Сёння калектыў “Дзянніцы” развітваецца са старэйшым фотакарэспандэнтам нашай раёнкі, членам Саюза журналістаў Беларусі Сцяпанам Яхімчыкам

 

На працягу 40 год ён нястомна “спыняў” самыя значныя імгненні з жыцця нашага раёна, упісаўшы сваімі ўнікальнымі чорна-белымі кадрамі важкі радок і ў летапіс Шчучыншчыны, і ў гісторыю рэгіянальнай журналістыкі. Сцяпан Вацлававіч Яхімчык, пачынаючы з 1966 года і да пачатку новага стагоддзя, быў нязменным фотакарэспандэнтам газеты “Савецкая вёска”, а потым яе пераемніцы “Дзянніцы”. На гэтым тыдні, а дакладней 25 ліпеня, у рэдакцыю прыйшла трагічная вестка: не стала нашага таварыша і калегі, перастала біцца сэрца таленавітага, творчага чалавека.

 

Між тым, нішто не прадказвала бяды. Сёлета Сцяпан Вацлававіч адзначыў свой 80-гадовы юбілей, памяняў месца жыхарства, пераехаўшы са Шчучына бліжэй да дзяцей – у абласны цэнтр. Але ніколі ён не парываў сувязяў з роднай рэдакцыяй. І нам, яго калегам, заўжды здаваўся такім маладым, энергічным, вясёлым – са сваім цікавым светапоглядам, іскрамётным гумарам, глыбінёй думкі, мудрай парадай, уменнем шчыра суперажываць... З ім было прыемна гутарыць, абмяркоўваць прафесійныя тэмы, узгадваць гістарычнае мінулае горада і лёсы людзей – герояў ранейшых газетных публікацый.

 

Цэлая плеяда шчучынскіх журналістаў удзячна гэтаму чалавеку як настаўніку ў прафесіі. Са Сцяпанам Яхімчыкам некаторым з нас мо з сотню разоў давялося скалясіць раён уздоўж і ўпоперак, натхнёна працаваць над сумеснымі творчымі праектамі, асвятляць будні і святы нашых землякоў. Здавалася, ён ведае ўсіх, і ўсе ведаюць яго! Ведаюць і паважаюць. За прафесіяналізм, любоў да сваёй справы, за чулае сэрца…

 

Як жа не верыцца, што няма болей з намі гэтага жыццелюбівага, светлага чалавека з заўсёднай добразычлівай усмешкай на вуснах, які быў добрым таварышам, выдатным сем’янінам. Сцяпан Вацлававіч пакінуў пасля сябе адметны след на зямлі. І не толькі дзякуючы сваёй рэпарцёрскай працы. Ён выхаваў цудоўных сыноў. Яго лепшыя чалавечыя вартасці абавязкова будуць жыць ва ўнуках, а потым і іхніх унуках – у гэтым сіла і мудрасць жыцця…

 

Калектыў газеты “Дзянніца” глыбока смуткуе з нагоды смерці таварыша па працы і выказвае глыбокае і шчырае спачуванне сям’і Сцяпана Вацлававіча Яхімчыка. Светлая памяць будзе жыць у нашых сэрцах.

 

(Прапануем вам апошняе інтэрв’ю з нашым калегам, апублікаванае на старонках “Дзянніцы” ў рамках праекта “Какие наши годы!” 13 верасня 2017 года)


 

Чёрно-белые кадры Степана Яхимчика

Степана Вацлавовича Яхимчика, который как никто долго проработал в нашей районной газете, придя на должность фотокорреспондента ещё в далёком 1966 году, знают почти все жители Щучинщины. Кого-то он фотографировал для газеты как славного труженика, у кого-то снимал свадьбу для первого семейного альбома. Это теперь все на “ты” и с фотоаппаратом-цифрой, и со “снимающими” гаджетами. Селфи – так вообще “всенародное хобби”! А вот когда-то…

 

“Как я стал фотокорреспондентом”

– Человека с фотоаппаратом, тем более корреспондента, в те годы воспринимали почти как небожителя, хотя увлечение фотоделом было весьма распространенным. Кстати, я сам как фотограф вырос из любительского кружка, который в Щучинском Доме пионеров вёл увлеченный человек Михаил Иванович Серко, – рассказывает С.В. Яхимчик. – Это стремление “поймать” интересный кадр ещё больше усилилось, когда служил в армии. Вернувшись на гражданку, сразу же устроился работать на завод “Автопровод”. А в первый свой отпуск (стояла поздняя осень 1966 года) купил в Универмаге на отпускные (аж за 50 рублей!) шикарный немецкий костюм-тройку, принарядился и отправился в редакцию, где, как мне подсказали, требовался фотокорреспондент.

 

Тогдашний редактор Абрам Данилович Змудяк, ценивший элегантность во всех её проявлениях, доброжелательно встретил молодого человека, но с конкретным предложением не спешил: “Поснимай-ка для нас, Степан, как внештатник на протяжении месяца. Фотографируй всё, что тебе кажется интересным, да приноси в редакцию. По результатам и примем окончательное решение.”

 

– Я сразу же взялся за дело, благо имел свой фотоаппарат “Зоркий 4С”. А в центре Щучина развернулись в тот год нешуточные работы: начинали строить почту, рыли котлованы под фундамент, вывозили грунт. Фоторепортаж сам шёл в руки! Панорамные снимки получились, что надо! С ними было совсем не стыдно заявиться к работодателям, – с улыбкой вспоминает мой собеседник. – Но отвешивать комплименты в редакции не спешили. “Для первого раза сойдёт, – сдержанно проронил ответственный секретарь Николай Сосновский, который и сам был не новичок в фотоделе и пояснил. – Понимаешь, снимок для газеты с помощью электронно-гравировального аппарата переводится на металлическое клише, а по сему годится исключительно крупный план, иначе читатель ничего на пестрой картинке не разберёт”.

 

…Конечно же, Степана Яхимчика зачислили в штат, и щучинскую октябрьскую демонстрацию 1966 года он снимал уже как фотокорреспондент газеты “Савецкая вёска”.

 

– Вообще ответственных заданий было много. Выходных я практически не знал. Город и район, как и теперь, жили насыщенной жизнью, проводилось множество мероприятий, которые мы оперативно освещали. Пишущих журналистов было человек шесть, а фотографировал я один, – окунается в атмосферу того времени мой коллега. – Особенно запомнились праздники труда и песни, которые летом проводились на Немане. Съезжались на фестиваль лучшие творческие коллективы, народные хоры, чествовали передовиков, организовывали массовые гуляния. Это было очень интересной традицией. А мы, газетчики, ночь не спали, но в ближайшем номере выходил большой и хорошо иллюстрированный материал о фестивале.

 

 

Очень много именитых людей приехало на Щучинщину и к 100-летию нашей знаменитой Тётки – Алоизы Пашкевич. Эпицентр праздника был на малой родине поэтессы – в Старом Дворе. Белорусские писатели во главе с Иваном Шамякиным, всенародно любимые артисты, публицисты, общественные деятели, жители и гости района из числа обычных людей: ни пройти, ни пробиться было к могиле Тётки, где проходил митинг. А мне ведь бесценные кадры для газеты добыть нужно! – явно волнуется, вновь переживая те события, рассказчик. – И тут два здоровенных мужика предлагают подставить свои плечи, чтобы я … взобрался на них! Как не воспользоваться таким шансом? С высоты богатырского роста моих новых приятелей я сделал классные снимки. А фотокорреспондент БЕЛТА Аркадий Переход, который стоял на противоположном конце людского моря, щёлкнул меня самого, работающего в этом экстриме, а потом подарил мне фотографию. Жаль, что она не сохранилась, но в памяти осталась…

 

“Как меня снимали с трибуны”

– Не менее ответственно было освещать всякого рода всесоюзные и республиканские семинары, визиты, как теперь бы сказали, вип-персон. Особенно запомнился такой форум на базе совхоза “Новодворский”, куда съехались обменяться опытом управленцы сельскохозяйственной сферы со всей республики. В передовом по тем временам хозяйстве тогда только ввели современный животноводческий комплекс, а в самом посёлке активно развивали социальную инфраструктуру. Практически это был прообраз наших сегодняшних агрогородков.

 

И вот нас, аккредитованных фотокорреспондентов, собрали в обкоме партии, провели инструктаж. Требовалось на форуме работать так, чтобы быть практически “незаметными”, но при этом съёмку делать живую и интересную. Трое суток я бок о бок с лучшими фотокорреспондентами области стремился достойно справиться с поставленной задачей. Днём активно снимали, а ночью … проявляли плёнки и печатали снимки. Это был настоящий экзамен на профессионализм, который мы выдержали с честью. Гости уезжали и с багажом новых знаний, и с добрыми впечатлениями о гостеприимной щучинской земле, и с интересными фотоальбомами на память.

 

 

– А ещё был случай, – вспоминает Степан Вацлавович Яхимчик, – когда в городском Доме офицеров проходила встреча с председателем Совета Министров БССР Александром Никифоровичем Аксёновым. Я настолько увлёкся съёмкой, что по боковым ступенькам подобрался к самой трибуне, автоматически направил свет настольной лампы так, как это было нужно мне, фотографу, а не читающему заготовленный текст оратору, сделал портретный снимок и… Слышу, как меня кто-то сзади похлопывает по плечу.

 

Оборачиваюсь – стоят двое: начальник милиции и глава областного КГБ. Тут-то я понял, что профессиональный порыв, возможно, оценят в редакции, но не в органах. Пришлось объясняться, что всё делалось ради качественного портретного снимка политика и, в конечном счёте, ради общего дела. К счастью, меня поняли. Родная газета была обеспечена хорошим фото, а А.Н. Аксёнов (видимо, после выхода номера ему тоже предоставили нашу районку) остался довольным публикацией и попросил … то самое фото на память. Так что ещё раз довелось печатать портрет – уже лично для Александра Никифоровича, главы белорусского правительства.

 

Высший пилотаж

– Встречи с какими героями оставили неизгладимый след в памяти? – спрашиваю у Степана Вацлавовича.

 

– Таких людей было немало. Взять, к примеру, участников агитперелёта. В сентябре 1980-го самолёт с известными людьми приземлился прямо на щучинском аэродроме, а далее – встречи в трудовых коллективах. Все гости – люди с именем, харизматичные. Это и белорусский писатель Владимир Липский, и многочисленные общественные деятели, и человек-легенда Николай Тараненко, о котором хочется рассказать отдельно. Штангист-тяжелоатлет, он установил 19 мировых рекордов! А после того, как поднял штангу весом 266 кг, его имя было занесено в Книгу рекордов Гиннеса. Кстати, до сих пор подобное повторить не удалось никому. И вот этот белорусский богатырь (родом он из посёлка Малорита) запросто общался со щучинцами, отвечал на интересующие вопросы, фотографировался. Потрясающе простой и открытый человек, добрый, как все по-настоящему сильные люди!

 

Особый след в душе оставил дважды Герой Советского Союза Павел Яковлевич Головачёв. Его портрет, однажды “уловленный” в неформальной обстановке в зачепичской партизанской землянке-музее, получился очень трогательным и был признан одним из лучших портретных фото, а затем и отобран на престижную республиканскую выставку. Кстати, также, как и фотосюжет с танцующей девушкой в синем берете на фоне цветущей алычи. Она вела кружок хореографии в ГДО, и мне удалось поймать её буквально парящей в воздухе. За эти фотоработы я был награждён дипломом и ценнейшими для фотографа подарками – двумя сменными объективами для фотоаппарата и репортёрской сумкой. Всё это было в страшнейшем дефиците, как, впрочем, и качественная, чувствительная плёнка, которую дозировано выдавали “районщикам” в редакции областной газеты “Гродзенская праўда”.

 

Ездить туда я очень любил. Ведь в лаборатории фотокорреспондента Яши Кравченко можно было встретить потрясающих людей. Например, Василя Быкова! Разговоры шли “за жизнь”: о любимой профессии и не только. Ведь снимать хотелось “непричёсанную правду”, а нас зачастую заталкивали в рамки, навязывали трафареты. Если, к примеру, фотографируешь доярку, то непременно в белом халатике. Ну и так далее…

 

Кого ещё довелось снимать для газеты? Владимира Мулявина и будущих “Песняров” в то время, когда они ещё были “Лявонамі”, первый состав “Верасоў”, “молодого да пышноволосого” Александра Солодуху, обаятельную Лику Ялинскую…

 

Кажется, все эти и другие знаковые встречи были только вчера. Я благодарен нашему знаменитому хирургу Ивану Рафаиловичу Луневичу, что он разрешил снимать реальную операцию вживую, вести фоторепортаж прямо из операционной. А Людмила Станиславовна Бут-Гусаим, понимая, как важно газете иметь уникальные кадры, когда-то позволила вести съёмку рождения человека. Всё это – уже история, но история наша – нашего города, района, нашей малой родины.

 

Хочешь быть профессионалом, всегда учись

– Яркой страницей в профессиональной жизни было участие в 10-дневном Всесоюзном семинаре фотокорреспондентов в Риге. Со всего огромного СССР было приглашено порядка сотни человек, но растяжка с приветствием, адресованная именно нам, встречала уже на Рижском вокзале. Нас из Белоруссии прибыло пятеро: супруги Ананьины – фотокорреспонденты БЕЛТА, репортёр из “Вечернего Минска” и мы с Чеславом Горбачем – из районных газет Гродненщины. С первых занятий поняли, как нам повезло, какие мастер-классы преподали лучшие фотомастера страны! Ежедневно мы выезжали на пленэры, а отснятый материал потом разбирали по кадрикам, по косточкам: обсуждали, спорили до хрипоты, и так рождалась наша репортёрская истина.

 

 

Буквально душу рвали кадры, снятые в мемориальном комплексе на территории бывшего фашистского лагеря смерти “Саласпилс”. Участие в этом семинаре, общение с лучшими фотокорами страны очень много мне дало для дальнейшего творческого роста, вдохновения, свежего взгляда на окружающий мир. Уверен, настоящий профессионал никогда не будет останавливаться на достигнутом, считать, что он уже всё знает и всё умеет. Постоянно учиться, расти, заимствовать опыт других – это кредо было и есть у очень многих героев наших газетных страниц. Поэтому они и лучшие.

 

– Степан Вацлавович, а что бы Вы сегодня пошли снимать в нашем городе, взяв в руки фотоаппарат? – интересуюсь у своего старшего коллеги.

 

– Расценивай, как хочешь, но я считаю настоящим искусством только черно-белую плёночную съёмку, поэтому себя с современным цифровым фотоаппаратом просто не представляю. Не могу изменять прошлому – старому, доброму редакционному “Зениту”, – смеётся Степан Вацлавович. – Но тем не менее на сегодняшнее фото так и просятся наши прекрасные городские и производственные пейзажи – дворец, центральная площадь, корпуса маслосырзавода и ООО “Праймилк”. А всмотритесь внимательно в лица наших щучинцев! Сколько мудрости в лучистых морщинках стариков, сколько дерзновенности в улыбках молодёжи, мечтательности – во взглядах красавиц, стремительности и деловитости в походке спешащих на трудовую вахту! Это наш город – самый прекрасный на земле, потому что его историю вершим мы с вами, потому что мы и есть частичка этой истории.

 

Татьяна СТУПАКЕВИЧ.
Фото Анны ВИЛЕНЦЕВИЧ и из архива С.В. Яхимчика.

 
Подписывайтесь на нас в Telegram и Viber!