Сообщение об ошибке

Image resize threshold of 10 remote images has been reached. Please use fewer remote images.

Что делать, если школьная жизнь ребенка стала кошмаром для родителей? Задали вопрос психологу

Учеба в школе может быть стрессом не только для ребенка, но и для родителей. Как быть взрослым, которые устали постоянно контролировать выполнение домашних заданий и переживать из-за отметок своего школьника? Разбираемся с семейным психологом Максимом Бодиковым.

 

– В чем корни родительской тревоги за отметки ребенка?

Психолог Максим Бодиков.

– В низкой самооценке. Неуверенные в себе взрослые не задумываются о том, что в школу ходят не они, а их ребенок – отдельный человек. Они думают, что своими отметками и поведением в школе сын или дочь может их опозорить, запятнать их репутацию. Сама мысль о том, что кто-то может плохо о них подумать, будь то учитель, директор школы, соседи, родственники, для них невыносима. Поэтому с началом школьной жизни они включают функцию неусыпного контроля, который отнимает много времени и энергии. Жизнь взрослых превращается в кошмар.

– От этого контроля дети наверняка страдают не меньше… 

– Конечно.

 

У школьника, зажатого родительским контролем, не формируются важные для социального успеха качества: ответственность, способность к контролю и самоконтролю, мотивация.

 

Не стоит рассчитывать, что ребенок, который послушно жил по указке родителей, а если и падал, то на заботливо подстеленную ими соломку, получив аттестат зрелости, вдруг станет ответственным. Опыт неудач очень важен. Благодаря ему ребенок учится понимать следствия и последствия своих поступков.

 

Пусть школьник прочувствует, чем чреват невыученный урок или поздний отход ко сну. Огорчение из-за низкой отметки, недовольство учителя, неважное самочувствие после 4-часового ночного сна – все это предпосылки для формирования ответственности и внутреннего контроля. Сами по себе эти качества не возникают, поэтому, заставляя ребенка садиться за уроки или вовремя ложиться спать, родители оказывают ему медвежью услугу.

 

– Родителям может быть сложно в одночасье изменить свое поведение. Как остужать свои порывы помогать ребенку получать хорошие отметки?

 

– Самый главный вопрос, на который родители должны ответить предельно искренне: "Для чего и для кого мой ребенок ходит в школу?". Для того, чтобы мы, мама и папа, с гордостью говорили родственникам и знакомым: "Мой Васенька первый ученик в гимназии"? Для того, чтобы любоваться его грамотами, а потом повесить золотую медаль на стену? Для того, чтобы он хвастался отметками и победами в олимпиадах? Для того, чтобы получал знания? Для того, чтобы нашел друзей? Для того, чтобы научился делать выводы из ошибок? Каждый из этих ответов будет формировать разные стратегии поведения.

 

 

– Значит, ребенка важно научить не бояться ошибок?

 

– Совершенно верно. Только в этом случае на ошибках можно учиться – для каждого человека это бесценный опыт. В пятом классе я написал сочинение – мой полет фантазии учительница оценила на отлично, а за грамотность я получил двойку. Если бы не этот контраст, я бы наверняка забыл ситуацию. Я помню ошибки, которые допустил на вступительных экзаменах в БГУ, а то, что написал правильно, при всем желании не восстановлю в памяти.

 

Важно не наградить детей страхом ошибок, иначе они будут избегать пробовать что-то новое, при малейших трудностях оставлять начатое дело, болезненно воспринимать критику.

 

– Ребенка не усадить за уроки, жалуются некоторые родители. Что делать?

 

– Ограничиваться напоминаниями, пытаться мотивировать, но ни в коем случае не принуждать. Я противник идеи, что ребенка надо "переломать". Дождитесь момента, когда ему что-нибудь понадобится от вас, и предложите поторговаться: "Ты хочешь получить то-то, а что мне за это будет?" Ваш школьник начнет перечислять варианты и рано или поздно дойдет до нужного вам: например, сделать домашнее задание по русскому или подготовиться к контрольной по математике.

 

Когда родители, особенно в начальной школе, заставляют ребенка садиться за уроки, тем более отрывая от какого-то увлекательного занятия, они отбивают желание учиться в дальнейшем. Не хочет делать уроки – пусть не делает. Да, он не будет лучшим в классе, но разве это повод для огорчения? Ведь со временем, если вы поможете ему стать ответственным, мотивированным, самодостаточным, способным принимать решения, ваш ребенок будет учиться потому, что ему это нравится, а не ради хороших отметок или похвалы учителя. Это совсем другая внутренняя стезя и история.

 

– Как быть, если ребенок просит помочь с уроками?

 

– Если просит – помогать, но не делать за ребенка и не требовать, чтобы он выполнил задание так, как это по силам вам. Не вмешиваться, если просьба о помощи не прозвучала. Моя старшая дочь учится в начальной школе. Мы с женой помогаем ей с уроками, если она просит. В остальное время у меня куча интересных дел, которыми я могу заняться вместо того, чтобы контролировать, как дочь справляется с домашними заданиями. Подготовка к урокам – дело ребенка, а не родителей. Если мама и папа регулярно говорят и, главное, подтверждают своим поведением: "Ты учишься не ради отметок, а ради удовольствия", выигрывают все.

 

 

– Иногда родители настаивают, чтобы ребенок переписал упражнение или задачу, если в тетради много помарок. Зря?

 

– Да, настаивать не стоит. Если ребенок сам изъявляет желание переписать – разрешайте и поощряйте. Но если такого желания нет, не заставляйте, потому что легко отбить охоту делать хоть как-нибудь. Старшая дочка далеко не все упражнения по письму выполняла аккуратно, но сам процесс был ей по душе. Жена как-то заглянула в тетрадку и взяла новую, чтобы дочка переписала. Пришлось вмешаться: "Давай не будем ставить задачу в первом классе научить ребенка писать идеально. Пусть пишет коряво, главное, что ей нравится писать".

 

– Собирать портфель, следить за порядком на столе и полке с учебниками и тетрадями первокласснику по силам?

 

– Конечно. Это первые шаги к формированию ответственности. Поначалу, скорее всего, придется напоминать первоклашке о необходимости с вечера положить в портфель все, что понадобится завтра, и помогать в сборах. Но очень скоро вовремя собранный портфель, а также порядок на рабочем месте должны стать заботой ребенка. Это по силам 6-7-летнему человеку. Моя дочка-школьница не бросает где попало свои учебники и тетради после того, как младшая сестра разрисовала и слегка погрызла ее первую пропись.

 

Родителям важно осознать: их школьная жизнь закончилась много лет назад, когда они сдали выпускные экзамены. А школьная жизнь ребенка должна идти параллельно.

 

Он ходит в школу, чему-то учится, общается с друзьями, сталкивается с радостями и огорчениями. Какое отношение родители имеют к этой сфере его жизни? На мой взгляд, достаточно в младших классах отводить и забирать ребенка из школы и до конца обучения посещать классные и общешкольные собрания.

 

Уважаемые читатели! У вас есть возможность задать вопросы практикующим психологам. Компетентные специалисты дадут рекомендации, как справляться с психологическими проблемами и трудностями. Присылайте вопросы на электронную почту barejko@sb.by и читайте материалы с тегами «психология», «психолог».

 

sb.by

 
Подписывайтесь на нас в Telegram и Viber!