Есть у лётчика мечта: самолёт и высота! Как щучинский летчик-инструктор Иван Иванович Трипуть создал с нуля самолёт

Первые самолеты на Щучинском аэродроме появились 80 лет назад, в 1939 году. Это были два РД-8, купленные на деньги, собранные жителями района. А дальше была целая лётная эпоха... Сегодня на Щучинском аэродроме прописалась малая авиация. То и дело со взлётной полосы стартуют самолёты, парапланы и мото-парапланы. Обнимая небо крепкими руками, лётчики набирают высоту… Любители малой авиации не только покупают и ремонтируют самолёты, но и создают их с нуля! Вот и недавно в небо взмыл очередной новодел – “Мир-01”. Его автор – щучинский летчик-инструктор Иван Иванович Трипуть. Журналист “Дзянніцы” познакомилась с устройством самолёта и узнала, где и как появляются те самые железные птицы. 

 

 

На одной волне 

 

Место дислокации нашего Кулибина – Ивана Трипутя, который просто дышит малой авиацией, – аэродром. В ангаре №266 круглый год кипит жизнь. Сюда тянутся не только любители самолётов, но и молодое поколение. Дети всегда в восторге от рассказов Ивана Ивановича. Поэтому экскурсии – здесь дело привычное. 

 

К слову, под одной крышей с любителями авиации прописался и радиоклуб EW4WE РЦТТ. Руководитель радиоклуба Геннадий Павлович Киенко – член Федерации радиолюбительского спорта Беларуси. Он тоже влюблён в небо. Сразу видно, что и Иван Иванович, и Геннадий Павлович на одной волне. Они всегда работают в тандеме. Коллективная любительская радиостанция Щучинского районного центра технического творчества EW4WE не бездействует. Она принимает активное участие в авиационно-спортивных праздниках, которые ежегодно проходят в нашем городе. Активисты радиоклуба постоянно участвуют и побеждают в различных соревнованиях, в том числе и международного уровня. К примеру, недавно Кирилл Мисюра, Егор Иванчук и Владислав Мулярчик приняли участие в Чемпионате Республики Беларусь по радиосвязи на коротких волнах на Кубок Республики Беларусь и завоевали отличный приз – современную радиостанцию. 

 

 

 Г.П. Киенко рассказывает, что их цель – не только выход в эфир, но и активация аэродрома. Для молодёжи здесь проводятся так называемые “Полевые дни”, которые включают в себя обзорную экскурсию по авиатехнике, мастер-класс по основам пилотирования учебно-тренировочного планера, мастер-класс по проведению радиолюбительских радиосвязей на коротких волнах, фотосессию и… солдатскую кашу.
Одним словом, здесь можно не только представить себя лётчиком-испытателем, выйти в эфир, но и всерьёз задуматься о выборе будущей профессии.

 

Дом, где рождаются железные птицы… 

Рассказывать об истории аэродрома оба моих собеседника могут часами. К тому же в ангаре есть что показать. Здесь стоят несколько самолётов, но один – особая гордость Ивана Трипутя, ведь он сделал его самостоятельно. 

 

Красный “Мир-01” стоит у входа в ангар с гордо вздёрнутым носом, словно только и ждёт того самого заветного слова: “От винта!”. Но пока он на земле, и Иван взахлёб рассказывает о своём творении. 

 

 

 

– Этот мотопланер или мини-самолёт предназначен для первоначального обучения, – говорит Иван Трипуть. – Делал я его на протяжении двух лет. Потом вместе с друзьями решил усовершенствовать и немного изменить конструкцию. Помогали и словом, и делом Сергей Акимов, Иван Завиновский, Михаил Щербич, Валерий Чуприна, Геннадий Карпов и Игорь Косьян. К слову, именно Игорь предложил свой двигатель “Simonini Mini 2+”, который он раньше использовал на своём параплане. 

 

 – А расскажете о конструкции самолёта? – интересуюсь у лётчика.

 

 – Конструкция комбинированная: сварная основа, дюралевый каркас, пластиковое крыло, дюралевая балка и тканью обтянутое хвостовое оперение. Его максимальная скорость – около 100 км/ч, размах крыльев – 9 метров. Планер набирает высоту до километра. 

 

 – А чем питается ваша железная птица? 

 

 – Заправляю смесью из бензина и масла. Расход топлива в среднем режиме около 3 литров в час.
 Мастер рассказал, что вес всей конструкции менее 115 кг, что даёт некоторое преимущество. Уникальность данного летательного аппарата заключается в том, что его масса по международной классификации не требует пилотской лицензии и прохождения медкомиссии. С точки зрения авиационного регулирования это – словно велосипед. Всё, что нужно пилоту для полётов, – научиться летать и в полётах соблюдать правила использования воздушного пространства. А ещё на нём можно совершать парящие полёты с использованием восходящих потоков. Плюсы сверхлёгкой авиации – налицо. 

 

Испытание небом

– А как прошли первые полёты вашего “Мира”? 

 

 

– Волнительно. Запуск самолёта выполняли без двигателя с помощью буксира. Нужно было почувствовать скорость, как управляется техника, насколько устойчив самолёт в полёте. Как видите, испытания прошли успешно. Теперь мы можем не только рассказывать об истории аэродрома, но и демонстрировать реальную работу по конструированию, показывать устройство самодельного самолёта детям. К слову, мы можем оказать реальную поддержку и тем, кто собирается связать свою жизнь с авиацией и поступить в Белорусскую государственную академию авиации.

 

Идём на “Контакт”

 

Пока мы беседовали, мне всё время хотелось поскорее увидеть, как же летает самодельный аппарат. Наконец-то заработал двигатель. Минута – и лопасти живо завертелись. Ещё минута – самолёт разгоняется и плавно врезается в небесную гладь. Несмотря на пасмурную погоду, красный нос “Мира” виднеется издалека. Жаль, что посидеть за штурвалом самодела получилось только на земле… Но полетать в тот день мне всё же удалось, пусть и на другом самолёте. За эмоции и возможность полюбоваться Щучином с высоты птичьего полёта спасибо опытному пилоту Михаилу Щербичу.

 

 

Несколько фото самолёта, и я с улётной темой спешу в редакцию своего издания. К слову, пока “Мир-01” летает, своего звёздного часа дожидается ещё один самолёт Ивана Трипутя – “Контакт”. Этот тренажёр будет предназначен для пробежек и подлётов. Одним словом, он будет помогать осваивать основные навыки пилотирования. В нём смогут разместиться уже два человека: впереди – курсант, сзади – опытный инструктор. Правда, это будет уже совсем другая история… 

 

Анна КАСПЕР.
Фото автора и из личного архива Г.П. КИЕНКО.