Угощение с прибылью: какие деликатесы освоят белорусские производители

 

Беларусь импортировала незначительный объем мясо-молочной продукции. Продовольственное эмбарго подтолкнет производителей выпускать новые виды деликатесов 

Продовольственное эмбарго, установленное как контрмера в ответ на санкции, вводимые западными странами против Беларуси, начало действовать с 1 января. В перечне постановления Совмина о специальных мерах в отношении некоторых товаров — 18 пунктов. Под запретом в том числе мясо крупного рогатого скота, домашней птицы, свинина, молоко, молочная продукция, колбасы. Вряд ли этот набор продуктов сможет нас, потребителей, опечалить. Мы все это производим сами. Однако лидеры ретейла обозначили позиции, нуждающиеся в импортозамещении. Отечественные мясо-молочные производители уверяют: покупатель нехватки товаров не почувствует. Выяснили, что и чем будут замещать и какую цену установят на импортные аналоги.

 

АПК гарантирует богатый стол

 

В Беларуси в полной мере обеспечивается потребность внутреннего рынка в продуктах переработки из молока и мяса за счет собственного производства. В сравнении со странами ­­ЕАЭС мы лидируем по этому показателю. К примеру, по производству молока на душу населения Беларусь опережает Казахстан в 2,5 раза, Армению, Кыргызстан, Россию — более чем в 3 раза. По данным ЕАЭК, ежегодно наши сельхозпредприятия выпускают около 137 килограммов мяса и 828 килограммов молока на одного человека. Уровень самообеспечения — 134,9 и 244 процента соответственно.

В Минсельхозпроде уверяют: никакой дефицит продовольствия нам не грозит. Сырья и товаров не то что достаточно, его даже больше. 

 

Отечественные молокоперерабатывающие комбинаты выпускают более 1,5 тысячи наименований молочной продукции, свыше 400 — твердых и полутвердых сыров, расширяется линейка мягких. Мяса, полуфабрикатов и других деликатесов с конвейера белорусских комбинатов выходит свыше 1 тысячи наименований. Доля импорта этой продукции — мизерная. 

 

Более 90, а по некоторым позициям 99 процентов на полках магазинов — белорусские мясные и молочные товары.

Первый заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Игорь Брыло приводит такие цифры: твердых и полутвердых сыров ежегодно в стране производится около 250 тысяч тонн. А вот импортировано было в 2021-м — 1,4 тысячи тонн. 

— Это несопоставимые цифры. В торговых сетях общий объем белорусских сыров — около 95 процентов, в HoReGa (сегменте, объединяющем кафе, рестораны, туристический и гостиничный бизнес) — не менее 50 процентов. Выросло импортозамещение мясной продукции, она по качеству не уступает привозной. 

В прошлом году в страну ввезли всего 20 тонн продукта типа хамон, произвели — около 480 тонн. Доля реализации мяса отечественного производства в общей структуре продаж за 9 месяцев 2021 года составила 99,7, сыров — 91,7, сливочного масла — 99,9 процента. 
 

Заместитель начальника управления организации торговли и общественного питания — начальник отдела потребительского рынка ­­МАРТ Наталья Мельникова уточняет:

— Поставки молочной продукции не доходят даже до 1 процента. Для сравнения: в странах-соседях доля импорта сыров достигает 40 процентов. Отечественным предприятиям, торговле надо стремиться к тому, чтобы белорусская продукция практически заместила импортные товары.

Устойчивая тенденция роста объемов производства молока и мяса в республике, которая наблюдается последние семь лет, сохранится. 

 

Срез импортной полки

 

Итак, понимаем, чем располагаем. Другая сторона вопроса: что было на полке и что выпало? И как наполнить ее, чтобы покупатель был доволен? Ретейл сигнализирует: нехватка по некоторым мясо-молочным позициям все же будет. Но оговариваются: это все же не та угроза, которой стоит серьезно опасаться.
 

— На долю сыров, которые пока не можем заменить своими силами, приходится примерно 2 процента, а мясной гастрономии — около 6 процентов. Со стороны может показаться: цифры несущественные. Но торговле эти показатели важны, и мы не хотели бы их терять. Отечественные производители нередко предъявляли претензии: как встать на полку. Сейчас есть уникальная возможность освободившуюся нишу занять, — расставляет акценты исполнительный директор Ассоциации розничных сетей Наталия Шаблинская.

Наиболее остро вопрос импортозамещения стоит в отношении сыров с плесенью.

— Белорусы их очень полюбили, — добавляет эксперт. — И если сыры с голубой плесенью наши предприятия производят, то с белой — пока нет.

 

В общей структуре сыров с благородной плесенью поставки из стран Евросоюза занимали около 94 процентов. Торговые сети подстраховались: обеспечили складской запас этого продукта на ближайшие 3—4 месяца. Что дальше? Ретейл рассчитывает: оте­чественные молкомбинаты предложат аналоги. 

Также намерены искать альтернативных поставщиков в России и Украине. Открытым остается вопрос и по мясной гастрономии: от наших переработчиков торговля ждет новых предложений, расширения линейки продукции. А также сигнализирует предприятиям, которые еще не освоили выпуск премиального продукта: не упустите окно возможностей.
 

К 2025 году планируется обеспечить рост по всем ключевым показателям: производство молочных продуктов достигнет 9,2 миллиона тонн, темп к 2020 году — свыше 118 процентов. Мяса и мясопродуктов — 1,4 миллиона тонн, рост — почти 111 процентов.
 

Аграрная перезагрузка

 

Сельхозперерабатывающие предприятия готовы взять курс на импортозамещение, их мощностей хватит, чтобы удовлетворить потребительский спрос. К примеру, на Брестчине в прошлом году в развитие сырьевой зоны управляющей компании холдинга «Концерн Брестмясомолпром» вложили свыше 150 миллионов рублей. В этом году инвестировать планируют еще больше. Отдачу получают соответствующую: примерно 97 процентов молока от предприятий концерна — высокого качества. Технологии на них таковы, что позволяют выпускать уникальные в рамках страны продукты. 
 

— Их предлагаем по более низким ценам, чем реализуем в странах ближнего зарубежья, — отметил генеральный директор концерна «Брестмясомолпром» Михаил Серков.

Вкусовые предпочтения потребителей, меняющиеся условия рынка заставляют производителей быть более изощренными в умении приготовить тот или иной продукт, говорят в отделе маркетинга Гродненского мясокомбината. 

 

Их пармская ветчина, хамон и другие из серии иностранных изысков — пример удачного импортозамещения. Деликатесы пользуются спросом во всех регионах страны. Недавно представили новинку — сдобренное соусом и упакованное в вакуум мясо фазана. 

 

Не исключает возможности расширения линейки продукции и Минский молочный завод № 1. Его сыры с голубой плесенью «Рокфорти» и «Тамплиер», так называемые импортозамещающие, тоже пришлись по вкусу белорусам. А на Молодечненском молочном комбинате уже готовы отреагировать на запрос торговли — запустить производство уникального сыра камамбер с белой плесенью.
 

— Холдингом «Первый молочный» выбран новый курс развития — производство импортозамещающей молочной продукции с глубокой степенью переработки. Ассортимент сыров — более 30 наименований. Это все виды классического сыроделия. Новый инновационный продукт — сыр с белой плесенью — будем выпускать на Вилейском производственном участке холдинга «Первый молочный», — рассказала генеральный директор Молодечненского молочного комбината Ирина Филиппова

Предприятие в Вилейке станет единственным в стране, которое будет специализироваться на таких сырах. По плану запуск производства и выход на проектную мощность был намечен на 2023 год. Понимая, что импортозамещение надо ускорить, на комбинате подкорректировали график: выпускать продукт станут уже в январе. 

 

В феврале, планируют, сыр камамбер поступит на полки магазинов. И если стоимость импортных аналогов — 50—80 рублей за килограмм, то отечественный сыр с белой плесенью обещают реализовывать по гораздо более привлекательной цене. 

 

Причем опасений, которые высказывают представители торговых сетей, мол, новинка может не понравиться потребителю, производитель не разделяет: технологии на отечественных предприятиях используются передовые, а технологи быстро реагируют на обратную связь. Им нужно только понимать запрос на вкус, консистенцию, структуру. За реализацией дело не станет.
 

­­КОМПЕТЕНТНО

Татьяна Карбанович, заместитель начальника главного управления растениеводства Минсельхозпрода:

— В стране есть резерв, чтобы потребитель не почувствовал дефицита плодо­овощной продукции. К примеру, в 2021 году в сельхозпредприятиях и крестьянских (фермерских) хозяйствах произвели свыше 170 тысяч тонн яблок. Потребность в них для продажи населению — около 70 тысяч тонн. Обеспеченность плодами — 245 процентов. Ежегодно плодоводческие организации закладывают на хранение примерно 40 тысяч тонн. Нацеливаем их на выращивание сортов, отличающихся высокой лежкостью и способных сохранять свои вкусовые качества до мая — июня. Госпрограммой «Аграрный бизнес» наращиванию производства отечественной плодово-ягодной продукции уделяется особое внимание. Ежегодно закладывается не менее 500 гектаров садов. Это позволит наращивать объемы отечественных яблок не только для реализации внутри страны, но и за ее пределы. 

Артем Ракецкий, бренд-шеф ресторана новой белорусской кухни «Бульбаши»:

— Работаю только с белорусскими продуктами, продвигаю местные хозяйства, фермеров. Считаю, курс на импортозамещение государством выбран верный — надо поддерживать своих производителей. Будущее за белорусскими продуктами. Тем более что у нас они отменного качества. Убежден, гурманы не заметят в ресторанном блюде сыры белорусского производства. У нас были такие прецеденты: иностранца пришлось долго убеждать, что сыр «Таледжо», которым мы его угостили, не итальянский, а сделан из белорусского сырья. Только побывав на производстве, он поверил и был удивлен, что в Беларуси умеют делать такие продукты.

 

СБ

 
Подписывайтесь на нас в Telegram и Viber!