Зарядить телефон в походе? Легко! Узнайте, как с этим могут справиться гимназисты

 

Гимназисты вместе со своими педагогами находятся в постоянном поиске новых идей и стараются воплотить их в жизнь. Вот и недавно заместитель директора по учебной работе, учитель физики Светлана Тёмная-Щенёва вместе с учеником 10 “Б” класса Дмитрием Хрибтовичем создали уникальный прибор – портативное устройство для зарядки мобильного телефона, которым можно пользоваться в походных условиях.

 

 

– Эта идея зародилась, когда в прошлом году на базе гимназии открылась районная школа исследователей, – рассказывает Светлана Александровна. – Нам предстояло выбрать тему для своей работы. Изучили информацию в интернете, соответствующую литературу и решили собрать прибор, который позволял бы нам экономить электрическую энергию. В чём суть такого прибора? Изначально от тепла батареи отопления мы хотели получить энергию, которая преобразовывалась бы в электрическую. Это позволило бы нам собрать светильник, работающий от энергии тепла, когда происходит трансформация тепла радиаторов в электрическую энергию. Мы собрали этот прибор, но, к сожалению, разница температур оказалась недостаточной для того, чтобы получить напряжение необходимой величины для работы светильника.
Тогда появилась мысль немного изменить направление нашей деятельности и сделать зарядное устройство, которое можно было бы использовать, например, в походе, когда нет возможности воспользоваться розеткой. Сначала проводили все свои эксперименты для светильника, который бы работал от термогенератора, а потом опробировали на зарядном устройстве.

 

Уникальная зарядная установка работает от модулей Пельтье. Особенность модуля в том, что он имеет две стороны, одна называется холодной, другая – горячей. Одну мы максимально нагреваем – используем для этого свечи, другую максимально охлаждаем – сверху ставим холодную воду, и при определённой разнице температур возникает нужное напряжение. С помощью преобразователя напряжения получаем на выходе нужные пять вольт. Этого напряжения хватает, чтобы заряжать телефон. Но есть один недостаток, над устранением которого ещё нужно поработать. Это достаточно длительное время зарядки – около четырёх-пяти часов.

 

Работу над устройством Дмитрий начал ещё в прошлом году, а помогал ему проводить техническую сборку прибора одноклассник Александр Бражалович.
– Мне очень нравится изучать физику, – говорит Дмитрий. – И в будущем этот предмет мне пригодится, поскольку планирую получить профессию инженера. Очень интересно создавать различные устройства. Участвую в олимпиадном движении по физике, и в следующем году приложу все усилия, чтобы попасть на областной этап республиканской олимпиады.

 

 – Сегодня мы уже строим новые планы, – говорит Светлана Александровна. – Мы займёмся созданием ультразвуковой пушки, которая будет использоваться для того, чтобы не допустить образования наледей на крышах.

 

Уникальные исследования гимназистов и учителей проводятся в рамках деятельности научного общества “Орион”, которое было создано в гимназии практически со дня её открытия.
– У нашего общества есть свой состав, положение и план работы, – рассказывает заместитель директора по учебно-методической работе гимназии г. Щучина Ольга Гудень. – Мини-секции для защиты исследований формируем в зависимости от тем исследовательских работ, над которыми на определённом этапе работают учителя и гимназисты.

 

Работы ребят участвуют в районной научно-практической конференции “Открытие”, и в последние годы они практически все занимают призовые места. Чтобы достойно представить гимназию на областном уровне, обращаются за помощью к научным консультантам, например, из Гродненского государственного университета им. Я. Купалы. Сотрудничают и с разными организациями. В данный момент учитель биологии Валентина Ивановна Шейгеревич вместе со своими учениками работают над исследованием совместно с Гродненским зональным институтом растениеводства и занимаются изучением картофеля.

 

Конечно, даже приблизительно сосчитать количество работ, оказавшихся за эти годы в копилке гимназистов, очень сложно. Но всего за 2020-2021 годы ребята завоевали около 20 дипломов в научно-практических конференциях разного уровня, а тезисы трех исследовательских работ опубликованы в электронном сборнике материалов конференции для школьников “Первый шаг в науку”, которая прошла в Белорусском государственном технологическом университете в апреле 2021 года.

 

Анна РУДСКАЯ.
Фото автора.

 
Подписывайтесь на нас в Telegram и Viber!