Рассказываем о семейных династиях. Общий педагогический стаж семьи Осмоловских составляет 585 лет!

– И это только годы учительства самых близких моих родственников, – уточняет Александр Николаевич Осмоловский – учитель трудового обучения Остринской СШ им. А.С. Пашкевич (Тётки). – А вообще по педагогической стезе у нас в роду пошли 23 человека.
Выпускник Новодворской школы Александр Осмоловский быть педагогом совсем не стремился. До восьмого класса учился в Прудянской школе, а, окончив десятилетку, поступил в Гродненский сельхозинститут на агрономический факультет. 
– Военной кафедры у нас не было, поэтому, получив диплом, я отработал полтора года агрономом в колхозе имени Фрунзе и отправился служить в армию, – вспоминает Александр Николаевич. – Вернулся и снова устроился на работу в местное хозяйство. Мой отец был директором Прудянской школы, а мама – учителем белорусского языка и литературы. Как-то в разговоре родной дядя посоветовал мне идти работать к отцу, тем более, что и место учителя биологии там освобождалось. А на то время с моим образованием это было возможно. Я уволился из колхоза и устроился на работу в Прудянскую базовую школу. Через три года вышло постановление, согласно которому в моём случае для продолжения педагогической деятельности необходимо было педагогическое образование. Так и пришлось штудировать учебники за курс средней школы, сдавать экзамены по химии, биологии и русскому языку и следующие шесть лет заочно учиться на факультете биологии в Гродненском государственном университете им. Я. Купалы, чтобы получить специальность учителя биологии с правом преподавания химии. Кстати, у моего отца тоже было два образования: учитель химии и биологии и учитель географии. 


Через некоторое время Александр Николаевич перевёлся из Прудянской школы в Остринскую и окончательно вместе с семьёй обосновался в Острино. Купил в деревне дом и перевёз в посёлок, а потом начал его облагораживать. Мастерства и фантазии Александру Николаевичу не занимать. Соорудил пристройку, кочегарку, конечно же, мастерскую и другие подсобные помещения. Много работал на земле.
– С техникой я всегда дружил, – рассказывает Александр Николаевич. – Сам реконструировал трактор, переделал на свой лад борону, усовершенствовал культиватор, который вместо одной стал выполнять три функции. Одно время выращивал пшеницу и даже получил урожайность 48 центнеров с гектара. 
В Остринской школе Александр Николаевич вёл биологию, а когда его коллега – учитель трудового обучения, вышел на пенсию, ему дали часы и по этому предмету. Спустя некоторое время Александр Николаевич прошёл переквалификацию, получил соответствующее удостоверение и стал вести только труд. Он учит мальчишек держать в руках молоток, работать на станках и не только уже 12 лет. Все изделия, украшающие территорию школы, сделаны его руками. А некоторые из них удачно дополнили интерьер детского оздоровительного лагеря “Космодром”. Вот и теперь учитель смастерил скамейку, на которой с удовольствием будут отдыхать дети. Осталось только украсить её цветочком и покрасить. А его творческая работа – пистолет-пулемёт Калашникова на подставке, сделанный по оригинальным размерам, заняла третье место на районном конкурсе. От настоящего не отличить!
– Люблю всё делать на совесть, – говорит мастер. – И для скамейки выбрал доску берёзы – плотную, добротную, чтобы служила долго. Когда работал учителем биологии, много времени отдавал земле: и клумбы высаживали великолепные, и в парниках всегда рассада росла. Теплица ещё до недавнего времени использовалась по назначению. 
Жизнь – удивительная штука, никогда не знаешь, что и как может повернуться. Видно и Александру Николаевичу, несмотря ни на что, на роду написано было стать педагогом.
– А я, честно говоря, ни разу не пожалел, что так вышло, – рассуждает учитель с 34-летним стажем. – Да и пример у меня был замечательный – мой отец Николай Алексеевич. Он был очень энергичным человеком, всего себя отдавал школе. Для него не существовало не решаемых вопросов. Ещё на то время – в 70-ые годы, каждый кабинет в школе был полностью оснащён: эпидиаскоп, проигрыватель, магнитофон, диапроектор – всё это было в помощь учителю. Недаром Прудянская школа в 1974 году была представлена в Москве на Выставке достижений народного хозяйства. Я и сегодня помню, как отец лично возил туда два чемодана разных документов и фотографий. И с детьми он легко находил общий язык. Как-то решил подсчитать, сколько выпускников школы получили высшее образование. Цифра оказалась внушительной – около 220. А по тем временам это было довольно много. 
Похоже, определить родоначальника педагогической династии семьи Осмоловских не так-то просто. Возможно, она уходит корнями в далёкое прошлое. Дедушка Александра Николаевича – Алексей Тимофеевич, ещё при царе Николае ІІ был директором Смоленской царской гимназии. Когда произошла революция, он вынужден был переехать в Беларусь. 


– Брат дедушки был лесничим на Могилёвщине, туда и подался наш Алексей Тимофеевич, – продолжает свой рассказ Александр Николаевич. – Там он обосновался и построил дом. Когда началась война – воевал в партизанском отряде, а после её окончания работал директором Курмановской СШ и учил детей математике. У нас до сих пор хранится учебник “Арифметика” 1886 года. Бабушка Мария Илларионовна преподавала в Институте благородных девиц. У неё был великолепный каллиграфический почерк, она писала идеально ровно без всяких полей и линеек. Просто удивительно, как у неё это получалось. Были педагоги и по бабушкиной линии: её брат работал ректором Симферопольского государственного университета. 
Удивительная семейная история. Но это ещё не всё. Родная сестра Александра Николаевича – тоже учитель биологии и химии. Много педагогов и среди двоюродных сестёр и братьев. Десятки лет бок о бок с мужем работает жена Александра Николаевича Алла Владимировна – учитель математики. А вот дети не пошли по стопам родителей. Дочь – юрист, работает в отделе образования, спорта и туризма Щучинского райисполкома. Сын – инженер-энергетик в “Гроднооблэнергонадзоре”. Кем станут две внученьки, когда вырастут, покажет время. 
Общеизвестно, что мужчины не очень охотно идут в педагогику. Не могла не поинтересоваться мнением Александра Николаевича по этому поводу.
– Знаете, ведь всё в ребёнке закладывается ещё когда он сидит за школьной партой, – говорит педагог. – Каким он вышел из школы, таким и пойдёт по жизни. И очень важно, чтобы перед глазами у мальчишек был достойный мужской пример в лице их учителей. Я всегда уверенно и комфортно чувствовал себя на уроках, старался дать максимальное количество знаний, открыто и с уважением общался с детьми. Был бы рад, если бы кто-то из моих учеников выбрал профессию учителя. 
Теперь Александр Николаевич меньше работает: стало немного подводить здоровье. Но за грибами и на рыбалку – всегда по первому зову.
– В советские времена в лес на своей “Яве” с коляской ездил, – вспоминает мой собеседник. – Так вот однажды насобирал лисичек целую коляску, даже взвесил ради интереса: 27 кг! Бывало, и на тракторе на тихую охоту отправлялся – по 17-18 кг грибов привозил домой. Лисички – это хорошая возможность ещё и заработать. А вот огромным уловом похвастаться не могу. В прошлом году на рыбалке у друга 19 кг окуней наловил, еле до машины дотащил. Мелочь всегда отпускаю обратно в воду. 
…Уже прощаясь, мы с Александром Николаевичем вышли в школьный двор. С удовольствием полюбовалась на его творения: колодец с ведёрком, мельницу, мостик, раскрытую книгу… Насколько аккуратно и профессионально выполнены эти маленькие архитектурные строения. Уверена, этому Александр Николаевич научил и своих учеников. 
Анна РУДСКАЯ.
Фото автора и из личного архива А.Н. Осмоловского.