Новые маршруты и локации: белорусы стали отдавать предпочтение внутреннему туризму
Никто не станет спорить, что пандемия изменила наш взгляд на путешествия. Раньше люди могли хвастаться фотографиями из жарких стран, но, когда заходил разговор о туризме по богатой на эффектные локации Беларуси, нередко признавались: не были, не знаем… За полтора года изменилось очень многое, и в Instagram наконец стали появляться посты с геотегами из Несвижа, Слонима, Мира… Но это так, личное наблюдение. А вот можно ли его подкрепить цифрами и аналитикой, мы узнали у директора Департамента по туризму Министерства спорта и туризма Ирины Воронович.
Еще не время прятать чемоданы
ФОТО АЛЕКСЕЯ МАТЮША
— Сезон отпусков подошел к концу. Каким он стал для белорусской туристической отрасли?
— А вот я бы не сказала, что туристический сезон закончен: впереди осень — время, когда отдыхающие продолжают активно совершать поездки. В период бархатного сезона спросом пользуются путешествия по родной стране, таким образом мы ожидаем большое количество внутренних туристов в ближайшие месяцы.
Говоря конкретно о летнем сезоне, для отрасли он стал более насыщенным, нежели предыдущий: люди научились жить в новых условиях, в которые нас поставила пандемия. Путешествовать по своей стране сегодня более выгодно, так как в выездном туризме много рисков — локдауны, отмена авиа-рейсов и прочее.
В прошлом году внутренний туризм впервые превысил выездной — связано это прежде всего с закрытием границ. В пределах Беларуси путешествовало 571,5 тысячи человек, а это на 45 процентов больше, чем по выездному потоку (253,9 тысячи белорусских туристов, или 26 процентов от уровня 2019 года). Внутри страны наиболее популярными были экологический и агроэкотуризм, активный отдых в виде водных сплавов, санаторно-курортное оздоровление.
В целом последние полтора года показывают существенный рост путешествий белорусов по своей стране и переориентации туристических компаний на внутренний туризм.
ФОТО СЕРГЕЯ КУЛЯГИНА
— Какие новые маршруты открылись в стране с начала сезона и что еще новенького нам ожидать?
— С начала пандемии разработаны следующие туристические маршруты и экскурсии: «К истокам Немана и копыльским святыням» (ко Дню белорусской письменности), «Между Барановичами и Ганцевичами: на перекрестках историй», «Пленная правда. История шталага—352», «Архитектурные и исторические памятники Слонима, Жировичей и Сынковичей», «Ароматные истории: кофе и шоколад в жизни столицы» и многое другое. Открылись такие туристические объекты, как «Парк животных Диприз» в Барановичах, появился оленепитомник и расширился дендропарк в Брашевичском лесничестве (Дрогичинский район), увеличилась экспозиция Музея валунов в деревне Радунь (Вороновский район), появилась новая экспозиция уникального Музея шляхты в Подороске (Волковысский район), проведена реконструкция парк-отеля «Версаль» (Пуховичский район), внедрены новые анимационные программы в Больтиниках (Вороновский район), Волковыске (Шведская гора), а также по религиозному туризму в Ивье (Гродненская область), разработана новая экскурсия в Тростенце.
Запустился туристический кластер «Наваколле», в рамках которого создается и продвигается натуральная и крафтовая продукция. Сочетание аутентичных местных продуктов — от домашних сыров и прочих деликатесов до черной керамики, вышивки, изделий из дерева и соломы — вместе с эмоциями позволяют подарить незабываемые впечатления, привлечь туристов, создать интересный и запоминающийся турпродукт.
А 23 октября пройдет день открытых дверей в белорусских агроэкоусадьбах: все желающие смогут бесплатно посетить усадьбы и познакомиться с возможностями отдыха в деревне.
ФОТО АНТОНА СТЕПАНИЩЕВА
Приложение с предложением
— Почему многие обращаются в турфирмы для организации отдыха? Это экономит время: заплатил — и наслаждайся. Но мало кто знает, что комфортно путешествовать по стране помогают приложения, которые можно скачать прямо сейчас. Расскажите о них подробнее.
— В связи с пандемией мы действительно видим значительный рост популярности индивидуальных туров. Более того, это общемировая тенденция в эпоху диджитал. Наша задача — расширять осведомленность туристов об объектах и удобстве бронирования. Не так давно на сайте Национального агентства по туризму состоялся запуск раздела «Моя поездка»: в нем есть возможность самостоятельно построить маршрут, выбрав вид путешествия, регион, дату. Информация на портале постоянно обновляется и дополняется, это позволяет формировать персональные путешествия и создавать пакетные туры по различным видам туризма.
Также есть система VETLIVA: первая в Беларуси площадка для бронирования онлайн мест отдыха, санаториев, усадеб, отелей. Этот уникальный сервис бронирования — отличный посредник между гостями, желающими забронировать путевку в санаторий или купить экскурсию, и объектом, готовым продать туристический продукт.
Важную роль в самостоятельном путешествии играют мобильные приложения. Например, если вы отправляетесь из Минска в Гродно на автомобиле, можно воспользоваться сервисом «М-6», который является путеводителем по этой трассе и показывает основные достопримечательности, придорожные объекты сервиса и так далее. Для прогулки по Гродно можно применить приложение Grodno guide, также апробирована первая часть приложения для смартфонов «Туристические маршруты Августовского канала». Этот опыт мы сейчас хотим перенести и на другие регионы страны.
Таким образом, туристам доступны все возможные варианты для организации своего путешествия. Здесь каждый может выбрать тот вариант, который наиболее удобен и комфортен, исходя из потребностей самого туриста.
— На Республиканском педсовете Президент Александр Лукашенко заявил о необходимости выработать систему организации экскурсий школьников по памятным местам. Какие варианты готова предложить ребятам туристическая индустрия?
— Минспорта совместно с Министерством образования уже работает в этом направлении: инициировано включение в типовой учебный план общего среднего образования обязательных экскурсий по знаковым историко-культурным, природным и другим местам нашей страны. Все это должно, безусловно, увязываться с учебными программами школьных предметов.
Например, для учеников 1—4-х классов будут организовываться экскурсии по двум объектам регионального значения в год, для ребят из 5—11-х классов — по два объекта регионального и одному объекту республиканского значения в год. Маршруты школьных экскурсий включают в себя патриотический компонент (например, Брестская крепость, Хатынь), экологический (национальные парки «Беловежская пуща», «Браславские озера») и историко-культурный (Несвижский и Мирский замки). Прорабатывается вопрос о субсидировании этих экскурсий.
ФОТО АНТОНА СТЕПАНИЩЕВА
Вирус не помеха
— Вопрос от тех, кто опасается путешествовать по стране в составе организованных групп. Существуют ли какие-то специальные антиковидные меры, обязательные к исполнению всеми субъектами туристической деятельности?
— Действительно, сфера туризма предполагает активное участие людей, поэтому здесь есть повышенный риск. Туроператоры руководствуются рекомендациями Минздрава, а именно: масочный режим, социальное дистанцирование, шахматная рассадка, наличие дозаторов с антисептиками. Компании заинтересованы в том, чтобы показать ответственное отношение к здоровью своих клиентов.
— Хотелось бы узнать прогноз экспертов департамента на осенний и зимний сезоны. Оживится ли внутренний рынок?
— Учитывая непростую эпидемиологическую ситуацию, прогноз сделать достаточно сложно. Как минимум мы надеемся на дальнейший рост внутреннего рынка, для этого существует вся необходимая инфраструктура: санатории, агроусадьбы, зимние горнолыжные курорты. Еще раз хотела бы напомнить про день открытых дверей в белорусских агроусадьбах 23 октября. Это важная акция для ознакомления туристов с тем, что они могут увидеть. В осенне-зимний период традиционно проходит множество событийно-массовых мероприятий, но тут все зависит от эпидемиологической ситуации. Так что, безусловно, мы надеемся, что наши граждане продолжат путешествовать по Беларуси. И, что важнее, будут делать это с удовольствием.