Не только «механика», но и «автомат» — узнали, как автошколы будут готовить водителей на авто с АКПП

 

С 22 сентября автошколы страны будут обучать водителей ездить на машинах с автоматической коробкой передач. Ожидается в этой связи повышение интереса к обучению, поскольку и покупать сейчас предпочитают автомобили с «автоматом», и освоить вождение на ­АКПП проще, чем на «механике». Хотя сесть за руль авто с механической трансмиссией уже не получится: в правах у водителя будет соответствующая отметка, и для управления «механикой» надо будет учиться заново. Наш корреспондент отправилась в одну из столичных автошкол выяснить, что изменится в подготовке будущих водителей.

 

«Девчонки пойдут»

Услышав впервые о возможности учиться вождению на «автомате», решила поинтересоваться мнением друзей. Все как один твердили: будет ажиотаж! Такие машины ведь водить намного легче, и если учиться с нуля — то ничего лишнего, связанного с опытом езды на «механике», запоминать не придется. Но, спросив специалистов, инструкторов автошкол, услышала и другое. Да, с одной стороны, верно: зачем усложнять процесс получения водительского удостоверения, если человек не собирается ездить на машине с механической коробкой передач? В то же время, если все же придется сесть за руль «механики», навыков, полученных при обучении вождению на «автомате», окажется недостаточно. 
 

— Но, несмотря на все нюансы, думаем, людей будет много — особенно девчонки пойдут, конечно, — говорит заместитель директора по учебной части одной из минских автошкол Сергей Кунцевич. — Готовить учеников на машинах с автоматической коробкой начнем с осени. А пока ждем новую программу для обучения на «автомате», которую готовят в Бел­НИИТ «Транстехника». Группу для обучения на «автомате», скорее всего, будем набирать отдельную, ведь речь идет не только о практических занятиях. В теоретической подготовке выделено количество часов, пусть и незначительное, по устройству автомобиля. Это вопросы, связанные с основами управления транспортным средством и безопасностью движения: в частности, что делать со сцеплением, если нужно экстренно тормозить, какое сцепление на «автомате». Поэтому и теоретическая часть будет изменена. Непонятно пока, как будет выглядеть практический экзамен на площадке. Например, сдавать эстакаду на авто с автоматической трансмиссией уже незачем: тормоз убрал, газ добавил — и машина не откатывается. И заглохнуть на автомобиле с автоматической трансмиссией на эстакаде практически невозможно.

 

 

Сергей Кунцевич считает, что ученикам с нуля освоить «автомат» будет гораздо проще, чем «механику».

Автошколам предстоит решать вопрос и с автопарком — не все имеют технику с автоматической коробкой, поэтому столкнутся с необходимостью приобретения дополнительных автомобилей. Заниматься этим вопросом начнут, как только появится учебная программа, делится планами Сергей Кунцевич:

— Для начала планируем пополнить автопарк двумя машинами на «автомате». Либо закупим новую технику, либо поставим автоматическую трансмиссию на уже имеющиеся автомобили. А там посмотрим, насколько услуга будет востребована. Переоборудование одного автомобиля обойдется примерно в тысячу долларов. Затем согласование, прохождение госэкспертизы, получение соответствующего сертификата, испытание на полигоне в Липках… Все это займет месяца полтора.

В других автошколах более конкретной информации не дали. Записаться на обучение в некоторых уже можно, но точную стоимость пока не озвучивают. Где‑то за предварительную запись обещают скидку. В частности, менеджер одной из лучших, по данным рейтинга ГАИ, минских автошкол уточнил:

— Собираем заявки от всех желающих обучаться на автоматической коробке, но конкретных сроков начала занятий нет. Процесс обучения в автошколе занимает около трех месяцев. Если ГАИ начнет принимать экзамены на машинах с автоматической трансмиссией с конца сентября, то в середине лета уже начнем занятия. 

Думаем, количество теоретических занятий не изменится, а практических станет меньше — обучать эстакаде на «автомате» нет смысла. Сейчас у нас стоимость обучения на «механике» составляет 600 рублей без учета топлива. Прайс может отличаться именно стоимостью горючего, потому что на автомобилях с автоматической коробкой его расход больше. Разница составит 10—20 литров на весь период обучения. 

 

Дмитрий Сумин быстро освоился за рулем автомобиля с автоматической коробкой передач.

И пошло‑поехало

Оценить трансмиссии с точки зрения выбора, на «механике» или «автомате» проходить обучение, корреспонденту вызвался помочь ученик автошколы Дмитрий Сумин. По дороге на автодром он поделился: через месяц ему предстоит сдавать экзамен в ГАИ — лишняя практика не помешает. Сначала водитель садится в учебный Renault с механической трансмиссией и выполняет обязательные элементы: гараж, диагональная парковка, эстакада. Со всеми тремя справляется с первого раза. А теперь задача повторить все то же самое на Mitsubishi с автоматической коробкой. Начинаем с диагональной парковки. Инструктор дает несколько вводных перед стартом:

— Забудь про левую ногу, здесь работает только правая. При запуске двигателя и при остановках держи нажатой педаль тормоза, иначе машина будет катиться вперед. На селекторе R — задний ход, N — нейтраль, D — движение вперед. В принципе, все. 

Молодой человек освоился за рулем автомобиля с автоматической коробкой быстро, также успешно сдав все элементы. Но останавливается Дмитрий все‑таки на первом варианте:
 

— Конечно, по городу проще ездить на «автомате», потому что пробки, светофоры, пешеходные переходы — постоянно останавливаешься или разгоняешься, и каждый раз, если ты на «механике», нужно переключать передачи, ловить сцепление… Тут легко попасть на пересдачу. Но даже будь у меня возможность выбора, я бы все равно сдавал на «механике». И папа, и все в семье на «механике», и я хочу иметь возможность сесть за руль такой машины и не быть при этом нарушителем правил.

 

 

Пока не все автошколы имеют технику с ­АКПП.

«Автомат» или «механика» — решать должен каждый сам. Статистика продаж крупных дилеров свидетельствует, что количество желающих управлять авто с ­АКПП с каждым годом растет. Среди них, конечно, не только новоиспеченные водители, но и те, кто долгое время был за рулем машины с ­МКПП. Инструкторы по вождению, кстати, говорят, что заблокировать отработанные годами рефлексы гораздо сложнее: на первых порах левая нога по привычке тянется к педали тормоза, а рука при остановках на светофорах непроизвольно хочет перевести селектор в нейтральное положение. Опытные водители справляются, как правило, сами, а вот новички после получения прав на «механике» иногда берут у инструктора дополнительные уроки вождения на машине с автоматической коробкой, чтобы увереннее чувствовать себя за рулем своего автомобиля.

ПРЯМАЯ ­РЕЧЬ

Начальник ­ОГАИ Центрального ­РУВД Минска Валерий Мосенза:

— Если человек, который обучался на автомобиле с автоматической трансмиссией, сядет за руль машины с механической коробкой передач, то он будет считаться бесправником. За первое такое нарушение водитель получит штраф 20 базовых величин, за повторное — до 50 базовых или даже административный арест. На третий раз предусмотрена уголовная ответственность.

В ТЕМУ

Автошколам также больше не нужно будет согласовывать с ГАИ маршруты, по которым они обучают курсантов. МВД при этом определит участки дорог, запрещенные к учебной езде. Это изменение, по мнению специалистов, существенно повысит эффективность практических занятий с точки зрения успешной подготовки к экзамену. Психологически ученикам спокойнее ехать по знакомым дорогам, на них он чувствует себя увереннее. Поскольку будущие водители получат возможность обкатать со своим инструктором большее количество участков, в том числе экзаменационных маршрутов ГАИ, независимо от того, в какой части города находится их автошкола. 

 

СБ

 
Подписывайтесь на нас в Telegram и Viber!