Гродненский эксперт не променяет свой «Запорожец» на дорогую иномарку

 

Автовладельцы время от времени задаются вопросом, продавать ли старую машину. Но есть люди, которые ни за какие деньги не расстанутся с редкими экземплярами. 

 

Колеса с душой

Заместитель начальника управления технических экспертиз ­УГКСЭ по Гродненской области Павел Николаевич — человек увлеченный. В его рабочем кабинете можно увидеть несколько десятков фотоаппаратов разных модификаций, на столе — миниатюрные модели автомобилей советского автопрома. Но самой большой страстью и гордостью считает легендарный «Запорожец» — 968а. 

— У меня два автомобиля, — начинает беседу Павел Анатольевич. — Первый — для передвижения по городу и участия в соревнованиях. «Рено Клио» в такой модификации — один в области, в Беларуси их всего несколько. Автомобилю уже более 20 лет, поэтому шторм на рынке авто для меня тоже на злобу дня. Вторая машина — для души. Любимому детищу и вовсе перевалило за 43 года. Увы, не знаю день и даже месяц его выпуска, так что день рождения не отмечаю.
 

Три года на доделку

«Запорожец» 1979 года выпуска попал в руки Павла Анатольевича не случайно. На данные модели «Запорожца» он заглядывался, учась в старших классах школы. Тогда занимался картингом, читал литературу на автомобильную тему:

— Свою первую машину купил, когда пришел в экспертную службу. Почему-то не покидала мысль: мечту все-таки надо реализовать. И осенью 2002-го уговорил соседа по даче продать мне свой старенький автомобиль. Ездил на нем недолго, так как в следующем году он загорелся прямо на АЗС. Купил другой, 1971 года выпуска. Их делали до ­1972-го. Надо понимать, что в начале ­2000-х эти машины резко подешевели, так как у людей появилась возможность приобретать импортные авто. А советские «старички» заполонили дворы, постепенно превращаясь в металлолом. За 50—100 долларов можно было взять понравившийся экземпляр. ЗАЗ-968а приобрел в 2004 году, тогда же пришло осознание того, что машиной надо заниматься серьезно. 

На приведение в порядок малолитражки у Павла Николаевича ушло более трех лет. Кузов полностью разбирался, пескоструился, претерпевал сварочные и покрасочные метаморфозы. Кроме того, владелец серьезно модернизировал авто. В машине полностью заменен салон, установлен новый двигатель, переделана система отопления. 

— Не ставил задачу привести ЗАЗ в оригинальное состояние, — рассказывает собеседник.— С точки зрения раритетности есть более интересные модификации «Запорожцев», поэтому постарался сделать свой максимально комфортным для езды. С ­2007 года проехал на нем почти 55 тысяч километров. Берегу.
 

Сам себе мастер

Когда на гродненских улицах появляется бело-черный «Запорожец» — и автомобилисты, и пешеходы с интересом поглядывают в его сторону. Таких «динозавров» с каждым годом на дорогах все меньше, а в столь идеальном состоянии — вообще можно по пальцам пересчитать. 

— «Запорожец» любого года выпуска — уже редкость. Время старых машин ушло, поэтому купить авто за пару десятков долларов, к сожалению, не получится. Все труднее найти два идентичных автомобиля. Когда просят продать, отшучиваюсь: дескать, давайте миллион долларов одной купюрой. 

Павел Николаевич — член Клуба любителей «Запорожцев», в котором насчитывается несколько десятков увлеченных белорусов. До пандемии они периодически принимали участие в различных мероприятиях, слетах, выставках. К примеру, в Новогрудке есть известный автолюбитель Анатолий Маслов, который принимал участие в ретроралли Париж — Пекин, ездил на самую северную точку Европы — мыс Нордкап. 

— Сам являюсь постоянным участником знаменитого автофестиваля SunDay в Гродно, трижды участвовал в пробеге «Берестейский тракт» (организует брестский клуб), других соревнованиях. Чтобы ездить на такой машине, нужно иметь гараж, а в нем — необходимые инструменты, дабы меньше обращаться в автосервисы, которые зачастую попросту не берутся за устранение неисправности. Как-то решил отрегулировать развал-схождение. Казалось бы, рядовая процедура. Однако пришлось объехать более десятка СТО. Где-то попросту не было технической возможности это сделать, на одной станции техобслуживания смотровая яма была настолько широкая, что мой «Запорожец» мог туда провалиться. Очень мало мастеров, которые знают конструкцию этого автомобиля и имеют желание заниматься переборкой. По этой причине за ремонт коробки передач пришлось браться самому. А чтобы сделать раз и навсегда — об этом вообще речи не идет. 

В ТЕМУ

Павел Анатольевич остается верен не только любимой машине, но и любимой работе. Его специальность — автотехническая экспертиза: 

— Проще говоря, это экспертиза дорожно-транспортных происшествий, в рамках которой исследуется транспортное средство, на котором совершено ДТП. За долгие годы работы могу констатировать: причины практически не меняются. Основные — это спешка, неуважение одних участников движения к другим, невнимательность. Согласно анализу происшествий за прошлый год выяснилось: ни одно ДТП не произошло по причине неисправности транспортного средства. При этом треть из них находилась в неисправном состоянии. Всего было исследовано почти 250 автомобилей. Когда в силу работы видишь, к каким трагическим последствиям может привести халатность владельцев авто, стараешься содержать личный транспорт в идеальном состоянии.

 

СБ

 
Подписывайтесь на нас в Telegram и Viber!