Б.Л. Доста: “Каждый город – это дитя своей истории”... Отправляемся в путешествие по времени с начальником отдела проектно-изыскательских работ Щучинского РУП ЖКХ
А давайте посмотрим на наш Щучин глазами профессионального архитектора и отправимся в путешествие по времени с Борисом Леонидовичем Достой – начальником отдела проектно-изыскательских работ Щучинского РУП ЖКХ. Ведь в начале 80-х он, 25-летний выпускник архитектурного факультета Брестского инженерно-строительного института, был назначен главным архитектором нашего района, кстати, первым в истории Щучинщины руководителем этой службы с дипломом профессионального архитектора.
– В те годы об архитектуре вспоминали только когда нужно было оформить документы по выбору участка либо разместить стенд наглядной агитации, а слова “архитектура” и “строительство” считались почти синонимами, – с улыбкой вспоминает Борис Леонидович. – Ознакомившись с генпланом, разработанным ещё в 70-е, пришел к неутешительному выводу. Если следовать этому документу, то придется наш старый мир (то бишь исторический центр города) разрушить до основанья, а затем… настроить безликих “зданий-сундуков”. Мне это казалось неправильным. Я стал доносить до руководства района своё видение, свою концепцию, но очень скоро понял, что лучшие аргументы в таком деле – экономические выкладки и конкретные расчеты. Только тогда тебя услышат. Много дельных советов относительно стратегии, как реализовать свои задумки, получил от главного архитектора области Анатолия Сергеевича Пархуты.
К счастью, в Щучине у руля стояли неравнодушные и прогрессивные руководители.
В ладонях гостеприимства
– Теперь даже страшно представить, что Щучин мог лишиться этих стильных “еврейских домиков” в центре города, которыми мы сегодня гордимся как сохранённым наследием. А вспомните, Борис Леонидович, с каких объектов начиналась та “культурная революция”?
– Пожалуй, со строительства оригинального здания районного Дома культуры. Как бы нам не навязывали скучные типовые проекты, было очевидно, что самобытность Щучина может подчеркнуть только рекреационный объект, “заточенный” под наш необычный ландшафт у озера, при этом – не спорящий с исторической застройкой. Ведь с высоты птичьего полёта костёл с кляштором напоминают согнутую ладонь. Слева от храма святой Терезы, повторяя контур рельефа местности, в 1990 году и было возведено здание Дома культуры в форме … такой же ладони. Это глубоко символично: создаётся впечатление, что две человеческие руки, раскрывшись в сторону озера, гостеприимно приглашают посетить наш город!
А вот ещё пример “культурной революции”. Тогдашнему “Белпромстройбанку”, открывающему своё представительство в Щучине, потребовалось солидное здание. Мы опять же обратились к истории города и предложили реставрировать старинное строение рядом с Домом торговли, где действительно когда-то тоже был банк. Надежды себя оправдали, и одно из красивейших зданий сохранено, а ведь ему грозил снос.
Свободные пространства в центральной части города заполняли новостройками, выполненными в традициях 30-х годов, здания, возведенные в 60-70-х, подвергались ремонту либо реконструкции с тем, чтобы они гармонично отвечали историческому духу центра.
Сегодня мало кто вспоминает, что ширина проезжей части в Щучине была всего лишь семь метров. Добиваясь пространственного развития улицы Советской, реконструировали узкую и небезопасную городскую дорогу, по сути превратили её в современный бульвар с интересной и удобной инфраструктурой. При этом, если помните, пришлось преодолеть такую критику! Мол, и каштановую аллею “проредили”, и сквер уменьшили, но зато ведь его сохранили! И сегодня это – зона культурного отдыха, где у фонтана собираются щучинцы, проходят концерты и другие мероприятия. Словом, очень многое было сделано в те годы.
Быть хозяином на своей земле
– Не понаслышке знаю, что Вы никогда не останавливались на достигнутом, стремились углублять свои профессиональные знания, использовать мировой опыт.
– Ещё на архитектурном факультете студентов учат не только видеть мир по-другому, но и прививают особенный склад мышления. Конечно, чтобы понять, каким я хотел бы видеть Щучин в перспективе, мне понадобилось время, осмысление, изучение как истории города, так и специальной литературы.
А в 2004 году под эгидой Министерства иностранных дел и Министерства архитектуры и строительства небольшая группа белорусских архитекторов, в которую я тоже был включён, направилась в Египет для ознакомления с опытом этой страны, их технологиями строительства и способами привлечения инвестиций. Та поездка очень впечатлила. А по результатам обучающего курса мы получили сертификаты международного образца.
Сложилось так, что и в дальнейшем имел возможность воочию познакомиться с архитектурой Чехии, Германии, Австрии, Венеции, Финляндии, США… Всё это, безусловно, развивает, помогает генерировать новые идеи. Своим опытом, кстати, как-то довелось поделиться с коллегами в журнале “Архитектура и строительство”, где на примере Щучина рассказал, как нам удаётся профессионально выявить и подчеркнуть всё то, что характерно именно для “моего города”, его самобытности.
– Но не только рамками райцентра ограничивалась Ваша работа…
А где еще применял свое творчество и профессианализм Борис Леонидович и как удалось возродить на щучинской площади Свободы башню с часами читайте в печатной версии нашей газеты...
Татьяна СТУПАКЕВИЧ.
Фото Александра КАСПЕРЧУКА.