Сообщение об ошибке

Image resize threshold of 10 remote images has been reached. Please use fewer remote images.

Сегодня – День учителя. Нескучные задачи. Именно такими они становятся на уроках у учителя математики гимназии г. Щучина Галины Кахнович

 

– Математика – особенный предмет, хранящий в себе много загадок и тайн, разгадывать которые очень увлекательно и интересно, – уверена Галина Эдвардовна. – Влюбить своих учеников в эту царицу всех наук стараюсь, как только они приходят ко мне в пятый класс. Перед каждым уроком продумываю различные игровые моменты, моделирую проблемные ситуации, чтобы дети сразу погружались в мир задач, примеров, уравнений…

 

Уже более тридцати лет преподаёт математику Галина Эдвардовна. Ещё ученицей средней школы № 2 г. Щучина из всех школьных дисциплин предпочтение она отдавала именно этому предмету.

 

– Отличницей никогда не была, но училась хорошо: в аттестате было всего несколько четвёрок, – вспоминает школьные годы Галина Эдвардовна. А вот математика! Там всегда одни пятёрки. Возможно, такой интерес к предмету возник благодаря учителю Зое Петровне Ничипорович, да и склад ума у меня всегда был больше математический. Может быть, сыграла свою роль и наследственность: отец, не имея никакого образования, до седьмого класса помогал решать мне задачи. Поэтому я не стояла перед выбором, какое получить образование: работать хотела только учителем математики.

 

Учёба в Гродненском государственном университете им. Я. Купалы давалась легко. Поэтому в списке на распределение из 125 выпускников вуза Галина Эдвардовна находилась в десятке лучших. Её первым местом работы согласно предварительному распределению должна была стать школа в Воложинском районе. Но по запросу, который для молодого дипломированного специалиста выдал тогдашний начальник отдела образования Эдмунд Станиславович Дикевич, Галину распределили в Щучинский район, а здесь направили в Великосельскую базовую школу.

 

– Конечно, помню свой первый урок, – говорит Галина Эдвардовна. – В классах было по 5-7 человек. Детки – спокойные, скромные. Не было никакого сравнения с гродненскими школами, в которых проходила практику. Там в классах была большая наполняемость детей. Поэтому страха никакого я не испытывала. А вот что мне больше всего не нравилось: вместе с математикой мне предложили преподавать физику. Сложность состояла ещё и в том, что обучение проводилось на белорусском языке, тяжело было с терминологией. Но задержалась в этой школе я недолго: ушла в декрет и родила старшую дочь. Когда в средней школе № 2 г. Щучина появилось место учителя математики, Галина Эдвардовна оставила шестимесячную малышку на попечение своей мамы и вышла на работу.

 

– Так и работала в этом учреждении образования до тех пор, пока в Щучине не открылась гимназия, – рассказывает моя собеседница. – Тогда её директор Наталья Яновна Лебедь предложила мне работу по совместительству. Когда появилась возможность окончательно перейти в гимназию, я всё-таки осталась в своей школе, поскольку там работал мой муж, учились дети. И только спустя какое-то время всё-таки сменила место работы.

 

За более чем три десятилетия работы в школе у педагога, безусловно, сформировалась своя методика.

 

– Если пятиклашек я стараюсь заинтересовать и больше работаю с ними сама, то старшеклассников привлекаю к самостоятельной работе, – делится своим опытом педагог. – Сейчас веду уроки в 9-11 классах. Я всегда говорю: хотите научиться решать задачи? Решайте их! Считаю, что только то, что добыто своим трудом, может остаться в памяти надолго.

 

Очень нравится мне методика проблемного обучения. Её можно применять на каждом этапе урока. Условие задания составляется так, что создаётся какая-то проблемная ситуация. Изначально детям кажется, что решить её очень просто, но то ли возникает какое-то противоречие, то ли они находят что-то необычное, но ответ не совпадает с предложенным. И они думают, ищут, рассуждают…

 

В старших классах много задач, которые можно решить не одним, а сразу несколькими способами. Говорят, что для развития логики лучше решить одну задачу, но тремя способами, чем три типичные задачи. Используя несколько способов, вырабатывается бесценный опыт, где можно сравнить, что эффективнее и более рационально. Поэтому на решении одним способом мы никогда не останавливаемся, всегда рассматриваем все идеи ребят. Особенно это эффективно в геометрических задачах. Всегда учу: задачу начинайте решать не с того, что надо найти, а с того, что нам известно. То, что известно, необходимо связать с тем, что знаешь, и обязательно придёшь к ответу.

 

 

Галина Эдвардовна щедро делится с коллегами своим педагогическим опытом. Она дважды принимала участие в конкурсе профессионального мастерства “Учитель года”. В 2020 году стала победителем районного этапа и лауреатом первой степени на областном. Никогда не отказывается от проведения открытых уроков как на областном, так и на республиканском уровнях.

 

– Сейчас, когда уже накоплен значительный опыт работы, я провожу мастер-классы в Гродненском институте развития образования, – продолжает Галина Эдвардовна. – Уже на протяжении шести лет делюсь своим опытом с педагогами области. Тема, которую я для себя выбрала, – нестандартные способы решения стандартных математических задач. Мы ищем наиболее быстрые и рациональные способы решения задач. Некоторое время назад я разработала сборник по алгебре в виде тестов для учеников 10 и 11 классов. Он уже напечатан. В настоящее время в печати находится сборник для учеников 9-х классов.

 

В этом году Галина Эдвардовна работает и областным тренером для подготовки к республиканской олимпиаде, которая организована онлайн. В гимназии также есть группа детей, которые, уже начиная с пятого класса, готовятся к олимпиаде по математике.

 

– Конечно, мечта любого учителя – чтобы его ученики стали победителями республиканской олимпиады, – говорит педагог. – И в гимназии мы над этим работаем. Вместе с тем активно занимаемся с учениками исследовательской работой. Со старшеклассниками в основном делаем упор на создание связи математики с информатикой. Например, в одной из работ для решения математических головоломок ребята создавали соответствующую программу. В прошлом году при написании уже другой работы использовали метод раскрасок, который применим к решению очень многих олимпиадных нестандартных задач, но не используется в школьной программе. Есть задачи, в решении которых сложно найти рациональный путь, а этот метод помогает всё видеть наглядно и быстро найти правильное решение. Так вот ребята создали определённую программу для применения метода раскраски. В прошлом году с этой работой они заняли второе место на международной конференции, стали победителями на конференции “От альфы к омеге”.

 

Заслужить любовь своих учеников, добиться успехов в работе можно только в том случае, если ты действительно любишь свою профессию и без остатка отдаёшься любимому делу.

 

– Не раз задумывалась, чем я могла бы ещё заниматься в жизни, – рассуждает Галина Эдвардовна. – И всегда прихожу к одному ответу: вижу себя только учителем. Я очень люблю свою работу. Каждый день вместе с детьми мы открываем что-то новое, находимся в постоянном поиске. Ведь учитель – это не тот, кто только учит, но и учится сам. Постоянно занимаюсь самообразованием. Если нахожу что-то интересное, первое желание – изучить всё более глубоко и обязательно рассказать об этом ученикам. Я достаточно строгий и требовательный учитель, но всегда помню о том, что дети должны чувствовать доброту, с желанием идти на мои уроки. Для меня идеальный ученик это тот, кто постоянно ищет что-то вместе со мной, у которого всегда возникают новые идеи и существует масса вопросов, кто работает вместе со мной в паре…

 

Самое большое счастье в жизни успешного педагога – её семья: муж Олег, дочери Ольга и Алёна и их семьи. Ольга – техник-программист, работает в Щучинском РУП ЖКХ, Алёна – экономист на Щучинской птицефабрике. Внуки Галины Эдвардовны – Алексей и Виктория – учатся в гимназии. А муж долгое время преподавал технический труд в средней школе № 2 г. Щучина, а теперь работает в частной фирме и занимается своим любимым делом – деревообработкой.

 

– Я очень рада, что когда-то сделала правильный выбор, – говорит Галина Эдвардовна. – Ведь каждый день идти на работу с удовольствием – это дорогого стоит. В гимназии меня ждут мои любимые ученики, и я счастлива ещё и от того, что у меня есть возможность постоянно общаться с ними, открывать для них сложный математический мир и вместе с ними постоянно находиться в поиске нового и интересного.

 

Анна РУДСКАЯ.
Фото автора.


 

Щучинский райисполком и президиум районного Совета депутатов сердечно поздравляют педагогов и ветеранов педагогического труда с профессиональным праздником – Днём учителя.
Спасибо за щедрость ваших сердец, безграничное терпение и понимание, преданность делу и любовь к своим ученикам.
Крепкого здоровья вам, семейного благополучия, высоких профессиональных достижений, талантливых и благодарных учеников.

 

Уважаемые педагоги, ветераны педагогического труда!
Сердечно поздравляем вас с Днем учителя!

Ваша профессия одна из самых почетных и гуманных.
В жизни каждого человека есть свой Учитель – тот, кто повлиял на выбор жизненного пути и дал прочные знания, навсегда остался в сердце как образец нравственности, интеллигентности, стал настоящим другом и мудрым наставником.
Во все времена вы находитесь в центре общественной жизни, являетесь хранителями знаний, культуры и высших духовных ценностей. Ваши профессионализм, мудрость, чуткость и терпение поистине бесценны.
Примите слова искренней благодарности за то, что вы умеете сочетать верность традициям отечественной педагогики и стремление к инновациям. Низкий поклон за вашу благородную деятельность!
От всей души поздравляем вас с праздником! Желаем неизменной радости в работе, новых педагогических свершений, крепкого здоровья, благополучия!
Отдел образования, районная организация профсоюза работников образования и науки.

 
Подписывайтесь на нас в Telegram и Viber!