Экзамен на «автомате»: Автошколы будут работать по новым правилам

 

Из нового в процессе обучении будущих автолюбителей можно отметить главное: уже в скором времени у них появится возможность учиться и сдавать экзамен на машине только с автоматической коробкой передач. «Механика», которой многие почему-то боятся, будет ненужно. Но станет ли проще в таком случае сдать испытание в ГАИ?

 

Поправки в закон о дорожном движении начнут действовать с 22 сентября 2022 года. Из новаций: будут выдавать международные права по Конвенции о дорожном движении 1968 года. При этом граждане РФ смогут управлять транспортными средствами в Беларуси, пользуясь своими национальными документами.

Изменений много и других. Но все же одно из самых долгожданных и главных — возможность проходить обучение и получать права на управление машиной с автоматической коробкой передач (АКПП).

Следует понимать, что права на АКПП будут отличаться от тех, кто получит, выучившись на механическом варианте. Сдавать на права на «автомате» кому-то, может, и впрямь легче, но нужно иметь в виду, что если начинающий водитель сядет с ними за руль автомобиля с МКПП, это будет приравниваться к езде без удостоверения. В свою очередь, получив права на «механике», водитель будет иметь право управлять машиной с любой коробкой передач.

Сдать на «автомате», но ездить на «механике»?

Раньше обучаться в автошколе и сдавать экзамен можно было только на авто с «механикой», причем даже если на ней многие вовсе и не собирались ездить.

Теперь же, если курсант сдает практику на машине с АКПП и экзамен в школе и ГАИ, то и ездить ему можно будет только на «автомате» — права будут с такой отметкой.

И еще: если с такими правами водитель сядет за машину с «механикой», то сотрудники Госавтоинспекции будут считать его, к сожалению, самым настоящим бесправником. За первое нарушение такой «бесправник» получит штраф в 20 базовых (с 1 января 2022 года БВ составляет 32 рубля). За повторное нарушение ему грозит до 50 базовых или административный арест. Если водитель с правами на АКПП сядет за руль авто с «механикой» в третий раз, его ждет вообще «криминалка».

Понятно, что тот, кто получил права на машину с «механикой», сможет ездить как на МКПП, так и АКПП (как и раньше).

Новые группы в автошколах

Мы наведались в некоторые автошколы и выяснили, есть ли уже набор водителей для обучения на «автомате».

В автошколе «Твои Правила» такого набора, к сожалению, пока что нет. Это абсолютно понятно, сказали нам: зачем учить будущих водителей по новым правилам, пока они еще не действуют. Руководители столичных автошкол объясняют: пока еще нет специальных программ, с помощью которых можно было бы учиться и сдавать экзамены на «автомате». Программы, как и набор, ожидаются только в сентябре.

Важно понимать, что в ГАИ должны еще пояснить все нюансы обучения будущих водителей по новым правилам. На сегодня мало что известно.

Надо отметить, что обучение на АКПП будет дороже из-за более дорогого обслуживания автомобиля. Это не исключает того, что придется изменить цену на получение прав категории «В» с учетом топлива и выделения машины авто в ГАИ.

Отменят ли эстакаду?

Непонятно и то, как водители будут сдавать практику в Госавтоинспекции. К примеру, стоит ли проверять эстакаду на авто с «автоматом»? В этом почти нет смысла, уверены представители автошкол.

Что касается автопарка, не все предприятия по оказанию этих услуг, оказалось, имеют технику с АКПП. Поэтому сейчас для многих автошкол главная задача — пополнить парк автомобилей с АКПП.

Госавтоинспекция страны пока не дает всех подробностей по новым программам, но обещают это сделать в скором времени. Сейчас тот момент, когда нужно отладить все процессы, уточнили там.

«Коробка» для гурманов

Руководитель Центра контраварийной подготовки Сергей Овчинников отметил, что нововведения по экзаменам и правам на АКПП долгожданные в Беларуси, принимать нужно было их еще раньше.

«Это давно надо было сделать. Автомобили, которые сейчас выпускают на МКПП, делаются для «гурманов», либо это старые модели авто. Поэтому мы становимся пользователями автомобилей без необходимости в них разбираться. Например, мы же не задаемся вопросом, как устроен компьютер. Нам это не нужно, если что — несем технику в ремонт. Так же и с автомобилями: не всем обязательно знать, какая у него начинка, не все любят эти сложности, мы хотим пользоваться техникой, чтобы от этого были польза и комфорт», — рассказывает Сергей Овчинников.

По его словам, нет смысла усложнять жизнь. Не надо людей заставлять изучать «внутренности» машины, которые, как говорят, им абсолютно неинтересны.

«Механика» лучше «автомата»?

Он объясняет, что управление авто с «механикой» требует дополнительных манипуляций. И иногда неумение управлять таким видом транспорта может привести к аварийной обстановке на дорогах.

«У нас три педали в машине и две ноги — в общем, многозадачность. Но сейчас время, когда все упрощается. Уже создаются автомобили на автопилоте, когда даже на педали нажимать не надо. Только руль поправляй», — говорит Овчинников.

Хотя, конечно, у «механики» есть свои преимущества. Машина с механической коробкой передач лучше ведет себя на бездорожье. Также «механику» проще запустить, как говорят, с толкателя, а для «автомата» в такой ситуации вызывайте эвакуатор. И, самое главное, надежность ручной коробки передач. Дорогостоящее обслуживание ей не нужно в течение всего срока службы.

«Сейчас у людей есть возможность выбора. Например, женщина отвозит и привозит детей из школы — зачем ей «механика»? Она никогда ей не будет пользоваться. А если ты хочешь развиваться, как-то улучшать свое мастерство управления, то можешь впоследствии сдать и на «механику», потому что это сложнее. И если у тебя есть права на управление транспортом с МКПП, то и АКПП можно управлять — это логично.

«Автомат» — уже не роскошь

Нужно учитывать и тот факт, что с каждым годом все больше производителей авто отказывается от производства машин с механической коробкой переключения передач.

«Автомат» перестал быть спутником премиальных машин. В Беларуси также растет количество авто с АКПП, об этом свидетельствуют отчетности по продажам у дилеров.

Так, один популярный в стране дилер в официальной отчетности показал, что за пять лет почти в три раза нарастил продажи в Беларуси авто с АКПП. Если в 2015 году объем продаж таких машин составлял порядка 18 %, то в 2021 году этот показатель составил почти 50 %.

Не все пожелания учтены

Сергей Овчинников отмечает, что в новых правилах можно было прописать и еще ряд других инициатив. В частности, унифицировать правила сдачи на права: сделать их похожими, как в других европейских странах.

«Сейчас они отличаются. Например, в Германии практический экзамен где-то 1,5 часа кажется: 45 минут по городу, 45 минут вождение по автобану. Думаю, что, наверное, надо бы пересмотреть многие вопросы и определить, что взять полезного, то, что уже давно есть в других странах. Может, оно и не нужно в наших условиях, а может — нужно. Время показало бы. Дорожная статистика происшествий – в первую очередь. Также и ограничение скорости: почему за границей 50 километров в час, а у нас — 60?» — задается вопросом специалист по управлению.

С другой стороны, унифицировать все правила дорожного движения по примеру европейских или российских тоже вряд ли возможно. Все-таки многие пункты (в том числе при сдаче экзаменов) обусловлены особенностями местности, климата и другими нюансами, подчеркивает Сергей Овчинников.

«Автомат» или «механика»?

Начинающих водителей всегда волнует вопрос, какой автомобиль лучше выбрать: с механической КПП или с АКПП? Проведем сравнительную характеристику двух видов трансмиссий с точки зрения их преимуществ и недостатков. За основу возьмем следующие критерии: цена, обслуживание и ремонт, КПД и разгон, надежность, ресурс эксплуатации, условия зимнего управления, комфорт, ресурс сцепления и двигателя и поведение машины на дороге.

Цена вопроса

Автомат дороже механики. Да и расход топлива на автомате будет на 10-15% больше, чем на механике. В основном это касается городской езды, за городом разница по расходу топлива будет немного меньше.

Обслуживание и ремонт

Обслуживание и ремонт автомобиля с автоматической КПП выйдет дороже. Автомат требует больше машинного масла, чем механика, да и стоит дороже. Требует замены и масляный фильтр. По сравнению с автоматом Механическая КПП проста в обслуживании и не требует дорогостоящих расходников и запасных частей.

КПД и разгон

Динамика разгона в механической трансмиссии лучше, чем у автоматической КПП, да и КПД у механики выше. Механическая КПП дает возможность реализации всей мощности двигателя. Исключение составляют роботизированные коробки передач с двумя сцеплениями.

Надежность

Простота устройства позволяет механике по сравнению с автоматом претендовать на звание более надежной коробки передач. Буксировка на длительные расстояния на гибкой или жесткой сцепке возможна только для автомобилей с механической КПП. Машину с автоматом рекомендуется перевозить только на эвакуаторе. Да и эксплуатация автомобиля, оснащенного механикой, при езде в гололедицу, по грязи и бездорожью будет лучше по сравнению с автоматом.

Ресурс эксплуатации

И этот критерий говорит в пользу механики, ресурс эксплуатации которой выше. Некоторые механические коробки могут функционировать даже после выхода из строя «родного» двигателя автомобиля. Чего нельзя сказать об АКПП, которая прослужит только до капремонта.

Зимнее вождение

На автомобиле с механикой легче ездить по скользкой поверхности и буксовать в снегу. Для автомата эти действия не желательны — может перегреться трансмиссионное масло.

Таким образом, по шести рассматриваемым позициям (стоимость, обслуживание и ремонт, КПД и разгон, надежность, ресурс эксплуатации, условия при зимнем управлении) выигрывает механическая коробка передач. Посмотрим, чем ответит автомат.

Ресурс двигателя и сцепления

В этом плане выигрывает также автомат: он контролирует обороты и не дает двигателю перегреться. На механике при некорректном переключении передач возможна перегрузка мотора. Новички могут забыть и не изменить вовремя передачу с низшей на высшую, заставляя двигатель работать на повышенных оборотах.

То же самое относится и к сцеплению. В автомобиле, оборудованном автоматической КПП, нет необходимости постоянно выключать сцепление.

Поведение машины на дороге

Автомобиль с автоматической КПП движется плавно, без рывков, не откатывается на горке. Автомат имеет режим «паркинг», при котором двигатель отключается от трансмиссии, а выходной вал коробки механически заблокирован. Этот режим позволяет машине надежно удерживаться на месте.

Ну что же, три против шести! Получается, механика лучше автомата? Может быть. Но разработчики не стоят на месте и работают над новыми, все более совершенными разновидностями автоматических коробок передач. Если за критерий взять, например, ускорение автомобиля, то механика разгоняется быстрее классического автомата, а вот вариаторная коробка по эффективности точно не уступит механической трансмиссии, а иногда и превзойдет ее.

Так что на вопрос, какую коробку передач выбрать, нет единого, конкретного мнения. Все зависит от того, что для водителя в приоритете, а также в каких условиях он собирается эксплуатировать свой автомобиль. Если в основном планируется езда по городу со многими пробками, то лучшим решением будет автомат. При движении за городом допустимы обе КПП. А эксплуатирование машины в сложных дорожных условиях однозначно диктует выбор в пользу механики.

Если комфорт и быстрое обучение вождению для вас стоят на первом месте — выбирайте автомат. Хотите почувствовать скорость и раскрутить двигатель до предела – берите автомобиль с механической трансмиссией.

 

ЗВЯЗДА

 
Подписывайтесь на нас в Telegram и Viber!