Николай Гастелло: подвиг ценою в жизнь

Многие улицы городов и поселков Беларуси названы в честь героев Великой Отечественной войны, отдавших свои жизни за свободу и независимость нашей Родины. В преддверии 75-летия Великой Победы мы расскажем нашим читателям о тех, кто достойно сражался во время войны и чьими именами названы улицы нашего города.

 

Имя Николая Гастелло носят улицы во многих городах бывшего Советского Союза. В Щучине улицу Гастелло (раньше называлась Рожанковская, Эдварда Рыдз-Смиглый, Ворошилова) знает каждый: здесь находится редакция районной газеты “Дзянніца”. О подвиге этого мужественного летчика слышали наверняка многие, сегодня хотелось бы еще раз напомнить об этом.

 

Путь в авиацию

 

 

Николай Францевич Гастелло родился 6 мая 1907 года в семье рабочих в Москве. Окончив городское мужское училище имени А.С. Пушкина, Николай работал в 1-м доме подростков учеником столяра. В 1924 году его семья переехала в Муром, где он устроился на паровозостроительный завод им. Ф.Э. Дзержинского, там же работал и его отец. Николай совмещал работу слесаря на заводе с учебой в городской школе №33. В 20 лет молодой человек вступил в ряды Коммунистической партии. В 1930-м семья возвращается в Москву, и Николай Гастелло устраивается на работу в Первый государственный механический завод строительных машин имени 1-го Мая.

 

В 1932 году в жизни Николая произошло памятное событие, которое и определило дальнейшую его судь­бу: он поступил в военное авиационное училище. Во время учебы в 11-й Луганской военной авиационной школе летчиков он отличался упорством и серьезностью, сдав на отлично выпускные экзамены, был направлен в 82-ю тяжелобомбардировочную авиационную эскадрилью, дислоцировавшуюся в Ростове-на-Дону. Молодой летчик изо дня в день совершенствовал и оттачивал свое летное мастерство. Уже в ноябре 1934 г. самостоятельно пилотировал самолет ТБ-3. Вот и сбылась его заветная мечта.

 

Боевой опыт

 

Свое первое боевое крещение летчик Николай Гастелло получил в 1939 году в боях на Халхин-Голе, он воевал в составе 150-го скоростного бомбардировочного авиационного полка. В 1940 году Николаю Францевичу присвоено звание капитана. Осенью того же года полк был передислоцирован в Великие Луки, а в начале 1941 года – на аэродром Боровское в Смоленской области. Весной 1941 года, накануне нападения Германии на Советский Союз, Николай прошел курсы переподготовки и освоил новую боевую машину – двухмоторный бомбардировщик Ильюшина. 24 мая 1941 года Гастелло стал командиром 4-й эскадрильи 207-го дальнебомбардировочного авиаполка.

 

Благодаря упорному труду, добросовестности, личным и профессиональным качествам Н.Ф. Гастелло вырос до командира эскадрильи и стал одним из лучших летчиков полка. Казалось бы, что талантливого летчика ждет успешная многолетняя летная и служебная карьера, но этому воспрепятствовали события июня 41-го…

 

Четыре дня, как четыре шага в бессмертие

 

Первый свой боевой вылет Гастелло совершил 22 июня в 5 часов утра. В первые дни войны полк понес большие потери. Оставшиеся в живых летчики и уцелевшие самолеты 24 июня были сведены в две эскадрильи, капитан Гастелло стал командиром второй.

 

26 июня 1941 года, спустя всего четыре дня с момента начала войны, экипаж под командованием капитана Н.Ф. Гастелло в составе лейтенанта А.А. Бурденюка, лейтенанта Г.Н. Скоробогатого и старшего сержанта А.А. Калинина на самолете ДБ-3ф вылетел для нанесения бомбового удара по германской механизированной колонне на дороге Молодечно - Радошковичи в составе звена из двух бомбардировщиков. Огнем зенитной артиллерии противника самолет Гастелло был подбит. 33-летний Николай Гастелло имел возможность спастись путем катапультирования, но принял решение идти на таран. Горящий самолет, врезавшись в колонну вражеской техники, сорвал спецоперацию фашистов ценой собственной жизни. В результате все члены экипажа героически погибли.

 

Вот что было написано в наградном листе командира эскадрильи 207-го дальнебомбардировочного авиационного полка капитана Гастелло: “Звено Гастелло, сбросив бомбы на груду скопившихся на заправку горючим танков, расстреливая из пулемета экипажи фашистских машин, стало уходить от цели. В это время фашистский снаряд догнал машину капитана Гастелло. Получив прямое попадание, объятый пламенем самолет не мог уйти на свою базу, но в этот тяжелый момент капитан Гастелло и его мужественный экипаж были заняты мыслью не допустить врага на родную землю. По наблюдениям старшего лейтенанта Воробьева и лейтенанта Рыбаса, капитан Гастелло развернулся на горящем самолете и повел его в самую гущу танков. Столб огня объял пламенем фашистские танки. Такой ценой заплатили фашисты за смерть летчика капитана Гастелло и смерть героического экипажа”.
Огненный таран капитана Николая Францевича Гастелло стал один из самых известных в истории ВОВ примеров подвига.

 

Герой посмертно, слава – навсегда

 

Учитывая тяжелые потери, которые нес Советский Союз, каждый успех отдельно взятого подразделения предавался огласке в средствах массовой информации. Впервые о подвиге Гастелло было публично упомянуто 5 июля 1941 года в вечерней сводке Советского информбюро. А еще через пять дней вышла заметка в газете “Правда”: “Мы помним имя героя — капитан Николай Францевич Гастелло. Его семья потеряла сына и мужа, Родина приобрела героя. В памяти навсегда останется подвиг человека, рассчитавшего свою смерть как бесстрашный удар по врагу”. 26 июля 1941 года Указом Президиума Верховного Совета СССР капитан Николай Францевич Гастелло был посмертно удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали “Золотая Звезда”.

 

 

Но герои не умирают. Они живут в памяти на­родной. Молодые летчики, ведя в бой самолеты, всегда помнили имя своего старшего товарища по оружию. И не случайно, что в годы минувшей войны легендарный под­виг Гастелло - огненный таран - был повторен сотни раз. Всего за период Великой Отечественной войны было совершено 14 морских таранов, 52 танковых, 600 воздушных и 506 наземных. 

 

– Подвиг Гастелло не имеет цены. Это какое же нужно иметь мужество и любовь к Родине, чтобы отдать свою жизнь за других людей! То, что наша улица, где мы обустроили свой дом, носит имя отважного героя, очень важно и знаково, – говорит жительница улицы А.В. Каспер. – Ведь за этим именем стоит целая история, на примере которой воспитываются настоящие патриоты. Хочется, чтобы на всех улицах города, которые носят имена героев Великой Отечественной войны, были установлены таблички, на которых была указана информация о совершенных ими подвигах или другие сведения.

 

В Щучине четыре улицы носят имена героев Великой Отечественной войны: Николая Гастелло, Степана Шупени, Константина Заслонова и Петра Батырева. Имя летчика Гастелло жители города произносят с гордостью. Ведь Щучин – город авиаторов, который хранит традиции и возрождает свою авиационную славу.
– Что касается Николая Гастелло, то историю его подвига слышал с детства. Когда был ребенком, не до конца понимал масштаб совершенного им подвига, – делится еще один житель С.В. Яхимчик. – Очень важно увековечивать в названиях улиц память тех, кто сражался за независимость своей Родины. Это один из способов напомнить молодому поколению о том, кого мы должны благодарить за возможность наслаждаться тихим семейным счастьем и мирным небом над головой.

Сергей КАСПЕРЧУК.

 
Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен, Telegram и Viber!