Без прошлого и будущего нет, или Чему на уроках истории учит своих учеников учитель истории СШ № 2 г. Щучина Мария Липчанская

 

На встречу с учителем истории СШ № 2 г. Щучина Марией Витольдовной Липчанской пришла немного раньше назначенного времени. Педагог любезно пригласила меня в класс. И хоть урок обществоведения уже подходил к концу, ребята-одиннадцатиклассники активно работали. Они изучали семейное право: молодые люди рассуждали на тему семейных отношений, делились своими взглядами, отстаивали свою точку зрения. Это был урок-дискуссия, участие в которой было интересно принять каждому.

 

-- Да, я практикую именно такую форму работы, -- видя мой заинтересованный взгляд, объяснила Мария Витольдовна. – Если объясняю я – это одно, ученик может отвлечься и часть информации просто пропустит. А вот если он сам найдёт ответ на поставленный вопрос – это совсем другое дело, определённые знания у него обязательно отложатся.

 

По стопам любимого педагога

 

Работать в СШ № 2 г. Щучина Мария Витольдовна пришла в 1988 году и вот уже более тридцати лет учит ребят истории и обществоведению.

 

-- Сама я училась в Прудянской восьмилетке, а затем в Новодворской СШ, -- рассказывает учитель. – До сих пор помню, как мне нравились уроки истории, которые проводил для нас Геннадий Иванович Буш. Чувствовалось, с какой любовью он преподаёт свой предмет, у него на уроках всегда было очень интересно. Поэтому после окончания школы я поступила в Гродненский государственный университет им. Я. Купалы, чтобы стать учителем истории.

 

Получив заветный диплом, из предложенных мест работы в Витебске и Орше выбрала Оршу – туда было проще добираться. Но там меня ждало разочарование: моё место уже было занято, и мне предложили поработать пионервожатой. Я отказалась, ведь очень хотелось быть именно учителем. И вернулась в Гродненское областное управление образования. Его начальник выслушал меня и сказал, что надо привезти «открепление», только в этом случае меня направят в другую школу.  Но на это у меня один день. Что было делать? До сих пор удивляюсь, как я, простая деревенская девчонка, на самолёте долетела до Минска и нашла в Министерстве образования всех нужных людей.  В Гродно удалось вернуться уже к концу дня, но успела. И вот первым моим местом работы стала Ошмянская школа. Только там я надолго не задержалась. Вышла замуж за военного, и мы улетели в Германию.

 

Уроки для учителя

 

-- В Беларусь мы вернулись осенью 1987 года, -- продолжает Мария Витольдовна. – У нас с мужем уже была дочь Илона. Моя мама согласна была смотреть внучку, и я решила отправиться в отдел образования, чтобы получить работу. Но на тот момент вакансий не было, а через несколько месяцев в СШ № 2 г. Щучина освободилось место учителя истории. С тех пор я здесь, это мой второй дом.

 

Считаю, что мне очень повезло: я начинала работать с такими мэтрами педагогики, как Александр Иванович Россенник, Мария Ивановна Винчевская, Данута Брониславовна Куц… Я многому у них училась. Никогда не забуду, насколько корректным человеком, Педагогом с большой буквы был и остаётся директор школы Александр Иванович. Он мне преподал много уроков, так ненавязчиво, не обижая, подталкивая меня к тому, чтобы я сама поняла свою ошибку. Однажды, в первые месяцы моей работы, я вела урок в классе напротив кабинета директора. Дети не подготовились к занятиям, и я достаточно громко ругала их за это. В какой-то момент открылась дверь нашего учебного кабинета, и в класс заглянул Александр Иванович. Он спросил о чём-то совершенно отвлечённом. Я в силу своей молодости даже обиделась, почему он позволяет себе прерывать мой урок. Но в первый раз я его не поняла и тон в общении с детьми не сменила. Через некоторое время он снова заглянул в класс, и опять без особой причины. Вот тут-то меня осенило!.. Но ни в тот день, ни позже он даже словом не обмолвился о том, как непедагогично я поступала. Это стало для меня уроком на всю жизнь.

 

И сегодня в нашей школе царит совершенно особая атмосфера поддержки, взаимопонимания, мы здесь все свои, родные.  

 

Факты. Аргументы. Мнения

 

-- Преподавать историю всегда очень интересно, -- размышляет Мария Витольдовна. – История – это в первую очередь факты, это информация о том, что, где и когда происходило. Любое событие ведь уже произошло, хотелось кому-то этого или нет. Но право каждого человека относиться к этому событию по-своему, иметь своё мнение.  У меня тоже всегда есть своё мнение, я его обязательно высказываю на уроках, но никогда его не навязываю, объясняя ребятам, что они могут думать совершенно по-другому. А я привожу им свои аргументы, предлагаю до следующего урока поразмышлять.  Как правило, они соглашаются со мной, но при этом сами приходят к такому решению. На уроках обществоведения мы подробно познакомились с Конституцией нашей страны, говорили об изменениях, которые вносятся в Основной Закон, изучили, что такое референдум. И опять же ребята рассуждали, высказывали своё отношение. И на данный момент они отлично знают, насколько важно каждому гражданину нашей страны обозначить свою позицию, принять участие в этом важном политическим мероприятии.

 

Зубрить? Нет, понимать!

 

-- В этом году, кроме того, что я работаю у выпускников, преподаю историю в седьмом классе и двух восьмых, -- уточняет Мария Витольдовна. – Очень люблю детей и ко всем стараюсь относиться ровно. Конечно, радуюсь, когда мои ученики хотят глубже изучить предмет, с удовольствием принимают участие в олимпиадах.

 

За эти годы работы у меня уже выработалась своя методика преподавания. Очень не люблю, когда тему просто зазубривают. Разве можно зубрить историю? Её понимать надо! Всегда стараюсь подтолкнуть учеников, нацелить их на важные моменты, поставить им вопрос, чтобы они нашли ответ. Мне нравятся их размышления, в ходе которых они стремятся установить истину. Я вижу, что они думают, что они развиваются. Иногда мы вместе с ними решаем, как будем работать на уроке. Посмотрим презентацию по теме «Культура» или заполним таблицу, чтобы материал запомнился лучше? У них всегда есть право выбора. Право высказать своё мнение. На уроках обществоведения ребята работают сидя, им так свободнее общаться, рассуждать. Зачастую мы спорим, пытаемся найти ответ на очень серьёзные вопросы.

 

Оставить свой след

 

Около десяти лет Мария Витольдовна работала заместителем директора по учебной работе в школе.
-- Знаете, теперь мне кажется, что моя любовь к профессии была настолько всепоглощающей, что я очень мало внимания уделяла собственным дочерям, -- рассуждает педагог. – То мероприятия готовила, то помогала направить на правильный путь детей из неблагополучных семей. А свои росли сами по себе. Но к счастью, они стали отличными людьми. Обе мои дочери -- и Илона, и Анна, получили высшее образование. Илона живёт и работает в Щучине, Анна очень любит путешествовать по миру. Даже меня подвигла на интересные поездки. Мы с ней побывали в Швеции, летали в Италию, а уже сама она, с рюкзаком за плечами, объехала, наверное, полмира. Очень люблю своего внука. Он девятиклассник, учится в СШ № 3 г. Щучина.

 

В свободное время охотно читаю. Когда проходили с учениками тему о гражданской войне в США, мне захотелось ещё раз вернуться к «Хижине дяди Тома», чтобы подробнее рассказать ребятам о том периоде истории. И им посоветовала прочитать это произведение. Нравится смотреть фильмы о войне. Недавно со старшеклассниками пересмотрели «Брестскую крепость», «Я – русский солдат», «Жизнь прекрасна», а мои любимые – «В августе 44-го», «Холодное лето 53-го» и «Брестская крепость». Иногда вяжу. А чаще всего, если выдаётся минутка, еду в родительский дом, там я отдыхаю душой. Хожу за грибами -- собирать их меня научил ещё мой папа.

 

Часто думаю о том, что мы живём в совершенно особенное время. И даже если взять конкретный сегодняшний день, у каждого из нас есть возможность, да и даже обязанность, оставить в истории страны свой след, принять участие в её судьбе. Когда ещё такое было? Не надо рассуждать о чём-то высоком и чего-то ждать, а нужно просто пойти и сделать. Для нас, для детей, для внуков. Чтобы даже спустя столетия наши потомки восхищались силой, верой и непоколебимостью своего народа.

 

Анна РУДСКАЯ.
Фото автора.

 

 
Подписывайтесь на нас в Telegram и Viber!