Главные мифы о шампанском. Почему мы считаем вино с пузырьками «элитарным»
За последние 250 лет не раз менялся образ этого знаменитого напитка, как и культура его потребления.
Что же сделало простое вино, выращенное в довольно посредственном винодельческом регионе, одним из самых популярных образов современного мира?
На самом деле слава шампанского является продуктом четырех основных мифов.
Миф о происхождении
Первоначально регион Шампань во Франции был известен своей шерстью, а не вином. Самый северный винодельческий регион не считался подходящим для производства высококачественных напитков. Улучшать его качество начали монахи-бенедиктинцы.
Существует легенда, согласно которой первое игристое вино произвели в области Лиму в провинции Лангедок, но усовершенствовали его и превратили в знаменитый на весь мир напиток именно в Шампани. В городке Отвильер, что в 20 километрах от Реймса, келарь – заведующий монастырским столом бенедиктинского аббатства Пьер Периньон, в 1670 году придумал технологию купажирования (соединения нескольких сортов винограда) игристого вина, а также разлития игристого по бутылкам и укупорки их пробкой. Однако об этих обстоятельствах до конца ХІХ почему-то широко известно не было.
Образование пузырьков естественно для всех вин, а аккуратное добавление сахара и дрожжей к белому вину – ключевая часть изготовления любого шампанского. Переваривая сахар, микроорганизмы высвобождают углекислый газ, который растворяется в вине. Они и являются источником характерных пузырьков.
Вино из Шампани стало популярным во Франции после того, как местные торговцы шерстью стали дарить вино своим клиентам в качестве рекламного подарка.
Миф о роскоши
Тот факт, что шампанское рассматривается и продается как предмет роскоши, является результатом счастливого совпадения, которое восходит к 496 году. Тогда король франков Хлодвиг принял христианство в Реймсе, на родине шампанского. С тех пор по традиции все французские монархи короновались в Реймсе, а коронации сопровождались роскошными пиршествами, где рекой лилось местное вино. Шампанское стало праздничным напитком для привилегированных особ!
Традицию закрепил король Людовик XIV, когда впервые попробовал шампанское при коронации. Он соединил это вино с модой, престижем и роскошью. Затем Людовик XV разрешил перевозку шампанского (и только его) в стеклянных бутылках, а не в деревянных бочках. Это имело большое значение для производителей, потому что древесина выпускала газ, а вино испарялось. Новый закон способствовал созданию тщательно разработанной упаковки шампанского. На этикетках появились такие известные личности, как Мария-Антуанетта и Жанна Д’Арк, военные, дворяне, художники и другие знаменитости. Продавцы быстро поняли ценность дизайна для повышения известности своих брендов.
Национальный миф
В 1789 году Великая Французская революция разорвала связь между шампанским и монархами с аристократами. Именно революция породила третий и, пожалуй, самый мощный цикл мифотворчества, напрямую связывающий шампанское с «душой» и характером новой Французской республики.
Шампанское стало национальным символом, по словам Вольтера «сияющим отражением нашей нации» и «самым славным выражением» французской цивилизации. Наполеон использовал его, чтобы создать новое буржуазное общество.
Жан-Реми Моэт основал в Соединенных Штатах компанию Moët, привлекая новых клиентов, в том числе самого президента Джорджа Вашингтона. А когда русская армия разгромила Наполеона и дошла до Реймса, предприимчивая Николь Клико («Вдова») открыла свои шампанские погреба в надежде завоевать русский рынок и преуспела.
В 1814 году, на заре промышленной революции, начался настоящий «золотой» век шампанского. По мере расширения железнодорожных линий, шампанское можно было транспортировать все дальше, в больших количествах и на новые рынки. Инновационное оборудование позволило повысить эффективность производства и улучшить качество, как с точки зрения эстетики, так и вкуса. В глазах всего мира шампанское быстро стало символом Франции. Тогда же началось производство имитации этого напитка в других странах.
Современный миф
Шампанское широко подавали на Парижской универсальной выставке 1889 года, когда французы представили миру Эйфелеву башню. С начала 1900-х годов реклама шампанского приобрела нынешний символизм. Именно тогда бутылку стали разбивать о корабль при спуске его на воду и подавать его при заключении сделок. Шампанское стало вином номер один во многом благодаря рекламе в кино.
Когда возникла конкуренция со стороны итальянского просекко и испанского игристого вина кава, для продвижения своего премиального бренда Жан-Реми Моэт и создал миф о монахе Доме Периньоне.
В 1930-х годах фирменное игристое вино региона Шампань получило международное признание, защищенное сертификатом контроля происхождения (AOC).
Благодаря коллективному мифотворчеству шампанское не только сумело воспользоваться благоприятными социальными и культурными тенденциями, но и, преодолев глубокие культурные противоречия, по-прежнему продолжает блистать в нашем коллективном воображении.