Министр финансов — о бюджете-2023
Депутаты Палаты представителей на очередном заседании сессии приняли законопроект о республиканском бюджете на 2023 год. Это основной финансовый документ страны, поэтому традиционно парламентарии уделяют ему повышенное внимание. Его проект сформирован на основе параметров прогноза социально-экономического развития и денежно-кредитной политики Беларуси на 2023 год, ожидаемого исполнения республиканского и местных бюджетов в 2022-м. В следующем году доходы республиканского бюджета прогнозируются в размере 33,4 млрд рублей. А вообще финансовый документ запланирован с дефицитом. Скажется ли это на гражданах, сохранится ли социальная направленность и на какие статьи увеличатся расходы, спросили у министра финансов Юрия Селиверстова.
Есть такой план
— Юрий Михайлович, какой сценарий развития экономики взят за основу планирования бюджета на следующий год? Как будет справляться бюджет при изменении заданных параметров?
— При формировании проекта бюджета на 2023 год за основу принят сценарий условий экономического развития, утвержденный Указом Президента «О важнейших параметрах прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2023 год», который предполагает в 2023 году рост ВВП на уровне 103,8 процента.
В отношении формирования расходной части бюджета мы подходили достаточно взвешенно. В целях устойчивого исполнения бюджета в будущем году часть доходов мы не распределяем на расходы, саккумулировав их в дополнительный резервный фонд Главы государства, который при условии его формирования будет использоваться по решению Правительства, согласованному с Президентом. В республиканском бюджете дополнительный резервный фонд Главы государства планируется в сумме 394,1 миллиона рублей. Аналогичные резервные фонды будут сформированы в местных бюджетах.
Данный подход по формированию дополнительных резервных фондов был реализован и в предыдущие годы. Это позволит нивелировать возможные риски по достижению прогнозных макроэкономических показателей.
— Предлагаю немного углубиться в цифры. Какой планируется объем доходов консолидированного бюджета на 2023 год?
— Доходы консолидированного бюджета на 2023 год прогнозируются в сумме 57,2 миллиарда рублей (24,2 процента к ВВП). Доходы консолидированного бюджета на 2023 год включают налоговые доходы в сумме 46,4 миллиарда рублей, неналоговые доходы — 5,4 миллиарда рублей
В свою очередь основную долю (88 процентов) налоговых доходов составляют налог на добавленную стоимость — 38,5 процента, подоходный налог — 23,6 процента, налог на прибыль — 13,3 процента, налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности — 7,9 процента, а также акцизы — 4,7 процента.
Новеллы на завтра
— Из чего исходили, оценивая доходную базу бюджета? Что ожидает налогоплательщиков в 2023 году? Какие предусмотрены новшества?
— Изменения и дополнения в Налоговый кодекс на 2023 год ориентированы в основном на компенсацию увеличивающихся расходов бюджета на социальную сферу путем осовременивания ставок отдельных налогов с учетом инфляции, пересмотра и отмены отдельных налоговых льгот, решения практических вопросов налогообложения, улучшения налогового администрирования. Также реализованы взаимные договоренности Республики Беларусь с Российской Федерацией об общих принципах налогообложения по косвенным налогам (НДС и акцизы).
Предусмотрена индексация ставок налогов, установленных в белорусских рублях, на 19,4 процента. В части акцизов предусмотрен рост ставок на сигареты с фильтром I ценовой группы (национальные марки) — в 2,2 раза, II ценовой группы (международные марки) — на 60,9 процента, на крепкие алкогольные напитки — на 31,1 процента. В перечень подакцизных товаров включены электронные системы курения и системы для потребления табака.
В рамках выполнения задачи по оптимизации предусмотрена отмена семи налоговых льгот. Комплексная работа в этой части, затрагивающая наиболее дорогостоящие льготы, была проведена в предыдущих двух годах. Отменяемые на данном этапе льготы оказались невостребованы и не окажут какого-либо негативного влияния на субъекты хозяйствования.
Отдельно остановлюсь на самозанятых гражданах. Для них с 2023 года устанавливается два режима налогообложения — налог на профессиональный доход и единый налог с повышением ставок единого налога в 1,5–2,5 раза.
Такой подход направлен на активизацию самозанятости и стимулирование самозанятых граждан к применению режима налогообложения с уплатой налога на профессиональный доход, плюсами уплаты которого является создание простых условий для начала бизнеса для физического лица без излишних административных и регистрационных процедур за счет внедрения уплаты налога на основании мобильного приложения. После регистрации в нем от плательщика потребуется только внесение данных о сумме полученной им выручки для целей исполнения обязательств перед бюджетом. При этом расчет суммы налога будет осуществлен налоговым органом с последующим ее подтверждением плательщиком. Кроме того, налог рассчитывается в процентах от полученной выручки, что позволяет исполнять свои обязательства в зависимости от получаемого дохода, а не в фиксированной сумме, как происходит при уплате единого налога. Дополнительно впервые зарегистрированным плательщикам предоставляется право применения налогового вычета в размере 2000 рублей. По сути, данная сумма полностью освобождается от налогообложения.
Ремесленники и лица, осуществляющие деятельность в сфере агроэкотуризма, с 1 июля 2023 года также будут обязаны уплачивать налог на профессиональный доход. Вместе с тем по аутентичным видам ремесленной деятельности и по удаленным от крупных населенных пунктов агроэкоусадьбам по решению местных исполнительных и распорядительных органов может быть предоставлено право вместо налога на профессиональный доход осуществлять уплату ремесленного сбора и сбора за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма.
Для индивидуальных предпринимателей будет действовать два режима налогообложения — подоходный налог и единый налог. При этом для них предусмотрено повышение ставки подоходного налога с 16 до 20 процентов, что связано с уравниванием налоговой нагрузки с организациями, для которых повышена ставка налога на прибыль с 18 до 20 процентов. Также увеличены ставки единого налога в 2–3 раза с одновременным сужением перечня видов деятельности, при осуществлении которых индивидуальные предприниматели вправе осуществлять уплату единого налога. Такой подход является продолжением реализуемой с 2022 года концепции по реформированию института индивидуального предпринимательства, направленной на повышение степени их участия в финансировании государственных расходов, исключение недобросовестной конкуренции с юридическими лицами за счет более низкой налоговой нагрузки, недопущение схем незаконной минимизации налоговых обязательств, исключение множественности режимов налогообложения, а также стимулирование граждан к самозанятости.
Ряд мер налоговой политики направлены на поддержку субъектов хозяйствования и упрощение налогового администрирования. В частности, предусмотрено увеличение с трех до шести месяцев срока, в течение которого плательщиком обеспечиваются исполнение налогового обязательства и (или) уплата пеней, начисленных таможенными органами.
В 2023 году начнет функционировать электронный сервис для плательщиков упрощенной системы налогообложения. Министерством по налогам и сборам проведена работа по созданию такого сервиса, позволяющего плательщикам вести учет в книге учета доходов и расходов в онлайн-режиме в личном кабинете плательщика на портале МНС. Он позволит автоматически определять валовую выручку плательщиков на основании данных системы контроля кассового оборудования и сведений о движении денежных средств по счетам, автоматически формировать декларацию и рассчитывать налог при УСН.
По сути, для плательщиков, применяющих «упрощенку», трудозатраты по ведению налогового учета будут существенно минимизированы.
Также с 1 января 2023 года предусмотрено внедрение системы префайлинга по земельному налогу с организаций, когда сумму этого налога для организаций будут определять налоговые органы на основании имеющихся у них сведений. Для организаций будет установлена обязанность уплаты авансовых платежей по земельному налогу исходя из суммы налога, исчисленной за прошлый год, с последующим перерасчетом с учетом соответствующих изменений (изменение кадастровой стоимости земельных участков, повышающих (понижающих) коэффициентов к ставкам земельного налога, устанавливаемых местными Советами депутатов в прошедшем году).
Социальный вектор
— А что в части расходов бюджета? Сохраняет ли бюджет 2023 года социальную направленность? Можете озвучить суммы, которые планируется направить на образование, здравоохранение, заработную плату, перечисление в ФСЗН?
— Отмечу, что социальная направленность бюджетных расходов остается отличительной чертой нашего государства. Правительством проводится планомерная работа по повышению материального благосостояния граждан. В текущем году увеличены расходы бюджета на оплату труда, выплату пенсий, а также выполнение социальных стандартов.
Благодаря этому наши граждане получают качественные медицинские услуги, имеют возможность получить высшее образование за счет бюджетных средств. Рационально, с учетом потребностей людей, организована система соцзащиты.
Всего на социальную сферу в 2023 году в консолидированном бюджете предусмотрены расходы в сумме 27,2 миллиарда рублей, или c ростом на 17,2 процента к ожидаемому исполнению текущего года, в том числе из республиканского бюджета — 7 миллиардов рублей, или с ростом на 16,6 процента к ожидаемому исполнению текущего года.
Также определены мероприятия по повышению оплаты труда работникам бюджетной сферы. В частности, будет увеличена базовая ставка, применяемая для расчета оклада работников бюджетных организаций, с 1 января 2023 года — до 228 рублей. Соответствующее решение Правительством уже принято. В среднегодовом исчислении рост базовой ставки в 2023 году составит не менее 10 процентов.
Планируется также увеличить стимулирующие надбавки для отдельных категорий работников бюджетных организаций, предусмотренных Программой деятельности Правительства Республики Беларусь на период до 2025 года. Объем средств на указанные цели увеличится в 1,5 раза и составит около 960 миллионов рублей.
В целом расходы консолидированного бюджета на оплату труда (включая отчисления на социальные нужды и пенсии военным) на 2023 год увеличиваются на 3,8 миллиарда рублей и составят 23,5 миллиарда рублей.
Кроме того, за счет средств республиканского бюджета в 2023 году предусмотрено осуществить централизованную закупку профильными министерствами автомобилей скорой медицинской помощи, школьных автобусов, транспортных средств для социальных учреждений, а также электробусов в общей сумме 139,5 миллиона рублей с последующей их передачей в регионы.
Продолжатся также поддержка строительства жилья для нуждающихся граждан, развитие инфраструктуры. Как и в прошлые годы, бюджетная поддержка в жилищном строительстве будет направлена на обеспечение социальных гарантий для малообеспеченных граждан, в первую очередь для многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Для обеспечения в необходимых объемах жилищного строительства, в том числе с господдержкой, в республиканском бюджете предусматривается 1,6 миллиарда рублей, из которых 544,1 миллиона рублей будет передано в виде целевых субвенций местным бюджетам на строительство инженерных сетей.
В целях выполнения обязательств государства по выплате пенсий и пособий Фонду социальной защиты населения из республиканского бюджета предусматривается субвенция в сумме 1,9 миллиарда рублей (111,2 процента к 2022 году).
— Сохранится ли выплата семейного капитала в следующем году?
— Безусловно. Будет продолжена реализация мероприятий, направленных на поддержку семей, воспитывающих детей, многодетных семей, малообеспеченных граждан. За время существования программы «Семейный капитал» (с 2015 года) гражданам открыты около 120 тысяч депозитных счетов.
В 2023 году еще 14 тысяч семей получат в свое распоряжение средства семейного капитала. Расходы государства на эти цели в следующем году составят около 430 миллионов рублей.
Дефицит не страшен
— Насколько известно, бюджет 2023 года — дефицитный. В каком объеме он прогнозируется и за счет чего будет закрыт?
— Да, действительно, в 2023 году дефицит республиканского бюджета прогнозируется в объеме 3,2 миллиарда рублей, или 1,3 процента к ВВП. Профинансировать его планируется за счет внутренних резервов, т.е. бюджетных остатков, а также заимствований на внутреннем финансовом рынке Беларуси и России. Сегодня, к слову, многие государства формируют бюджет с дефицитом.
Мы осознанно идем на формирование республиканского бюджета на 2023 год с дефицитом. Это позволит нам профинансировать все социальные обязательства государства. В процессе формирования бюджета мы просчитали источники его финансирования. Дефицит полностью управляем и контролируем.
— Касательно погашения внешнего госдолга, о какой сумме идет речь и в какой валюте будут идти выплаты?
— Проектом бюджета на 2023 год на погашение внешнего государственного долга предусмотрено направить 9,5 миллиарда рублей (эквивалентно 3,4 миллиарда долларов). Несмотря на сложные внешнеполитические условия, Министерство финансов в 2023 году планирует в полном объеме осуществлять исполнение принятых на себя долговых обязательств.
Временный порядок выплат в белорусских рублях действует в отношении кредитов, в том числе происходящих из государств, которые ввели против нас санкции, — Европейского банка реконструкции и развития, Северного инвестиционного банка, Международного банка реконструкции и развития, а также по еврооблигациям Беларуси.