Непростой путь к самостоятельной жизни, или Как и чему учатся проживающие в отделении сопровождаемого проживания Щучинского дома-интерната для психоневрологических больных

 

Несколько недель назад в Щучинском доме-интернате для психоневрологических больных открылось отделение сопровождаемого проживания. Три мужчины и три женщины получили шанс развить свои навыки, научиться жить самостоятельно и вернуть дееспособность. Как организовано проживание в этом отделении, как адаптируются к новым условиям взрослые ученики, чему они учатся на занятиях – об этом и не только мы узнали, встретившись с этими особенными людьми и их педагогами.

 

Юля, Сергей, Марина, Борис и Аня собрались в учебном классе вместе с психологом Ольгой Ивановной Яхимчик и заведующей отделением Ниной Фёдоровной Манейко. Постепенно наш разговор перерос в открытую душевную беседу, во время которой мои собеседники рассказывали о себе и о своей жизни, о своих достижениях, делились своими планами и мечтами… И хоть ни один из них не жаловался на свою судьбу, никто не держал обиды на родителей, которые отказались от каждого из них практически в раннем детстве, чувствовалось, что в больших и чутких сердцах этих людей всё-таки живёт грусть одиночества.
Юля приехала в интернат два года назад. До этого девушка воспитывалась в Василишковском доме-интернате для детей с особенностями психофизического развития. Она поступила в Гродненский государственный колледж лёгкой промышленности, чтобы освоить специальность мастера по ремонту обуви. После года успешной учёбы возникли некоторые обстоятельства и стало ясно, что Юля пока не совсем готова к самостоятельной жизни. Теперь девушка надеется получить второй шанс.

 

 

– Я много всего умею делать сама, – рассказывает Юля. – Умею читать и знаю таблицу умножения, мне очень нравится вышивать, люблю танцевать и исполнять песни. Могу сама сварить макароны, гречку. Не люблю беспорядок, и не люблю подводить людей. В интернате очень спокойно и надёжно, тут работают очень хорошие люди, но мне всё-таки хочется научиться быть самостоятельной.

 

Сергею было четыре года, когда родители от него отказались. Теперь ему сорок один, и вырос он очень достойным человеком. Сергей с огромным удовольствием занимается рукоделием: вяжет носки, кофты, рукавицы и другие вещи. Вязать он научился в Василишковском доме-интернате. А здесь Сергей живёт уже 17 лет.

 

– Он у нас очень творческий, – говорит заведующая отделением Нина Манейко. – В любой сценке проявит свои актёрские способности. У Сергея очень хорошо получается вживаться в роль. В новогоднем представлении был Бабой Ягой: все были в восторге от его выступления. Даже большие стихи и басни наизусть запоминает очень легко.

 

 

– Коллектив здесь очень хороший, – говорит Сергей. – Я всегда и всем готов помочь. Вообще не могу без работы. Умею картошку жарить, сам стираю. Очень приятно было, когда меня поздравили с Днём рождения. Даже наш директор Иван Иванович Каранкевич. Мы все вместе пили чай с конфетами. Для меня это очень важно.

 

Есть у Сергея в интернате и любимая девушка Марина. Уже четыре года они заботятся друг о друге, поддерживают, дарят подарки. Марина любит спорт: не единожды участвовала в соревнованиях по дартсу, по лёгкой атлетике. За свою жизнь в сопровождении педагогов она побывала в самых разных местах – ездила на экскурсии, выступала на танцевальных конкурсах в Кракове и в других городах.

 

Старостой отделения сопровождаемого проживания все единодушно выбрали Бориса.

 

– Он человек очень ответственный, – говорит Нина Фёдоровна. – Стремится быть лидером, и это у него получается. Отлично играет в шашки и шахматы и уже завоевал на различных соревнованиях множество медалей. Хорошо умеет плести макраме: красивые получаются сумки, кашпо.

 

– Моих родителей, которые злоупотребляли спиртным и отказались от меня, мне заменили педагоги, – говорит Борис. – Они меня многому научили. Теперь я очень хочу научиться хорошо готовить, даже купил много книг по кулинарии. А ещё мечтаю что-то приготовить на нашей новой плите, что установлена в отделении. Очень хочется стать самостоятельным, но немного страшно. Не уверен, что у меня получится. Всё-таки очень много лет живу в интернатах. Но от своего стремления не откажусь.

 

 

А ещё Борис очень хочет сыграть партию в шахматы с настоящим гроссмейстером и реализовать свою заветную мечту – стать кондуктором. У Бориса тоже есть девушка, но с ней он не встречается, а только переписывается, поскольку живёт она в Василишковском доме-интернате.

 

Ещё одна проживающая отделения – Анна. Она не только любит, чтобы всё сверкало чистотой, но и умеет всё для этого сделать. У неё всегда и везде порядок. Девушка любит петь и очень хочет научиться хорошо готовить: печь блины, варить суп, удивлять всех пловом и вкусными бутербродами.

 

– Период, на который рассчитано обучение в отделении сопровождаемого проживания, рассчитан на пять лет, – говорит Нина Фёдоровна. – После его окончания будет проведена необходимая диагностика и сделан вывод о том, готов ли человек жить самостоятельно. Всё это время за каждым из проживающих будет закреплён тьютор – наставник, который будет во всём помогать и всему учить. В отделении уже работают психолог, три трудоинструктора и культорганизатор, а также специалист по социальной работе и инструктор по адаптивной физкультуре. Для занятий составлена специальная программа, в которой указано, кто, чем и сколько часов занимается с нашими взрослыми учениками. Теперь мы все находимся на начальном этапе, когда ещё всё только входит в необходимый ритм, когда важно выявить и откорректировать все непонятные моменты.

 

– Для того чтобы определить проживающих для нового отделения, была создана медико-психолого-педагогическая комиссия, – рассказывает психолог Ольга Яхимчик. – Изначально отобрали 15 человек, а затем остались шесть самых адаптированных к жизни. Теперь они привыкают к новым условиям и друг к другу. Все эти люди относительно самостоятельные, умеют читать и писать.

 

Чему будут учиться проживающие в новом отделении? Всему, что может пригодиться им в жизни.

 

– Каждый специалист будет проводить занятия по своей программе, – продолжает Нина Фёдоровна. – Например, мне предстоит вести кружок “Я – личность” и занятия по экономике: рассказывать, как зарабатывать деньги, как распоряжаться своими сбережениями, пользоваться банковскими картами. Трудоинструктор Анна Геннадьевна Осовик вместе со своими подопечными будет работать в рамках трёх программ: “Росток”, “Познай себя” и “Смак”. Ольга Ивановна разработала план занятий по психологии и компьютерной грамотности. Некоторое время назад мы использовали в обучении проживающих интерната учебники, составленные в рамках образовательной программы международного общественного объединения “Голос сердца”. Эти же учебники мы сможем применять и теперь.

 

– Нам очень важно к каждому найти индивидуальный подход, – говорит Ольга Ивановна. – Тогда человек ещё больше раскрывается и гораздо легче воспринимает всю информацию. Кроме того, наши подопечные должны учиться жить в коллективе, в социуме, уметь общаться, учитывать мнение друг друга – и этому мы тоже должны их научить.

 

– Люди с ограниченными возможностями всегда находятся под опекой государства, – говорит Нина Фёдоровна. – И если случится так, что все эти шесть человек смогут социализироваться в обществе, они никогда не останутся один на один со своими проблемами. Они получат жильё, будут трудоустроены и всегда смогут рассчитывать на поддержку социальной службы. Это люди с большими чуткими сердцами, они открыты для знаний, умеют ценить добро и отвечать тем же.

 

Анна РУДСКАЯ. Фото автора.

 
Подписывайтесь на нас в Telegram и Viber!