Сегодня – День учителя. Оставить добрый след в душе ученика: учитель истории гимназии г. Щучина Елена Лисовская уже более тридцати лет учит ребят разумному, доброму, вечному…
Каждый человек обязательно оставляет в жизни свой след. А уже какой он – яркий и запоминающийся или еле-еле заметный, – зависит только от самого человека, от его стремлений, от его желаний, от его возможностей…
Учитель истории гимназии г. Щучина Елена Лисовская уже более тридцати лет учит ребят разумному, доброму, вечному… Разве эту благородную миссию, которую выполняет каждый настоящий Педагог, нельзя назвать самым ярким следом на Земле?! Учить, без остатка посвящая себя ученикам, учить, понимая каждого ребёнка, учить, находясь в постоянном поиске…
Елена Евгеньевна родилась и выросла в нашем маленьком уютном городке. Наверное, так сложилось неспроста, что она, будущий историк, родилась в уникальном доме – памятнике классицизма в жилищном строительстве первой трети 19 века. Некоторое время там размещался роддом, а сейчас – воскресная школа.
– Мой папа тоже местный, – рассказывает Елена Евгеньевна. – Он родился на хуторе недалеко от Каменки. А мама – с Новогрудчины, её родная деревня находилась в двух километрах от озера Свитязь. Именно там проходило всё наше с братом детство. Там уникальные места. А как естественно и очень мягко бабушка говорила по-белорусски! Этот говор для меня до сих пор эталон белорусского языка. А вот родителей папы мне даже узнать не довелось: они погибли в годы войны. Поэтому мой папа вместе со своими братьями и сестрой оказались в детдоме, правда, чуть позже его забрала оттуда тётя.
После окончания СШ №1 г. Щучина с золотой медалью Елена Евгеньевна поступила в пединститут им. М. Горького в Минске.
– Ни сомнений, ни колебаний не было, – говорит Елена Евгеньевна. – На уроках истории, которые преподавала Эмма Васильевна Руденко, мне всегда было очень интересно. Я много читала дополнительной литературы. Поэтому решила для себя быть учителем истории. Готовилась к поступлению сама, только по учебникам, руководствуясь программой. И почему-то была абсолютно уверена, что сдам историю при поступлении именно на пять. Как ни странно, но так и случилось.
Получив заветные дипломы, уже к тому времени молодая семья Лисовских, приехала работать в СШ №1
г. Щучина.
– Мы с мужем учились на одном факультете, – продолжает Елена Евгеньевна. – Только я получила специальность “учитель истории и английского языка”, а Виктор Борисович – “учитель истории и немецкого языка”. Позже я окончила ещё и республиканский институт высшей школы по специальности “культуролог”.
Пятнадцать лет Елена Евгеньевна отработала в первой городской школе, а когда открылась гимназия, по предложению Натальи Яновны Лебедь, которая в то время была директором, перешла работать в учреждение образования нового типа.
Сказать, что будучи заместителем директора по научной работе Елена Евгеньевна жила работой – не сказать ничего. Гимназия постоянно принимала участие в проектной деятельности, результатом которой становились значительные денежные инвестиции.
– Благодаря успешному участию в проектной деятельности в спортивном зале гимназии были установлены новые окна, создан энергоэффективный кабинет, высажены цветы, – говорит Елена Евгеньевна. – Но для меня лично самым интересным оказался проект, посвящённый Франциску Скорине. Во время работы над ним я открыла для себя много нового об этом человеке. А благодаря помощи отца Сергия Семашко для гимназии был изготовлен печатный станок. Во время проведения гостиной и конференции состоялись интересные встречи с удивительными людьми. Уникальные работы с осмыслением деятельности первопечатника мы получили и в результате реализации интернет-проекта “Ф. Скорина: след человека – след жизни”, инициированного гимназией для школьников республики.
Ещё одно детище Елены Евгеньевны – музей истории образования.
– Идея о его создании родилась сама собой, – вспоминает Елена Евгеньевна. – В гимназии постоянно проходили встречи с интересными людьми, стали накапливаться различные документы, которые могли стать экспонатами, и мы решили, что нужно создать музей. Только какой? Этот вопрос долго обсуждали с Натальей Яновной. И сошлись во мнении, что это должен быть музей образования. В поисках информации участвовала Наталия Алексеевна Минкявичене. Её мама и тётя были гимназистками польской гимназии в Щучине в 30-е годы. Она помогла найти бывших гимназисток в Вильнюсе, и они в письмах рассказали нам о гимназии тех времён и о людях, которые тогда учились и работали.
Но чем бы она ни занималась, какие идеи ни воплощала бы в жизнь, в первую очередь Елена Евгеньевна всегда остаётся учителем.
– Очень люблю уроки, на которых изучается культура абсолютно всех периодов, – говорит Елена Евгеньевна. – Анализируя культурные ценности, можно проследить главные идеи эпохи. Мне очень интересна история 10-16 и 19 веков. С огромным удовольствием преподаю уроки “Наш край”. В подарок щучинцам вместе с учениками недавно разработали блог “Архитектурный гид по Щучинщине” (https://gidarhitekturaschuchin.blogspot.com/p/blog-page.html). Щучин – уникальный город. Он имеет своё лицо. Каждый третий его житель в конце 18 века здесь либо учил, либо учился. Даже здание, в котором находится гимназия, ко многому обязывает. Здесь всегда витал дух просвещения. Оно строилось как учительская семинария времен Российской империи, затем там размещались польская учительская семинария, польская гимназия и педагогический лицей, СШ №1 г. Щучина, учебно-производственный комбинат, гимназия. В городе (в прошлом – местечке) работали и учились такие известные учёные как Станислав Юндзилл – основатель ботанических садов в Щучине, Вене и Вильно, и Игнат Домейко, которого в 14-летнем возрасте после окончания нашего коллегиума пиаров зачислили без экзаменов на физико-математический факультет Виленского университета, доктор богословия Дмитрий Петрович Огицкий. Это очень глубокие люди, которые задали высокую планку образовательным традициям Щучина. Кстати, сегодня на одной из центральных аллей Ботанического сада в Минске растёт дуб, пророщенный из жёлудя нашего щучинского 250-летнего дуба – в память о знаменитом учёном Юндзилле.
Елена Евгеньевна преподаёт историю у гимназистов с седьмого по одиннадцатый класс.
– Понимаю, что современному ребенку учиться по-настоящему сложно, приходится работать с огромными информационными потоками, – говорит Елена Евгеньевна. – Хочется, чтобы дети развивались, становились людьми мыслящими. Охотно делюсь с ними тем, что меня удивило, впечатлило из недавно прочитанного, мне неинтересно узнавать что-то только для себя. Думаю, что ученикам со мной не всегда легко. Педагог я достаточно строгий и требовательный. Но в то же время понимаю, что все дети разные, у них разные стремления и возможности, и радуюсь даже самым небольшим их успехам.
Как призналась Елена Евгеньевна, она очень любит свой родной Щучин. Организовывая экскурсию по городу, она выбрала самые интересные и памятные места. Каждый год пятиклассники гимназии в начале учебного года отправляются изучать достопримечательности Щучина. Сколько нового и интересного они узнают о казалось бы знакомых до этого улицах, зданиях и растениях.
– Нигде не хочу жить, кроме как в Щучине, – говорит Елена Евгеньевна. – Есть, конечно, в нашей Беларуси много красивых городов. В плане белорусского мироощущения мне близка Новогрудчина. Несколько раз была в Полоцке. Недавно открыла для себя Новополоцк. Люблю Гродно, Мозырь, Гомель, Заславль, старинную часть Минска. Но Щучин – это мой город. У меня даже деревья здесь есть любимые: старинный дуб, мачтовые сосны, клён… Живописная горочка возле районного Дома культуры позволяет любоваться разными оттенками зеленого, уходящая вдаль дорога напоминает, что осилить ее может только идущий…
Елена Евгеньевна очень дорожит своей семьёй. Её дочь Наталья появилась на свет 2 октября, как раз в День учителя – вот такой бесценный подарок получила мама.
– Как мы воспитывали своих детей? – задумывается на минуту моя собеседница. – Мы просто жили и старались делать всё вместе. Паша у нас – турист со стажем. Когда мы отправились в первый категорийный поход по Беларуси и прошли более сотни километров, Паша, которому было только три года, ходил с нами. Всегда старались быть честными с детьми. Конечно, моего внимания им не хватало, потому что много времени отнимала работа. Но тем не менее, Наташа мне не просто дочь, она моя большая подруга. Она со мной советуется, ей важно моё мнение. Вы знаете, я очень благодарна своим родителям, которые меня во всём поддерживали, своим учителям, которые в своё время так много в меня вложили, своим коллегам за то, что они просто есть.
…Мы долго говорили с Еленой Евгеньевной на самые разные темы. Возвращаясь к своей профессии, она как будто подвела итог:
– Мне трудно представить себя в другой профессии. Считаю важным быть частью процесса передачи и освоения знаний, помогающих становлению Человека.
Анна РУДСКАЯ.
Фото автора.