“Для меня день 17 сентября всегда был праздником!” Директор Щучинской гимназии Владимир Дубок рассуждает об истоках Дня народного единства, судьбах людей в контексте этой даты, равных возможностях для талантливых и целеустремлённых
Владимир Дубок – не только директор Щучинской государственной гимназии, но и действующий преподаватель истории. Накануне Дня народного единства было интересно побеседовать с этим эрудированным и неординарно мыслящим человеком, который к тому же – ровесник нашего райцентра. Да-да, ведь именно в нынешнем году мы отмечаем 60-летие Щучина в статусе города. Отпраздновал такой же юбилей в своей жизни и Владимир Романович. Наша беседа о том, как история страны порою тесно переплетена с историей человеческих судеб.
-- Представьте себе, не будь знаменательных для нашей страны событий, связанных с датой 17 сентября 1939 года, не было бы и… меня. День воссоединения белорусских земель дал возможность соединяться и людям. Мой отец, Роман Михайлович Дубок, -- «тутэйшы», родился в Шинковцах в 1933 году при польской власти. Мама, Татьяна Владимировна, – «советка»: так называли в наших краях приехавших из Восточной Белоруссии специалистов для укрепления Советской власти. Она в 50-х годах минувшего столетия была направлена на работу в Василишковский райисполком после окончания Горецкой сельскохозяйственной академии, а сама родом из Слуцкого района. Не будь единой Белоруссии, мои бы родители просто не встретились. Но осенью 1939 года свершился акт исторической справедливости: наш народ получил возможность жить в едином государстве.
-- Владимир Романович, с чего начинаете объяснять ученикам, а если нужно, то и взрослым, цепочку тех сентябрьских событий?
-- С даты 1 сентября 1939 года, когда нацистская Германия напала на Польшу и началась Вторая мировая война. Советское правительство тогда приняло решение защитить белорусов, вернуть Белоруссии её территориальную целостность и соединить «разрезанный по-живому» народ. Ведь, заключая в 1921 году мирный Рижский договор, никто не спросил у белорусов о их согласии на разделение и земель, и целого народа. Именно восстановленное в 1939 году единство позволило Белоруссии выстоять в годы Великой Отечественной войны, занять достойное место в международном сообществе, создать мощный экономический и культурный потенциал страны.
-- При встречах с долгожителями мне не раз доводилось слышать, что большинство наших земляков воспринимало приход Красной Армии с воодушевлением. Освободителей от панского гнёта встречали с цветами, люди верили в лучшее будущее и хотели строить новую жизнь. Что вспоминал Ваш отец о том времени?
-- Он всегда подчёркивал, что только Советская власть дала возможность таким, как он, крестьянским детям получить образование и найти свою действительно светлую дорогу в жизни -- независимо от национальности, вероисповедания и других факторов. Мой отец – поляк, католик, мама – белоруска, но в семье всегда жили дружно. Папа окончил Высшую партийную школу, занимал руководящие должности. Последние 26 лет перед пенсией был директором Щучинского дома-интерната для пожилых людей. Я рос в семье, где уважали все народы и национальности, ценили завоевания социализма, почитали свои корни, культуру и традиции.
-- Поэтому и решили поступать после школы на исторический факультет?
-- Определиться с выбором профессии помог учитель истории Фёдор Иванович Богомазов. Его уроки, энциклопедические знания, как теперь бы сказали, харизма сделали своё дело. С 9-го класса мне стало ясно, чем я хотел бы заниматься в профессиональной жизни. И хотя на истфак Гродненского университета конкурс был немалый, я его выдержал и стал студентом. Вспоминаю те годы как самые восхитительные, и хочу пожелать нашим юным современникам ценить их, по максимуму впитывать в себя знания и обязательно активно участвовать в многогранной студенческой жизни.
-- Владимир Романович, чем запомнилось начало самостоятельной трудовой деятельности?
-- В 1984 году я приехал работать в наш район в Прудянскую восьмилетнюю школу, которую возглавлял заслуженный учитель БССР Николай Алексеевич Осмоловский. Тогда наряду с историей пришлось преподавать ещё и немецкий язык, математику, физкультуру, труд. А после уроков брал в руки… пилу и забирался на огромные тополя в школьном дворе, чтобы спилить далеко не безопасные ветви и верхушки деревьев. Что называется, и швец, и жнец, и на дуде игрец. Именно в таком ключе и написала тогда очерк о буднях молодого педагога сельской школы союзная «Учительская газета». Та первая публикация до сих пор хранится в семейном архиве.
-- Безусловно, Вас заметили…
-- Не без этого. Заведующий районо Эдмунд Станиславович Дикевич предложил должность директора Новодворской СШ, но я решил, что ещё не обладаю достаточным опытом. А вот организатором внешкольной работы в Скрибовскую среднюю школу пошёл охотно. Кстати, в те годы моими учениками были нынешние председатель Гродненского областного Совета депутатов Елена Пасюта, директор СШ № 2 г. Щучина Жанна Гайда, министр культуры Республики Беларусь Анатолий Маркевич… Такими воспитанниками можно только гордиться. Заметьте, всё это выходцы из простых советских семей, причём – из сельской местности. Чем не пример, красноречиво говорящий о равных возможностях, которые даёт людям в достижении цели наша государственная политика?!
-- Владимир Романович, значительную часть профессиональной жизни Вы также посвятили идеологической работе.
-- Да. В 1989 году я перешёл работать в отдел агитации и пропаганды Щучинского райкома партии. Даже со своей будущей женой познакомился на референдуме. 17 марта 1991 года приехал по работе в Красулёвскую школу, где в составе участковой комиссии работала молодая учительница Светлана Михайловна. Увидел, познакомился и понял: мой человек! В апреле уже сделал предложение. С тех пор мы вместе.
Но несмотря на результаты того референдума, где большинство людей проголосовало за сохранение СССР, Союз распался. После приснопамятных событий 1991 года я опять возвратился работать в школу, был заместителем директора Головичпольской СШ. А когда в сентябре 1996-го в Щучинском райисполкоме создавался отдел социальных проблем и общественно-политической информации, меня пригласили его возглавить. Несколько лет курировал эту сферу и в качестве заместителя председателя райисполкома. Кстати, уже на протяжении 24 лет вхожу в состав районного исполнительного комитета.
В 2002-м возглавил отдел образования. Это, безусловно, отдельная и очень значимая страница в моей жизни, а особая глава в ней – создание в 2004 году гимназии. Горжусь, что стал отцом-основателем столь инновационного для нашего Щучина учреждения образования, подбирал тогда и творческий коллектив, и первого директора Наталью Яновну Лебедь. А четыре года назад и сам возглавил гимназию.
-- Уже в самом здании вашей альма-матер ощущается дух истории, витает некая особая аура…
-- Это старинное и знаковое для города здание во все времена было связано с просвещением. Здесь размещались и учительская семинария, и польская классическая гимназия, и первая городская школа… Наработанные многими поколениями лучшие образовательные традиции сосредоточены ныне в нашей современной гимназии. Отсюда и её авторитет. Это настоящее место силы – интеллектуальной, духовной…
-- Владимир Романович, а где планируете быть 17 сентября?
-- Конечно же, на районном мероприятии, посвящённом Дню народного единства. А если ещё точнее, то со своими гимназистами-первоклассниками на празднике Букваря. Очень дорожу счастливыми моментами общения с малышами, возможностью окунуться в их непосредственность, искренность, любознательность. Вот оно -- наше будущее.
Татьяна СТУПАКЕВИЧ.
Фото автора.