Юбилейный калейдоскоп Геннадия Панова

Этот год для Геннадия Алексеевича Панова – известного на Щучинщине музыканта, композитора, педагога – необычайно богат на знаковые даты. У старшего сына Александра намечается 50-летие, младшему Дмитрию исполнилось 45, да и сам отец – юбиляр, в сентябре празднует 70-летие. Но кроме сыновей, внуков и даже правнука, есть у этого человека ещё и любимые детища – творческие коллективы, которые… тоже юбиляры! Хормейстер ансамбля “Медуницы” гордится, что три десятилетия назад стоял у истоков создания этой замечательной группы, которая уже четверть века с честью носит звание “народный коллектив”. Её творчество любят слушатели, высоко оценивает жюри фестивалей и конкурсов. 

 

В последние годы руководит Геннадий Алексеевич и народным хором польской песни “Промень”, который нынче готовится к своему 30-летию, приумножая лучшие хоровые традиции. 

 

Так уж сложилась судьба Г.А. Панова, что он стал не только свидетелем, но и непосредственным участником создания целого пласта культурных ценностей Щучинщины. Об этом наш сегодняшний разговор с маэстро.

 

Тайник в … пианино

 

– К музыке меня приобщил отец-фронтовик, которым я всегда очень гордился и с которым мы похожи, как две капли воды, – говорит Геннадий Алексеевич и подтверждает сказанное старыми, но бережно сохранёнными фотоснимками, с которых смотрит его “двойник” в будённовке. Алексей Панов – участник Великой Отечественной, замечательный гармонист. – Он то и отвёл меня в Щучинскую музыкальную школу, которая находилась в здании бывшего Дома пионеров, а возглавлял её Леонид Амелин. Здесь я освоил баян и настолько увлёкся творчеством, что принял решение продолжить учёбу в Гродненском музыкальном училище.

 

Армейская жизнь тоже связана с музыкой. Служил в Гродно, был назначен начальником радиостанции. Кроме того, стояла непростая задача создать в части духовой оркестр. Вместе со мной служили мои однокурсники-музыканты – Василий Пищик со Щучина и Валерий Гребенко, подтянулись и другие ребята: образовался очень неплохой коллектив. Дирижировал оркестром фронтовик Гофман, которого частенько подводило здоровье, и тогда дирижёрская палочка переходила ко мне. Таким образом мне выпала честь два раза на парадах в Гродно дирижировать военным оркестром.

 

Мы играли и на вечерах отдыха в ГДО, на городских праздниках. Много репетировали по вечерам, чем я не мог не воспользоваться в своих “корыстных целях”. Под клавишами пианино у меня была спрятана … гражданская одежда, и после вечерней проверки я возвращался в клуб, переодевался, перемахивал через забор и бежал на вокзал. Представьте себе, успевал вскочить в последний автобус на Щучин: мчал к моей юной и очень любимой жене. А ранним утром опять же на автобусе возвращался в Гродно. Это время вспоминаю с ностальгией. Ведь впереди была целая жизнь...

 

“Крёстный отец” духового оркестра

 

Начало 70-х. Геннадий Панов возвращается со службы в армии в родной Щучин и находит работу в музыкальной школе. Правда, классы уже были набраны, преподаватели за ними закреплены, и Геннадию Алексеевичу поручают вести курсы … колхозных баянистов. Десять месяцев – и новоиспечённый музыкант готов развивать культуру на селе: играть на танцах, организовывать самодеятельность, развлекать концертами!

 

А ещё Г. А. Панов благодарен щучинской “музыкалке”, что свела она с удивительным человеком – Борисом Владимировичем Каминским.

 

 – Он собрал и сплотил вокруг себя команду, научил людей не просто играть, а буквально чувствовать свой инструмент. Так в Щучине появился духовой оркестр, – вспоминает музыкант. – Сам Борис Владимирович был великолепным трубачом, очень сильным и выносливым. Труба – тяжёлый инструмент, а он без устали брал высокие ноты, исполнял ведущие партии. Кроме того, он хороший художник: даже не верится, что нотные тетради исписаны его рукой, а не отпечатаны в хорошей типографии.

 

Г.А. Панов сохранил несколько таких раритетов, где чёрной тушью каллиграфически безупречно расписаны Б.В. Каминским модные тогда вальсы и фокстроты, попурри хитов 70-х.

 

 – Едва прозвучит новая вещь по радио, Борис Владимирович запомнит мелодию и запишет по нотам, а мы её быстренько разучим и исполним на ближайшем вечере отдыха. Народ в восторге! – рассказывает Геннадий Алексеевич. – Так было с песнями из только что вышедшего тогда фильма “Человек-амфибия”, другими шлягерами. Мы ведь на базе классического духового оркестра Каминского создали свой молодёжный эстрадный оркестр и “лабали” на танцах (надо ли говорить, что руководил этой группой Геннадий Панов? – Примеч. автора). Благодаря новинкам в репертуаре в РДК собиралось до полтысячи человек. Билет стоил 30 копеек – сумма доступная и солдатам в увольнении, и любой другой категории молодёжи. Щучинский Дом культуры имел от этого неплохой доход, а 25% со сборов шло на оркестр. За эти деньги покупали сценические костюмы, сборники песен, нотную литературу, инструменты. Вот этот кировский баян, приобретённый в 70-х, до сих пор мой любимый инструмент, – растягивает меха и демонстрирует звучание Геннадий Алексеевич.

 

Традиции, заложенные Б.В. Каминским, продолжали жить и развиваться. Все торжества в городе, праздники, парады, демонстрации не обходились без нашего духового оркестра. Более того, нас часто приглашали дополнить и “укрепить” военный оркестр: тогда мы переодевались в форму и выступали вместе со служивыми. Юный Саша Ванюшин, замечательный врач Сергей Бочкарёв, блокадник Володя Склёмин, хорошие музыканты Жора Бабунов и Франц Мышер, басист Иван Полянский – очень многих из них уже нет с нами, но все они внесли свою яркую страничку в развитие музыкальной культуры.

 

Хор – это сила!

 

В те годы была развита художественная самодеятельность трудящихся. Считалось очень престижным, если колхоз или предприятие на смотре-конкурсе выставит свой творческий коллектив: чем многочисленнее – тем лучше! 

 

– И вот к Новогерницкому семейному ансамблю, где были могучие мужские голоса, стали подбирать ещё вокалистов, чтобы создать мужской хор совхоза “Василишки”, – рассказывает Г.А. Панов. – Я тогда работал с вокальной группой завода “Автопровод”. Какие же там были самородки! Великолепные теноры Осипов и Вертинский, баритон Сергиенко – их тоже включили в состав этого имиджевого творческого коллектива. Пели там ребята из милиции, из маслосырзавода – словом, это практически был сводный хор района. Получился действительно мощный коллектив. В качестве руководителя из Гродно пригласили Заслуженного деятеля искусств Антона Михайловича Волынчика. Этого доброжелательного, уравновешенного человека все сразу полюбили и между собой по-свойски называли Дедом. 

 

Я был назначен аккомпаниатором хора и практически создавал его оркестровую группу, расписывал партии. Курировал деятельность хора лично секретарь райкома партии А.И. Сетевинец, поэтому участников легко отпускали с работы на репетиции, в поездки на конкурсы и смотры. Ведь мы защищали честь района и очень быстро заслужили высокое звание народного коллектива. Ну, а с перестройкой хор стал угасать, людей перестали отпускать с производства, а собирать участников с разных мест и проводить репетиции только после рабочего дня – было сложно.

 

В середине 80-х при районном Доме культуры мы задумали создать хор ветеранов Великой Отечественной войны. Теперь в нём поют ветераны труда. Я постоянно опекал и опекаю этот коллектив: аккомпанирую, подбираю репертуар, а в последнее время и руковожу хором. Мы много гастролируем, выступаем в Доме милосердия в Каменке, в социальном учреждении в Острино, даём концерты в городском сквере “У фонтана” – словом, чувствуем себя востребованными.

 

“Я живу своей работой”

 

 В этих словах Геннадия Алексеевича Панова столько искренних чувств! Человек творческий, он никогда не останавливается на достигнутом. Вот и недавно издал при поддержке Щучинского РЦКиНТ сборник песен “Малая радзіма”, куда вошли более двух десятков музыкальных произведений, а всего на счету композитора более полусотни песен. Слова принадлежат и ему самому, и перу друзей-поэтов. Безусловно, многие из произведений органично вошли в репертуар народного ансамбля народной песни “Медуницы”, которым Г.А. Панов руководит с 1989 года и по сегодняшний день.

 

 Радуется Геннадий Алексеевич и за то, что на базе районного центра культуры и народного творчества несколько лет назад вновь возродился духовой оркестр, которым руководит талантливый музыкант Сергей Сидорович.

 

 – Культура на Щучинщине развивается, пополняется новыми именами, – замечает наш собеседник. – Конечно же, я очень радуюсь за наших ярких щучинских звездочек, за традиции, которые есть кому продолжать, а еще горжусь родными людьми. Ведь по моим стопам пошёл сын Дмитрий: он сегодня заместитель директора РЦКиНТ. Внучка Лиза успешно занималась по классу фортепиано, хорошо поёт, сочиняет стихи, изучает языки. Всего у меня пять внуков и маленький правнук. Жизнь продолжается. И каждое время, скажу я вам, прекрасно по-своему, если созидать и жить вдохновенно.

 

Татьяна СТУПАКЕВИЧ.
Фото автора и из архива.