Сообщение об ошибке

Image resize threshold of 10 remote images has been reached. Please use fewer remote images.

Откуда на самом деле очереди на границе? Рассказывает глава Государственного таможенного комитета

 

Ситуация с пересечением границы Беларуси со странами Евросоюза для перевозчиков порой становится критической. Водители-дальнобойщики простаивают в многокилометровых очередях перед пунктами пропуска на границе, где в пиковые моменты количество фур исчисляется тысячами. В таких пробках приходится проводить по несколько суток, что приводит к существенным нагрузкам на водителей фур, а также финансовым убыткам грузоперевозчиков и организаций. О сложной ситуации на границе и принимаемых мерах по решению проблемы в интервью корреспонденту БЕЛТА рассказал председатель Государственного таможенного комитета Владимир Орловский.

 

- Владимир Николаевич, в последние месяцы практически каждый день поступает информация о скоплении грузовиков на границе Беларуси с ЕС. При этом очереди становятся все длиннее, а количество простаивающих фур уже исчисляется тысячами. В чем, на ваш взгляд, причина такой ситуации?

 

- Сегодня выезда из Республики Беларусь ожидает порядка 5 тыс. грузовых автомобилей, отсутствуют очереди только на украинском направлении.

Основная причина их возникновения - закрытие 3 из 5 пунктов пропуска на участке границы с Европейским союзом, через которые могут следовать грузовые автомобили.

 

Так, польская сторона с апреля 2020 года инициативно закрыла пункты пропуска "Словатыче" (с белорусской стороны - "Домачево") и "Половцы" (с белорусской стороны - "Песчатка"), ссылаясь на пандемию COVID-19.

 

Закрытие в ноябре 2021 года пункта пропуска "Кузница Белостокская" (сопредельный с белорусским - "Брузги", второй по пропускной способности в стране - 1,5 тыс. грузовых автомобилей в сутки в обоих направлениях) польская сторона обосновывает "миграционным кризисом".

 

В этой связи 2 оставшихся пункта пропуска ("Козловичи" и "Берестовица") не могут обеспечить оперативный проезд имеющегося потока транспортных средств, следующих через белорусско-польский участок границы.

 

Но мы готовы оформлять в них больше транспортных средств, даже на 15-20%. Однако польская сторона не обеспечивает прием и подачу грузовых транспортных средств даже в соответствии с нашим двусторонним соглашением.

 

- Какие меры в данной ситуации предпринимает белорусская сторона?

 

- ГТК трижды за последние три месяца обращался к руководителю Национальной администрации доходов Министерства финансов Республики Польша с предложением об увеличении количества оформляемых польской таможенной службой транспортных средств, а также об открытии движения для грузовых транспортных средств через пункты пропуска "Половцы-Песчатка" и "Словатыче-Домачево".

 

Однако соответствующих решений польской стороной на предложения ГТК принято не было, количество подаваемых и принимаемых транспортных средств не изменилось, а в отдельные дни стало меньше. К примеру, 20 и 21 февраля от пропускной способности польских пунктов пропуска проследовало только порядка 60% грузовых автомобилей.

 

Проведенные с участием представителей белорусского МИД консультации с польской стороной по обеспечению надлежащего приема и подачи транспортных средств также не имели успеха.

 

Особенно непонятно, почему после фактически прекращения потока физических лиц через границу в связи с пандемией коронавируса не направить сотрудников для оформления грузовых транспортных средств и благодаря этому не просто выполнять нормы по пропуску транспортных средств, но и оформлять больше.

 

- Скопление грузовиков наблюдается и на границе с Литвой и Латвией. Есть ли взаимодействие с нашими соседями в решении проблемы?

 

- На литовском направлении также сложилась критическая ситуация с очередями. Одна из основных причин - проводимая литовской стороной реконструкция пункта пропуска "Мядининкай" (с белорусской стороны - "Каменный Лог"), в связи с чем его пропускная способность снизилась более чем в 2 раза. Если до реконструкции литовская сторона принимала порядка 500 автомобилей в сутки, то после начала реконструкции - порядка 300, а в настоящее время и вовсе не более 200.

 

Мы в отличие от наших коллег пытаемся минимизировать влияние проводимой реконструкции на пропускную способность пунктов пропуска на литовском направлении. Именно по инициативе белорусской стороны с апреля 2021 года была организована возможность пересечения таможенной границы ЕАЭС порожними грузовыми автомобилями через пункт пропуска "Видзы". Порядка 150 таких автомобилей сейчас оформляется в данном пункте пропуска в сутки, что позволяет им не ожидать в очередях.

 

Ситуацию с очередями усугубило проводимое с 7 по 16 февраля 2022 года обновление таможенных систем литовской стороной, в ходе которого литовская таможня проводила оформление грузов без использования информационных систем, в ручном режиме.

 

Кроме этого периодически имеют место и другие сбои в работе программных продуктов контрольных служб Литовской Республики (с начала текущего года произошло уже 17 таких случаев), в результате которых оформление товаров полностью не осуществлялось, либо происходило крайне медленно.

 

Как результат, литовская сторона не выполняет подписанные договоренности между нами по количеству пропускаемых транспортных средств. В январе-феврале от пропускной способности литовских пунктов пропуска следовало в среднем от 37% до 85% грузовых автомобилей.

 

На наши официальные и неофициальные обращения мы получаем лишь формальные ответы.

 

Как сообщил Таможенный департамент Министерства финансов Литовской Республики:

 

"Таможенный департамент при министерстве финансов Литовской Республики информирует, что в связи с миграционным кризисом Литовская Республика объявила чрезвычайную ситуацию на границе с Республикой Беларусь. В связи с этим в пунктах пропуска на литовско-белорусской границе введены чрезвычайные меры по выявлению нарушений миграционного режима, проверяются все грузовые транспортные средства на предмет выявления скрытых нарушителей государственной границы.

 

Увеличилась нагрузка на литовско-белорусскую границу и из-за мер, принятых Польшей в связи с той же самой миграционной проблемой, закрытие польской стороной пунктов пропусков на польско-белорусской границе.

 

На ряду с тем введены ограничения из-за объявленной правительством Литовской Республики экстремальной ситуации в связи со вспышкой коронавируса.

 

Проблему усугубляет реконструкция пункта пограничного контроля Мядининкай, из-за которой произошло перераспределение грузовых потоков через литовско-белорусскую границу."

 

ГТК направил приглашение руководителю таможенной службы Литвы о встрече в любом пункте пропуска на белорусско-литовской границе для выработки согласованных мер по решению сложившейся ситуации. Ведь мы понимаем, что ситуация требует быстрого реагирования, а не формальной переписки.

 

А буквально на прошлой неделе аналогичная ситуация с очередями сложилась на латвийском направлении, в том числе в связи со сбоями программного обеспечения таможенных органов Латвийской Республики. Так, в период сбоев их программных продуктов они принимали только порядка 65% грузовиков от общей пропускной способности латвийских пунктов пропуска.

 

Если подвести итог в целом по ситуации на всей границе, то после прохождения контрольных служб на белорусской стороне перевозчикам приходится еще ожидать въезда в Литву и Польшу - более 4 часов, а в Латвию - порядка 2,5 часов.

 

 
Пункт пропуска Бенякони (белорусско-литовская граница)

 

Пункт пропуска Каменный Лог (белорусско-литовская граница)
Пункт пропуска Каменный Лог (белорусско-литовская граница)

 

Пункт пропуска Григоровщина (белорусско-латвийская граница)
Пункт пропуска Григоровщина (белорусско-латвийская граница)

 

Пункт пропуска Урбаны (белорусско-латвийская граница)
Пункт пропуска Урбаны (белорусско-латвийская граница)

 

Пункт пропуска Берестовица (белорусско-польская граница)
Пункт пропуска Берестовица (белорусско-польская граница)

 

Пункт пропуска Козловичи (белорусско-польская граница)
Пункт пропуска Козловичи (белорусско-польская граница)

 

- В первую очередь из-за ситуации с пересечением границы страдают перевозчики. Как, на ваш взгляд, в дальнейшем можно решить эту проблему и какие действия в этом плане будет предпринимать Беларусь?

 

- Так как сопредельная сторона мер по сокращению очередей пока не принимает, то в начале 2021 года ускоренными темпами приступили к мероприятиям по развитию системы площадок "электронной очереди", которые создают нормальные условия ожидания пересечения границы для водителей.

 

Начали функционировать зоны ожидания перед пунктом пропуска "Каменный Лог" - с 1 июня 2021 года, а с 20 октября - перед пунктом пропуска "Бенякони".

 

Таким образом, сейчас система электронной очереди работает в 7 пунктах пропуска - 2 на белорусско-польской границе - "Брузги" и "Брест", 2 на белорусско-латвийской - "Григоровщина" и "Урбаны", 3 на белорусско-литовской - "Котловка", "Каменный Лог", "Бенякони".

 

В этом году запланировано строительство зон ожидания с внедрением системы электронной очереди перед пунктами пропуска "Берестовица" (белорусско-польская граница) и "Привалка" (белорусско-литовская граница).

 

Резюмируя все вышесказанное: очереди на границе Республики Беларусь с Европейским союзом связаны с закрытием пунктов пропуска, реконструкцией литовского пункта пропуска "Мядининкай" и невыполнением контрольными службами сопредельных государств взятых на себя обязательств по количеству пропускаемых транспортных средств. А также отсутствием желания вести с нами конструктивный диалог, хотя, по сути, проблема очередей на границе сказывается на перевозчиках в том числе их стран, ведь именно они несут финансовые и временные затраты. Мы же заинтересованы в укреплении экономики и поддержке наших субъектов хозяйствования и со своей стороны делаем все возможное.

БелТА

 

 
Подписывайтесь на нас в Telegram и Viber!