лысыми колесами — задачка со звездочкой. Большинство водителей не тянули и переобулись, как только температура перестала подниматься выше 7 градусов тепла. Это нижний порог, при котором летние шины теряют эластичность, следовательно, сцепление с дорогой заметно уменьшается, а тормозной путь растет.
Оба автомобиля примерно одинаковой массы — более 1,6 тонны. Это весомый во всех смыслах фактор, от которого зависят длина тормозного пути и управляемость автомобиля на дороге. Машины на старте. Погнали!
По скользкой дорожке
Начинаем со скорости 40 км/ч. Тормозной путь иномарки в зимних шинах составил чуть более 8 метров. Затем Денис Ливанович садится за руль автомобиля на летней резине. Фотографа в салон не пускает: даже медленная поездка сейчас опасна. В этом убеждаемся спустя несколько секунд. Машину так сильно трясло и бросало из стороны в сторону, что разогнать ее до заветных 40 км/ч удалось лишь с третьей попытки. В итоге «бумер» на летних покрышках выдал нам 16 метров.
Разница показательна, но на одном примере останавливаться не будем — устраиваем второй заезд. Решили повысить скорость до 50 км/ч. Пока у инспектора передышка, обсуждаем с ним всесезонную резину. Альтернатива для автомобилистов, которые не хотят тратиться на второй комплект шин и ломать голову, где его хранить. Но такая резина — это компромисс, а любой компромисс не решает проблему полностью. На заснеженной трассе, безусловно, покрышки с маркировкой All seasons ведут себя лучше летних, но хуже зимних. Причем чем ниже температура, тем ниже эффективность всесезонной резины, отмечает Денис Ливанович:
— Она оптимальна для мягких малоснежных зим, а наша — непредсказуемая. Сегодня оттепель, завтра мороз. Дорога иногда превращается в каток. На таком покрытии всесезонная резина не дает хорошего эффекта при торможении. В попытке сэкономить некоторые ставят «зиму» только на ведущую ось, а на ведомую — всесезонку. Это не запрещено. Но случись непредвиденная ситуация на дороге, будь то занос при повороте или прокол колеса, управление машиной запросто может выйти из-под контроля.
На скорости 50 км/ч зимние шины подтвердили свою надежность — тормозной путь составил 11 метров. Летняя резина шокировала рекордными для эксперимента цифрами — 21,5 метра! Если пешеход появится на дороге перед такой машиной, почти наверняка окажется на капоте. У водителя просто нет шансов затормозить.
От третьего заезда и увеличения скорости еще на 10 км/ч решили отказаться — слишком опасно.
Механика решает
Важный нюанс: оба испытуемых авто с автоматической коробкой передач. Это накладывает отпечаток на особенности торможения. Поэтому в завершение эксперимента ради интереса проверим, как на обледенелой дороге себя поведет механика. Денис Ливанович разгоняет Volkswagen Polo с зимними шинами до 60 км/ч и бьет по тормозам — 14 метров! Представитель ГАИ делится впечатлениями:
— И на механике заносит, но меньше. Я еще немного двигателем тормозил, быстро переходя с повышенной на пониженную передачу. Но этот способ повышает эффективность торможения только на автомобилях с механической коробкой.
Подведем итоги. Как и следовало ожидать, на летней резине остановиться куда сложнее: тормозной путь увеличивается почти в два раза! На зимней машина чувствует себя увереннее при маневрировании, развороте, торможении. На летней нам даже на прямом участке не сразу удалось разогнаться до 40 км/ч, чтобы не уйти в занос.
Напоследок Денис Ливанович дал водителям несколько советов:
— Резкий удар по тормозам на скользкой дороге — одна из самых распространенных ошибок. Если автомобиль не оснащен АБС, колеса блокируются и потерявшее управляемость авто в лучшем случае юзом пройдет еще метров 100 — 150, в худшем — соберет паровозик из впереди идущих автомобилей. Тормозить нужно короткими качками — сильно нажать на педаль и отпустить. И так несколько раз. Не нажимайте на педаль сцепления до полной остановки. Даже если двигатель заглохнет, сэкономленные метры спасут от столкновения.
Тише едешь — живее будешь?
Ученые обнаружили странный эффект на организм от нахождения в пробках
Исследователи из США попросили людей в возрасте от 22 до 45 лет двигаться через пробки в час пик, одновременно контролируя кровяное давление. В двух машинах циркулировал нефильтрованный дорожный воздух, а третье авто было оснащено HEPA-фильтрами, которые блокировали 86 процентов твердых частиц. Вдыхание неочищенного воздуха в среднем привело к повышению артериального давления более чем на 4,5 мм рт. ст. по сравнению с поездками с фильтрованным воздухом.