Вагончик тронулся
Третьекурсница ГрГУ имени Янки Купалы Алина Пашковская – будущий психолог. После месячного теоретического обучения и такой же по продолжительности практики девушка сдала экзамен и стала полноценным проводником. Ей уже не терпится начать работу в составе студотряда. Правда, когда и в какие рейсы предстоит отправиться, пока не известно. Говоря о том, почему решила освоить профессию проводника, Алина признается:

Недавнюю стажировку студентка вспоминает с воодушевлением. Первый ее практический этап проходил на базе вагонного участка в Гродно, затем непосредственно в рейсах. За каждым студентом был закреплен наставник из числа проводников БЖД, который объяснял все тонкости работы.
– Быть проводником не так легко, как может показаться на первый взгляд. Ведь когда ты сосредоточен на своих непосредственных обязанностях, то вся романтика поездки сразу отходит на второй план. А задач, к слову, немало. Еще до отправления состава ты должен принять вагон, убраться в нем, подготовить постельные принадлежности, проверить наличие чайной продукции, исправность оборудования. На перроне внимание нужно уделить пассажирам, как, впрочем, и на всем пути следования поезда. Взаимодействие с людьми, на мой взгляд, одновременно самое сложное и приятное в этой работе. К каждому нужно найти подход. К слову, здесь навыки психолога весьма кстати, – говорит Алина.
Девушке удалось поработать сразу на трех направлениях: Гродно – Витебск, Гродно – Гомель и Гродно – Минск. По каждому из маршрутов «откатала» по два раза. В общей сложности 162 часа. Самой напряженной и волнительной, признается собеседница, выдалась первая поездка.
– Следовали мы в Витебск. И на этом направлении пассажиропоток оказался самым большим. Нужно было работать оперативно, собранно, без промедлений, уделить время каждому человеку. Замечаний не получала, поэтому, думаю, справилась хорошо.
– По прибытии к пункту назначения у проводников часто выпадает часок-другой свободного времени. Успели погулять, например, по Витебску?
– Времени даже больше, но, честно говоря, было совсем не до прогулок. Работа энергозатратная. Усталость присутствовала, поэтому предпочтение отдавала отдыху. Плюс не стоит забывать о подготовке поезда к рейсу. Это тоже дело не пяти минут, –делится Алина. – В целом это очень увлекательный и запоминающийся опыт. Теперь интересно, как пройдут полтора месяца, когда буду работать проводником официально.
Старинная профессия
Времена, когда на железной дороге пахло гарью от паровозов, а семафоры поднимали свои крылья, уже давно прошли. Ушло из обихода и слово «обходчик», ему на смену пришло более прогрессивное – «монтер». Но суть профессии не изменилась.
– Главная задача монтера пути – заботиться о бесперебойной работе железной дороги, обеспечивать безопасность движения поездов, проходя пешком и тщательно обследуя вверенный участок, – рассказывает третьекурсник Волковысского государственного аграрного колледжа Иван Блыш, решивший получить помимо зоотехнической специальности еще и профессию монтера. Он замечает, это своего рода подушка безопасности, а вдруг с зоотехнией не срастется. Для парня все переживания уже позади. 12 июня он сдал экзамен и теперь готовится к новому ответственному этапу. – Сейчас у меня производственная практика в Матвеевцах. С 20 июля буду работать на железной дороге в Волковыске, где и проходила моя практика во время обучения по допспециальности.
«Железнодорожная кухня» пришлась молодому человеку по душе, хоть и работа не из простых – круглогодично и в любых погодных условиях обеспечивать безопасность движения поездов.
– В любой профессии ты должен безукоризненно выполнять свою работу, в моем случае – проверять состояние путей и по необходимости устранять неполадки. Ведь от этого зависят жизни людей, – подытоживает Иван.