Какие товары подешевели и почему

 

Согласитесь, сегодня заглядывать в магазины намного приятнее. Контроль за ценами показал свою эффективность. Ситуация на потребительском рынке стабилизируется. Производителям, импортерам, оптовикам и торговле пора забыть о сладкой жизни. Наживаться на покупателях не получится.

 

Самое пристальное внимание последнее время вызвала ситуация с ценами на куриное мясо. «Расчленили дохлую курицу, впихнули в полиэтиленовый пакет — новый товар», — эмоционально заметил Глава государства. Совмин своим постановлением после слов Президента запретил магазинам разделывать тушки куриц. Исключение сделали для продукции, разрезанной на мясоперерабатывающих, птицеводческих и сельскохозяйственных предприятиях. Затем МАРТ объяснил, как устанавливать цены на этот популярный продукт.

— Прописан четкий механизм, что, независимо от того, тушка это, либо полутушка, либо какое-то добавление, все должно стоить как единая тушка. А вот для разделки, к примеру, тоже введены новые правила игры. Любая разделка, которая выполняется на птицефабриках в специализированных цехах, на мясокомбинатах, если всю ее обратно сложить, должна стоить по цене целой тушки плюс десять процентов на процессинг, — отметил министр антимонопольного регулирования и торговли Алексей Богданов.

Заглядываю в магазины возле дома. Тушка цыпленка-бройлера за килограмм в среднем стоит около 5,58—5,81 рубля за килограмм. Без проблем можно найти филе, окорочка, крылья.

— В нашей стране много птицефабрик. Продукция производится в достаточном количестве. Цены на самое универсальное и доступное мясо должны быть справедливые. Согласитесь, абсурд, когда, например, целая курица стоила два рубля, ее разрезали и продавали по пять рублей, — отмечает Анатолий Насеня, член Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания по экономической политике. — Хозяйства производят цыплят-бройлеров, поставляют в торговые сети. Они несут основные затраты. А торговля, вложив минимум средств в разделку, получала огромные деньги, по сути, из воздуха.

Как пояснил Анатолий Насеня, цены в розничной торговле в значительной мере влияют на уровень жизни большинства покупателей, поэтому в нашей стране данным вопросам — повышенное внимание:

— Около 70 процентов потребительских товаров на полках — товары отечественного производства. Это не только крупы и сахар, но и молочка — весь необходимый ассортимент. И то, что производится в нашей стране, не должно становиться роскошью на прилавках.

Парламентарий держит на личном контроле ситуацию с ценами на продукты питания в своем избирательном округе. Так, если 28 октября в одном из лунинецких магазинов пшенично-ржаной хлеб стоил 1 рубль 70 копеек, то 1 ноября его стоимость снизилась на 10 копеек. Литр молока был 1 рубль 72 копейки, стал на 3 копейки дешевле. Упаковка сыра «Монастырского» в цене не изменилась — 3 рубля 50 копеек. Сметану сейчас полешуки могут приобрести за 2 рубля, а в конце прошлого месяца приходилось «доплачивать» еще 2 копейки. В то же время на 10 копеек прибавила свинина на кости, за килограмм сейчас просят 9 рублей 20 копеек.

— Мониторинг показал, что оперативные изменения в магазинах регулируются в установленном порядке: где-то за счет снижения цен поставщиком, где-то за счет торговой надбавки. Стоимость некоторых продуктов не просто устоялась, а даже снизилась. Бывают вопросы по выкладке товаров, нередко более дешевые позиции размещаются в неудобном для покупателя месте.

 

 

По наблюдениям экспертов, торговля относится ответственно к исполнению своих обязанностей. Снижение цен отмечается из-за ввода в оборот новых товаров, которые уже оцениваются по системе с пониженными торговыми надбавками для импортеров, оптово-розничного звена. При этом к нарушителям применяются строгие меры наказания вплоть до возбуждения уголовных дел.
 

* * *

Сергей КЛИШЕВИЧ, член Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания по образованию, культуре и науке, уверен, что сегодня средняя рентабельность по промышленности составляет 9—10 процентов, в то время как торговля дает минимум 100—200 процентов со старта:

— Да, отдельные торговые сети допустили нарушения при формировании цен. Но главная проблема в том, что они закупают импортную продукцию зачастую в ущерб местным производителям, о чем говорил Президент. С более дорогого товара за счет той же 30-процентной торговой наценки они получают фактически большую прибыль, причем в рамках закона. А платит за это покупатель своим кошельком, как, например, в случае с белорусскими овощами, которые торговые сети не хотят закупать, потому что они слишком дешевые. Отсюда вопрос: для кого государство работает, для руководства торговых сетей или для людей и производителей? В ответе на этот вопрос и заключается социальная справедливость. К обычным сотрудникам магазинов вопросов, как правило, нет. Это люди, которые на ситуацию не влияют. Основные же схемы реализуются на этапе оптовых закупок, чем занимается руководство сетей.

Виталий РЕХТИН, преподаватель кафедры логистики и ценовой политики факультета маркетинга и логистики БГЭУ:

— Существенные изменения в законодательстве о ценообразовании в значительной мере повлияли на работу торговых организаций. Цены на многие товары в кратчайшие сроки были снижены и приведены в соответствие с нормами законодательства. Реализация товаров непосредственно связана с расходами, которые возмещаются за счет применяемых надбавок. В условиях их ограничения актуальным становится вопрос о выявлении резервов снижения текущих затрат в торговых организациях. Ревизию расходов и выявление резервов по их снижению целесообразно проводить по таким статьям, как: транспортировка товаров, товарные потери, возникающие при перевозке, хранении и продаже, складское хранение, уменьшение затрат на тару, упаковку, маркетинг.

Торговые организации являются потребителями услуг других организаций. Речь идет об арендной плате за торговые площади, об оплате коммунальных и других услуг. Такие затраты также не стоит оставлять без внимания. В процессе анализа расходов необходимо установить конкретные причины роста затрат, влияние различных факторов на величину расходов. Если в торговой организации уделяется большое внимание оптимизации затрат, соблюдению режима экономии, сокращению потерь, росту производительности труда, то в таком случае можно говорить о возможности повышения рентабельности продаж.

 

СБ

 
Подписывайтесь на нас в Telegram и Viber!