В.Л. Жоль: “У каждого времени – свои достоинства и своя ценность”

В этом абсолютно убеждён Почетный гражданин города Щучина Валерьян Леонович Жоль, которого мы пригласили поделиться своими воспоминаниями и тем самым продолжить наш проект “Какие наши годы!”

 

А рассказать потомственному строителю и коренному жителю райцентра есть что. Он из когорты тех, кто хорошо помнит и “старый Щучин”, и то, как на глазах вырисовывался первый городской микрорайон на улице Комсомольской, где жила семья строителя Жоля-старшего. А вот первую щучинскую высотку (их у нас раз-два и обчёлся) довелось возводить самому – начинающему тогда мастеру.

 

Это он, Валерьян Жоль, спустя время – уже в лихие 90-е, когда всё и вся было в дефиците и надвигался серьёзный экономический кризис, не побоится трудностей и возьмёт на себя ответственность возглавить ведущую строительную организацию района – МПМК-167. При этом не просто сохранит, но и приумножит славу родного предприятия, стоя у руля более четверти столетия. Уже четыре года, как Валерьян Леонович на заслуженном отдыхе, но его знания и сегодня востребованы.

 

 

“Девятиэтажек в Щучине должно было строиться больше”

 

– Это предусматривал генплан, – посвящает в несбывшиеся городские проекты В.Л Жоль. – В центре города частный сектор задумывалось снести и застроить многоэтажками. Такая попытка была, к примеру, на улице Якуба Коласа, когда мы сносили усадьбы с садами и возводили новостройку, в которой хозяева получили благоустроенные квартиры. К слову, люди были довольны таким решением жилищного вопроса. Вот и по улице 17 Сентября планировали возвести не две, как мы сегодня видим, а целый ряд 9-этажных жилищных построек с лифтами и попутной сферой обслуживания, вроде той же парикмахерской, примыкающей к дому, но потом кто-то решил, что всё-таки дорого компенсировать частникам снос их сектора. Так и остались стоять “два тополя на Плющихе”, то есть два несвойственно высоких для Щучина дома-свечи – будто что-то недосказанное.

 

 

Ещё одна высотка – здание нынешнего сельхозлицея, а в те годы, когда оно возводилось, – профессионально-технического училища. Именно на этом объекте в 1976 году прошёл мой первый рабочий день после учёбы в Гродненском политехническом техникуме на факультете промышленного и гражданского строительства. Тогда я попал в команду к опытному прорабу Михаилу Боена. Присмотрелся, как он организовывает процесс, ведёт техническую документацию, даёт задания, контролирует. Времени на раскачку не было, и уже на следующее утро мне доверили самостоятельный участок – строящийся 40-квартирный дом на углу улиц Комсомольской и Пушкина.

 

Сегодня приятно идти по городу и осознавать, что это твой объект, в который ты вложил и труд, и душу. Вот здесь начинал, здесь – уже опытным инженером-строителем значился, а здесь – руководил коллективом и за всё был в ответе.

 

– Современный Щучин, его самобытность, оригинальность архитектурных ансамблей – это демонстрация того, как рос профессионализм всего коллектива МПМК-167 и каждого отдельно взятого человека, – считает В.Л. Жоль.

 

“Возведение Дома Советов запомнилось … экстримом”

 

– Пожалуй, самым трудным объектом в начале моего трудового пути был Дом Советов, который сдали в эксплуатацию в 1978 году, – признаётся Валерьян Леонович. – Здесь не обошлось без экстремальных ситуаций. Помню, монтировали перекрытия актового зала: огромные плиты весом 4900 кг, а грузоподъёмность наших кранов – 5000 кг. Техника – на пределе, и мы на нервах. Но все выдержали, никто не подвёл: ни краны, ни люди. И в сроках не подкачали!

 

 

Кстати, не все знают, что Дом Советов в Щучине – здание во всех отношениях уникальное. Его проектировали известные белорусские архитекторы Леонид Левин и Сергей Мусинский. Они очень часто приезжали к нам в Щучин, живо интересовались ведением строительства, помогали, подсказывали. Ощущалось, что им не все равно, каким на выходе получится их детище.

 

Не скрывали, что за основу брали Дом ЦК комсомола Узбекистана. Этой концепцией был разбит стереотип коридорной системы в официозных интерьерах того времени. Здесь же вы заходите в холл и видите балкончики перед кабинетами, открывается много пространства, воздуха, света. Это было настоящим новаторством и в энергосбережении подспорьем. Увидел такое ноу-хау председатель Гродненского облисполкома С.Т. Кобяк, заинтересовался, щучинцев в пример ставил и … поручил применить такой же принцип “второго освещения” при строительстве здания Гродненского горисполкома.

 

Уже потом, когда Дом Советов был сдан в эксплуатацию, из Минска, из Академии искусств, пригласили двух художников, которые расписали в фойе открывающуюся взору стену. Та фреска, изображающая знаковых для нас личностей – Кастуся Калиновского, Валерия Врублевского и Алоизу Пашкевич – символизировала национальное возрождение. Очень непривычно и даже смело для того времени смотрелась эта фреска. Кто-то подшучивал, байки сочинял, якобы, вошедшая бабушка перед картиной на коленях креститься стала, думая, что лики святых увидела. Кто-то осторожничал, высказывая мысль, что лучше бы закрасить непонятную обывателю “мазню”. Но со временем, когда повеяло в обществе демократическими тенденциями, эта оригинальная работа была оценена по достоинству, как и классический фасад здания, его функциональность.

 

А слабо сельским строителям освоить 50 миллионов советских рублей?

 

– Нет, не слабо! – смеётся Валерьян Леонович Жоль и с удовольствием рассказывает, как в подарок от не очень-то щедрых для экономики 90-х годов МПМК-167, которую он тогда возглавил, получила небывалый доселе заказ. Финансирование шло аж с Москвы: 50 миллионов полновесных советских рублей (в эквиваленте это почти столько же долларов!) выделялось на строительство селекционно-гибридного центра в совхозе-комбинате “Василишки”.

 

 

– Такой крупный заказ свидетельствовал о высокой деловой репутации Щучинской МПМК-167, – подчёркивает наш собеседник. – Конечно, было непросто, но мы, очередь за очередью, строили и поэтапно вводили в эксплуатацию этот специфический объект, где животноводство межевалось с наукой, где масштаб и размах говорили сами за себя. И мы это сделали!

 

Потом было ещё немало современных производственных и жилых объектов, обустройство агрогородков, серьёзное промышленное строительство, но этот экзамен на профессионализм запомнился особенно.

 

“За опытом отправлялись в Европу”

 

Впервые такую поездку для строителей и архитекторов организовал в начале нынешнего столетия … щучинский ксёндз Казимеж. Сначала он “уговорил” В.Л. Жоля взяться за капитальный ремонт кляштора при костёле св. Терезы Авильской, ибо, по его же признанию, не мог доверить это историческое сооружение монахов-пиаров никому другому. МПМК-167 справилась с задачей “на отлично”. И тогда, в знак благодарности, настоятель храма пригласил группу гродненских архитекторов, которые работали над проектом, и наших щучинских “профи” В.Л. Жоля и В.В. Писарькова, тогда работавшего в МПМК-167, посетить Ватикан, базилики и культовые места Италии, чтобы воочую увидеть, как восстанавливают, сохраняют и поддерживают древние сооружения.

 

– Это было очень интересно и незабываемо, – делится Валерьян Леонович. – Немаловажно, что наш тогдашний гендиректор “Гроднооблсельстроя” В.А. Нестеров просто настаивал, чтобы мы отправлялись в заграничные командировки и учились, вникали в европейские технологии. Очень много полезного привезли со специализированной выставки в Мюнхене. Кроме Германии, мы с мастерами и прорабами ездили за опытом в Швейцарию, Францию, Польшу. Всё это были очень полезные командировки.

 

 

Как результат, именно наши “эмпээмковцы” сделали в Щучине первый офисный евроремонт – в здании РЭС. Финансировало этот проект предприятие “Гродноэнерго”, которым в то время руководил недавний щучинец С.Б. Белый. Увидеть плоды нашего труда съезжалась вся область: здесь проводились семинары, нас приглашали преподать мастер-классы. Это нынче энергосберегающими пакетами, гипсокартоном и другими современными “штучками” никого не удивишь. А тогда – всё в новинку. Мы же благодаря поездкам в Европу уверенно владели технологиями по применению материалов нового поколения.

 

Росло мастерство наших кадров. И когда реконструировали центральную площадь, готовили Щучин к 470-летию и город буквально в руинах лежал, то восстановительные работы процентов на 80 мы осуществляли своими силами, по минимуму задействовав субподрядчиков. То же самое повторили и спустя годы, обновляя город ко Дню белорусской письменности. Самое главное, что при этом сохранили историческое лицо нашего Щучина, его колорит. Нельзя уничтожать то, что сделали наши предки, оставив нам в наследство.

 

А когда возрождали дворец Друцких-Любецких и работали бок о бок с сертифицированными столичными реставраторами (они трудились над исторической частью, а мы – над актовым залом-пристройкой), то разницы в качестве проведённых работ, восстановленной лепнине и других элементах не заметили даже эксперты. Нашим мастерам дали очень высокую оценку.

 

“Удивили мастерством инвесторов”

 

 – Первый опыт работы с зарубежными инвесторами мы получили ещё в 90-е, когда строили в Щучине Дом поляков. Польская сторона была приятно удивлена и качеством работ МПМК-167, и обязательностью в выполнении всех договорённостей, – продолжает свой рассказ В.Л. Жоль. – А в недавнем прошлом довелось осваивать гранты Евросоюза при реконструкции спорткомплекса по улице Островского.
Но, пожалуй, самый ответственный и сложный объект – это завод частной компании “Праймилк”. Первоначально для возведения административного здания инвесторы хотели пригласить минчан, но увидели, как спорятся дела у нас, щучинских строителей, и согласились-таки доверить и эту работу нам. Не прогадали.

 

 

Однако, как говорится, доверяй, но проверяй. Заказчики, люди небезбедные, наняли лучших специалистов технадзора, следивших за качеством стройки с особым пристрастием. Кстати, за весь срок интенсивного ведения работ – на протяжении полутора лет – к нам не было предъявлено ни одного нарекания. Само по себе главное здание “Праймилка” – фундаментальное, сложное с точки зрения конструкции. Мы тесно сотрудничали с БНТУ, скрупулёзно перепроверяли чертежи, расчёты, чётко следовали рекомендациям. Ко всему, рядом с заводом строили мощнейшие очистные сооружения по немецкой технологии, аналогам которым ещё нет в Беларуси. С честью сдали и этот объект.

 

– Вот такой он, Щучин, многогранный, – улыбается Почётный гражданин нашего города. – Здесь есть всё: от старинной архитектуры до современнейшего инновационного производства. И ко всему этому имеем непосредственное отношение мы, строители. Выходит, самую лучшую профессию в своё время я выбрал и в самые интересные годы жил и живу. Согласитесь, в каждом времени есть своё очарование, свои достоинства и своя ценность.

 

Пожалуй, в этом с Валерьяном Леоновичем Жолем не поспоришь!

 

Татьяна СТУПАКЕВИЧ.
Фото Катерины АКСЁНОВОЙ
и Анны КАСПЕР.

 
Подписывайтесь на нас в Telegram и Viber!