“…Дай действовать – и я пойму”. Узнайте, чем занимаются дети в научном центре "Молекула"
Дети по своей природе исследователи. Им интересно всё! Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Он радуется даже самому маленькому открытию.
Почему же у большинства ребят с возрастом интерес к исследованиям пропадает? Может быть, в этом виноваты взрослые? Очень часто мы говорим детям: “Отойди от лужи, испачкаешься! Не трогай песок руками, он грязный! Выбрось этот камень! Не бери снег! Не смотри по сторонам, а то споткнёшься!”. Может быть, мы, взрослые – папы и мамы, бабушки и дедушки, педагоги, сами того не желая, отбиваем у ребёнка естественный интерес к исследованиям? Проходит время, и ему уже совершенно неинтересно, почему с деревьев опадают листья, где прячется радуга, откуда берётся дождь.
3адача взрослых – не пресекать, а наоборот, активно развивать исследовательскую деятельность. Исследования дают ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы “как?” и “почему?”. Знания, полученные во время проведения опытов и экспериментов, запоминаются надолго. Не зря китайская пословица гласит: “Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай действовать - и я пойму”.
Для того, чтобы дети не потеряли интерес к окружающему миру, стремились исследовать всё и вся, в ГУО “Ясли сад №4 г. Щучина” функционирует детский научный центр “Молекула”. Цель его создания – развитие личности ребёнка, сенсорики, природной любознательности, творческой активности, формирование активного отношения к окружающему миру.
В центре есть всё необходимое оборудование и атрибуты для проведения опытов и исследовательской деятельности: приборы-помощники, разнообразные сосуды из различных материалов, ёмкости разного объёма и формы, природный и бросовый материал, муляжи овощей и фруктов, пищевые материалы, растворимые ароматические вещества. Педагоги учреждения изготовили для центра разнообразные макеты: “Океания”, “Антарктида”, “Болото”, “Подводный мир”, “Саванна”, “Австралия”, “Пруд”, “Смешанные леса”, “Пустыня”, “Сельский двор”. Для удовлетворения любознательности наших “почемучек” предлагается наглядный материал: “Насекомые”, “Животные жарких стран”, “Домашние животные”.
Конструкторы и игры разных видов, технические игрушки позволяют интенсивно развивать интеллект дошкольников, что окажет положительное влияние на обучаемость детей в школе и будет играть большую роль в образованности взрослого человека.
Разнообразные коллекции (тканей, бумаги, телефонов, денежных банкнот, монет) формируют представления детей о классификации материалов по таким признакам как вид, структура, свойства.
При помощи обыгрывания ситуаций с использованием специально-предназначенных для этого кукол дети знакомятся с порами года и месяцами. Мини-планетарий позволяет изучать планеты солнечной системы. Благодаря флюгеру, воздушным змеям и ветряным мельницам ребята определяют направление ветра. Узнают, когда дуют холодные ветра, когда они приносят дождь, а когда будет солнышко.
Следует отметить, что большинство компонентов детского научного центра “Молекула” сделано педагогами учреждения. Благодаря их творчеству, мастерству и профессионализму пособия, материалы и атрибуты отличаются красочностью, высоким качеством исполнения, безопасностью материалов, соответствием возрастным и индивидуальным особенностям детей. Работа над подбором материалов происходит в команде, выбираются самые лучшие и оптимальные идеи.
В центре активно проводятся занятия не только с воспитанниками среднего и старшего возраста, но и с малышами. С ноября этого года на базе центра проводятся занятия вечерней группы кратковременного пребывания “Хочу всё знать”.
Наблюдая за успехами детей и их развитием, мы получаем удовлетворение от своего труда. Благодаря совместной и целенаправленной работе растим исследователей вместе. Ведь самым лучшим открытием является то, которое ребёнок делает сам.
Елена ПАВЛОВИЧ,
руководитель детского научного центра “Молекула” ГУО “Ясли-сад №4 г. Щучина”.