Что делать, если школьная жизнь ребенка стала кошмаром для родителей? Задали вопрос психологу
Учеба в школе может быть стрессом не только для ребенка, но и для родителей. Как быть взрослым, которые устали постоянно контролировать выполнение домашних заданий и переживать из-за отметок своего школьника? Разбираемся с семейным психологом Максимом Бодиковым.
– В чем корни родительской тревоги за отметки ребенка?
Психолог Максим Бодиков.
– В низкой самооценке. Неуверенные в себе взрослые не задумываются о том, что в школу ходят не они, а их ребенок – отдельный человек. Они думают, что своими отметками и поведением в школе сын или дочь может их опозорить, запятнать их репутацию. Сама мысль о том, что кто-то может плохо о них подумать, будь то учитель, директор школы, соседи, родственники, для них невыносима. Поэтому с началом школьной жизни они включают функцию неусыпного контроля, который отнимает много времени и энергии. Жизнь взрослых превращается в кошмар.
– От этого контроля дети наверняка страдают не меньше…
– Конечно.
У школьника, зажатого родительским контролем, не формируются важные для социального успеха качества: ответственность, способность к контролю и самоконтролю, мотивация.
Не стоит рассчитывать, что ребенок, который послушно жил по указке родителей, а если и падал, то на заботливо подстеленную ими соломку, получив аттестат зрелости, вдруг станет ответственным. Опыт неудач очень важен. Благодаря ему ребенок учится понимать следствия и последствия своих поступков.
Пусть школьник прочувствует, чем чреват невыученный урок или поздний отход ко сну. Огорчение из-за низкой отметки, недовольство учителя, неважное самочувствие после 4-часового ночного сна – все это предпосылки для формирования ответственности и внутреннего контроля. Сами по себе эти качества не возникают, поэтому, заставляя ребенка садиться за уроки или вовремя ложиться спать, родители оказывают ему медвежью услугу.
– Родителям может быть сложно в одночасье изменить свое поведение. Как остужать свои порывы помогать ребенку получать хорошие отметки?
– Самый главный вопрос, на который родители должны ответить предельно искренне: "Для чего и для кого мой ребенок ходит в школу?". Для того, чтобы мы, мама и папа, с гордостью говорили родственникам и знакомым: "Мой Васенька первый ученик в гимназии"? Для того, чтобы любоваться его грамотами, а потом повесить золотую медаль на стену? Для того, чтобы он хвастался отметками и победами в олимпиадах? Для того, чтобы получал знания? Для того, чтобы нашел друзей? Для того, чтобы научился делать выводы из ошибок? Каждый из этих ответов будет формировать разные стратегии поведения.
– Значит, ребенка важно научить не бояться ошибок?
– Совершенно верно. Только в этом случае на ошибках можно учиться – для каждого человека это бесценный опыт. В пятом классе я написал сочинение – мой полет фантазии учительница оценила на отлично, а за грамотность я получил двойку. Если бы не этот контраст, я бы наверняка забыл ситуацию. Я помню ошибки, которые допустил на вступительных экзаменах в БГУ, а то, что написал правильно, при всем желании не восстановлю в памяти.
Важно не наградить детей страхом ошибок, иначе они будут избегать пробовать что-то новое, при малейших трудностях оставлять начатое дело, болезненно воспринимать критику.
– Ребенка не усадить за уроки, жалуются некоторые родители. Что делать?
– Ограничиваться напоминаниями, пытаться мотивировать, но ни в коем случае не принуждать. Я противник идеи, что ребенка надо "переломать". Дождитесь момента, когда ему что-нибудь понадобится от вас, и предложите поторговаться: "Ты хочешь получить то-то, а что мне за это будет?" Ваш школьник начнет перечислять варианты и рано или поздно дойдет до нужного вам: например, сделать домашнее задание по русскому или подготовиться к контрольной по математике.
Когда родители, особенно в начальной школе, заставляют ребенка садиться за уроки, тем более отрывая от какого-то увлекательного занятия, они отбивают желание учиться в дальнейшем. Не хочет делать уроки – пусть не делает. Да, он не будет лучшим в классе, но разве это повод для огорчения? Ведь со временем, если вы поможете ему стать ответственным, мотивированным, самодостаточным, способным принимать решения, ваш ребенок будет учиться потому, что ему это нравится, а не ради хороших отметок или похвалы учителя. Это совсем другая внутренняя стезя и история.
– Как быть, если ребенок просит помочь с уроками?
– Если просит – помогать, но не делать за ребенка и не требовать, чтобы он выполнил задание так, как это по силам вам. Не вмешиваться, если просьба о помощи не прозвучала. Моя старшая дочь учится в начальной школе. Мы с женой помогаем ей с уроками, если она просит. В остальное время у меня куча интересных дел, которыми я могу заняться вместо того, чтобы контролировать, как дочь справляется с домашними заданиями. Подготовка к урокам – дело ребенка, а не родителей. Если мама и папа регулярно говорят и, главное, подтверждают своим поведением: "Ты учишься не ради отметок, а ради удовольствия", выигрывают все.
– Иногда родители настаивают, чтобы ребенок переписал упражнение или задачу, если в тетради много помарок. Зря?
– Да, настаивать не стоит. Если ребенок сам изъявляет желание переписать – разрешайте и поощряйте. Но если такого желания нет, не заставляйте, потому что легко отбить охоту делать хоть как-нибудь. Старшая дочка далеко не все упражнения по письму выполняла аккуратно, но сам процесс был ей по душе. Жена как-то заглянула в тетрадку и взяла новую, чтобы дочка переписала. Пришлось вмешаться: "Давай не будем ставить задачу в первом классе научить ребенка писать идеально. Пусть пишет коряво, главное, что ей нравится писать".
– Собирать портфель, следить за порядком на столе и полке с учебниками и тетрадями первокласснику по силам?
– Конечно. Это первые шаги к формированию ответственности. Поначалу, скорее всего, придется напоминать первоклашке о необходимости с вечера положить в портфель все, что понадобится завтра, и помогать в сборах. Но очень скоро вовремя собранный портфель, а также порядок на рабочем месте должны стать заботой ребенка. Это по силам 6-7-летнему человеку. Моя дочка-школьница не бросает где попало свои учебники и тетради после того, как младшая сестра разрисовала и слегка погрызла ее первую пропись.
Родителям важно осознать: их школьная жизнь закончилась много лет назад, когда они сдали выпускные экзамены. А школьная жизнь ребенка должна идти параллельно.
Он ходит в школу, чему-то учится, общается с друзьями, сталкивается с радостями и огорчениями. Какое отношение родители имеют к этой сфере его жизни? На мой взгляд, достаточно в младших классах отводить и забирать ребенка из школы и до конца обучения посещать классные и общешкольные собрания.
Уважаемые читатели! У вас есть возможность задать вопросы практикующим психологам. Компетентные специалисты дадут рекомендации, как справляться с психологическими проблемами и трудностями. Присылайте вопросы на электронную почту barejko@sb.by и читайте материалы с тегами «психология», «психолог».