Стеклянные космонавты, картонные лебеди и крокодил из папье-маше — чем украшали советские хвои

 

Около 70 изящных фигурок стали частью выставки «Новогодние игрушки, свечи и хлопушки…», которая открылась в центральной части дворца Румянцевых и Паскевичей в Гомеле. Все экспонаты в дар музею передали коллекционеры и местные жители. Каждый из них — маленькая новогодняя иллюстрация к жизни большой страны.

 

 

От пряников до картона

 

Здесь есть все — довоенное папье-маше, елочка из ГДР, точная ручная роспись 1980-х годов. Все эти вещицы когда-то украшали дома гомельчан, а иные полувековые красавцы до сих пор бережно сберегаются на антресолях. Я интересуюсь у младшего научного сотрудника научно-фондового отдела дворца Анастасии Цедрик:

 

— А не удалось ли сохранить дореволюционные гомельские украшения?
 

Специалист разводит руками:
 

Рупором времени, архивариусом и отражением истории новогодние игрушки можно называть смело.

 

— Нет, да и таким разнообразием украшения той эпохи не отличались. Стеклянные игрушки тогда были редкостью, в основном это были бусы, которыми увешивали ели. А подавляющее большинство украшений — позолоченные орешки, конфеты, пряники, свечи, все то, что можно было найти дома.
 

Новая страна — новые правила. На какое-то время рождественско-новогодние традиции вообще были под запретом. Новый год в 1920-е отмечался торжественными заседаниями с докладами о классовой борьбе, после которых следовала небольшая развлекательная программа.
 

Но праздник реабилитировали во второй половине 1930-х. Именно тогда суперзвездами Нового года стали Дедушка Мороз и его внучка Снегурочка. Карнавальные вечера потребовали масок, а первые редкие елочки — нарядов повеселее. Конечно, Вифлеемские звезды заменили красными пятиконечными, а вместо ангелов появились фигурки пионеров и полярников. В 1937 году в Москве даже выпустили небольшую серию игрушек с портретами Ленина и Сталина, но от идеи видеть их висящими на елке быстро отказались.
 

Стеклянные шары уже начинали выпускать, но небольшими партиями, и стоили они очень дорого. Тогда настал звездный час картона, папье-маше и бумаги. Может, эти материалы использовались и не от богатой жизни, но подарили советским гражданам настоящие произведения искусства, а современным музеям — исторические ценности.

 

 

Снежинки с лицами

 

Изучение выставки Анастасия Цедрик предлагает начать с изюминки коллекции:

 

 — Это игрушки 1939—1941 годов, они появились перед Великой Отечественной войной, в последние мирные дни. Выполнены из папье-маше, такое сейчас редко встретишь. 
 

Немного нескладные зайцы и лисы будто сошли со страниц сказок. Довольно популярные в то время персонажи. У сидящей рядом лягушки в лапках, судя по всему, раньше был музыкальный инструмент, но, к сожалению, до наших дней он не сохранился. Есть даже непривычный для местных широт суровый крокодил с распахнутой пастью. Учитывая, что вдохновение создатели новогоднего волшебства зачастую черпали в литературе, то суровый аллигатор вполне может быть персонажем Чуковского, тем самым, который коварно проглотил солнце. 
 

 

Мое внимание привлекают фигурки двух девочек. Папье-маше удивительно точно передает младенческую пухлость светлых ножек, а вот личики неожиданно оказываются темно-коричневыми.

 

— Вряд ли это экзотические африканские персонажи, — видя мое недоумение, смеется Анастасия. — Так изменился со временем материал, из которого делали лица. Кстати, я изучила сайты аукционов, такие фигурки сейчас в большой цене у коллекционеров.
 

 

 

Использовались любые доступные материалы. Кстати, Народный комиссариат просвещения выпустил пособие с рекомендациями на тему, как смастерить самодельные игрушки, куда правильно их повесить и как соблюсти технику противопожарной безопасности при использовании свечей.
 

Дух времени — плоские картонные игрушки со штампованной алюминиевой бумагой и необычные звезды с детскими лицами. По мнению некоторых исследователей, последнее — не очень радостный атрибут: снежинка падает на землю и тает, а «обличенная» — символизирует и скоротечность человеческой жизни. Так или иначе, но работу по созданию необычного украшения мастер провел кропотливую. Если присмотреться, видно, что детское личико покрыто материей, а черты аккуратно прорисованы.

 

Ты просто космос!

 

Какое-то время стране было не до праздников, хотя, по некоторым источникам, первая партия советских новогодних открыток была выпущена еще к 1942 году для поднятия боевого духа. Небольшую коллекцию карточек собрали и на выставке во дворце Румянцевых и Паскевичей. Анастасия отмечает:

— Что интересно, в 1960-х на некоторых открытках Деда Мороза начали рисовать летящим не на санях, а на ракете.

Рупором времени, архивариусом и отражением истории новогодние игрушки можно называть смело. Если вокруг происходило что-то масштабное, то оно тут же появлялось на елке. Стеклянные предметы быта (чайники, самовары, лампы), которые начали выпускаться в первые мирные годы, уступили первую строчку по популярности знаменитым часам со стрелками, установленными за пять минут до полуночи. В 1956 году как раз вышла «Карнавальная ночь». А дальше все затмило покорение космоса.

 

Фигурки космонавтов становились все достовернее и ярче, на шлемах фабриканты гордо прописывали буквы СССР. И даже кремлевские звезды на макушках елок оказались покорены новыми верхушками — пиками, которые символизировали взлетающую ракету. На выставочной елочке установлена как раз такая, причем с несколькими круглыми деталями — не то спутниками, не то данью уважения многоступенчатым летательным аппаратам.

Хрущевские времена и аграрные преобразования тут же рассыпали по ветвям стеклянные кукурузки, изредка перемежающиеся капустой и огурчиками. Производство становилось все более технологичным, а изделия — максимально детализированными. На ветках появлялись изящные шишки, сосульки, ведомые и неведомые морские обитатели. В 1970-х преобладающей темой были советские мультфильмы — от Карлсона до Винни-Пуха. Потом — заснеженные деревенские домики. Выпускавшиеся в 1970—1980-х годах стеклянные шары и сейчас остаются произведением искусства, считает Анастасия:

 

— Не поблекли ни цвета, ни рисунки. Расписывали их вручную, поэтому даже в одной коробке вы не найдете шаров с одинаковыми узорами. Кстати, на выставке мы уложили шары не в простую коробку. Когда-то в таких продавались конфеты гомельской фабрики «Спартак», так что это тоже раритет.
 

 

Изящные фарфоровые фигурки отлично вписались в композицию зимнего дня.

Настольные металлические елки, привезенные из ГДР, украшались свечами. Тепло от пламени заставляло крутиться верхушку, отчего елка совершенно по-особенному звенела. Один из стендов выставки — россыпь изящных фарфоровых фигурок — лыжников и фигуристок, отлично вписавшихся в композицию зимнего дня. И будто чувствуешь, как катающихся ребят щиплет за румяные щечки декабрьский мороз, а сквозь время доносится отголосок новогоднего волшебства.

 

СБ

 
Подписывайтесь на нас в Telegram и Viber!