Безболезненный выход из отпуска
Сентябрь, начало учебного года… В голове сто мыслей и идей, новые ученики, заполнение бумаг и составление планов. Психологи убеждены, что в сентябре стресс испытывают не только дети, но и учителя. Портал 1prof.by разбирался с понятием «пост-отпускной синдром», и узнал, как же с ним справиться.
– За время отпуска организм даже взрослого человека расслабляется, поэтому ему требуется планомерная адаптация к привычным условиям труда. Новые учебные планы и педагогическая документация, подросшие и изменившиеся за лето ученики, новые коллеги и налаживание взаимоотношений с ними – все это вызывает определенный стресс у сотрудников учреждений образования. Для многих 1 сентября – это еще и знакомство с абсолютно новым классом учеников и их родителями, – рассуждают сотрудники Республиканского центра психологической помощи БГПУ имени Максима Танка.
Быстрее адаптироваться и настроиться на нужный лад взрослым поможет плавное погружение в рабочую обстановку. В довольно непростой для всех период важно грамотно спланировать свою деятельность и не пытаться решить все рабочие задачи и проблемы сиюминутно.
– Не перегружайте себя работой в первые рабочие дни, дайте организму и психике как следует адаптироваться. Не забывайте о свежем воздухе и физических нагрузках. Они особенно важны для учителей, которые вынуждены проводить свой рабочий день статично. Уделите необходимое время сну и здоровому питанию перед выходом на работу: преподавателю силы нужны в первую очередь. Балуйте себя приятным общением с коллегами, делитесь с ними впечатлениями об отпуске. И тогда переход к учебной деятельности после отдыха будет для вас плавным и приятным, – советуют специалисты.
О важности родительского настроя
Сотрудники Республиканского центра психологической помощи БГПУ имени Максима Танка знают точно, что для гармоничного развития ребенка, в том числе и хорошей учебы в школе, крайне важен правильный родительский настрой. Мы поинтересовались, как же выстроить дружеские отношения с детьми и могут ли некоторые родители честно признаться, что они также, как и любимые чада, не рады началу учебного года.
– Очень часто дети просто перенимают родительское отношение ко многим вещам. Это естественно, это создает ощущение общности в семье и способствует передаче опыта, ценностей и способов поведения в обществе. Делается это абсолютно бессознательно. Только с развитием подростковой критичности ребенок становится способен выделить свое собственное отношение и противопоставить его родительской позиции. Несложно сделать выводы, что настрой родителей к обучению и школе в целом задает тон отношению к происходящему самого ребенка, – анализируют в Республиканском центре психологической помощи.
Получается, не стоит ожидать, что ребенок полюбит школу, если родители сами ее критикуют, а учителей обесценивают. Важны не только слова, которые произносятся вслух, но и то, о чем молчат. Дети легко могут считывать эмоции родителей. Взрослым чаще стоит задумываться не только о недостатках школы, но и о ее достоинствах.
– Если у ребенка негативное отношение к школе уже сформировано, обязательно стоит обсуждать возникающие у него трудности, признавать их, проговаривать и преодолевать. Способность самостоятельно решать проблемы чаще всего развивается из опыта их совместного решения со взрослыми, – говорят психологи.
Если в школе действительно имеется некий негативный аспект, очевидный и детям и взрослым, имеет смысл называть вещи своими именами, но говорить об этом именно как об одной определенной черте, а не как о всей школе в целом. Как будто разговор идет о хорошем знакомом: «У всех бывают недостатки». Желательно при этом помнить и периодически говорить о том прогрессе, которого достиг ребенок благодаря обучению.
Правильная мотивация к учебе
Кто из родителей не мечтает о том, чтобы их ребенок учился хорошо, да еще и с удовольствием? Мамы и папы постоянно ищут различные методы по стимулированию детей к учебе. Кто-то, например, заранее оговаривает оценки – нельзя получать за четверть, скажем, ниже семи баллов. Другие за хорошие поведение и высокие баллы обещают подарки и карманные деньги. Разберемся, правы ли в таких случаях родители. И нужно ли ставить цели накануне 1 сентября.
– Родителям необходимо разделять такие понятия, как карманные деньги и оплата за учебу. Взрослые должны понимать, что ребенок посещает школу и готовится к урокам исключительно для самого себя, чтобы приобрести важные знания и умения, которые пригодятся не только в жизни, но и для поступления в учебное заведение. А вот мотивировать ребенка к учебе за счет денежное поощрение или подарок – в корне неверный подход, – пояснили специалисты Республиканского центра психологической помощи БГПУ имени Максима Танка.
Если родители хотят стимулировать ребенка к стремлению получить знания и хорошие оценки, правильнее будет обратиться к истинным мотивам учебной деятельности:
- интерес – узнать что-то новое, удовлетворить любопытство;
- одобрение, похвала, оценка учителя за подготовленный материал;
- удовольствие от достижения поставленной цели, насколько точно ребенок справился с поставленной задачей;
- преодоление трудностей;
- саморазвитие через полученные знания;
- уважение среди сверстников и учителей.
Планы на ближайший год, или Время выбирать кружки и секции
По мнению психологов, посещение различных секций и кружков по интересам – важная составляющая полноценного развития личности. Как везде успеть, как грамотно совместить учебу в школе и дополнительное образование ребенка? Эти вопросы начинают беспокоить современных родителей в преддверии учебного года.
– Здесь важно заранее предусмотреть предстоящую нагрузку на ребенка, ответив на следующие вопросы: хватит ли ему сил и времени на учебу в школе и посещение, например, курсов программирования; насколько удобно будет добираться ребенку до той или иной секции; сможет ли он делать это сам либо необходимо сопровождение взрослых, – рекомендуют ставить правильные вопросы представители Республиканского центра психологической помощи БГПУ имени Максима Танка.
Планировать деятельность ребенка – учебную и внеурочную – лучше всего в августе, перед началом школьных занятий. Именно в это время появляются самые привлекательные, в том числе и с финансовой точки зрения, предложения. Самое главное – выбрать наиболее удобное время и место для занятий. Корректировать расписание, безусловно, можно и в течение года.
– Важно соблюсти золотую середину: дать ребенку возможность попробовать свои силы в разных видах деятельности и в то же время не перегрузить его. Не стремитесь объять необъятное в погоне за удовлетворением собственных амбиций. Родители, прежде всего, должны трезво оценивать таланты и возможности ребенка. Только тогда дополнительные занятия будут приносить ему знания, пользу и удовлетворение, – резюмировали в Республиканском центре психологической помощи БГПУ имени Максима Танка.