Миллионы - за, Александр Лукашенко-мотиватор, настольная книга и жара на льду. Итоги недели Президента
Рабочий график Президента Беларуси всегда весьма насыщен событиями. Александр Лукашенко проводит совещания и рабочие встречи по наиболее актуальным вопросам развития страны, регулярно бывает в регионах, совершает зарубежные визиты и сам принимает иностранных гостей, общается с журналистами, подписывает указы и законы. И даже когда публичных мероприятий нет, это совсем не значит, что глава государства не работает. Впрочем, и во время отдыха, будь то хоккейная тренировка или рубка дров, Александр Лукашенко нет-нет да и найдет повод для очередного поручения. Как он любит говорить, надо во всем идти от жизни.
Проект "Неделя Президента" - для тех, кто хочет идти в ногу с главой государства, быть в курсе самых актуальных заявлений и решений белорусского лидера.
В понедельник 18 ноября Президент встретился с губернатором Смоленской области Российской Федерации Василием Анохиным. Это один из самых близких для Беларуси российских регионов во всех смыслах этого слова. Александр Лукашенко и сам напомнил о том, как в советские времена, да и сейчас тесно общаются между собой люди из соседних районов двух государств. "Орша, Смоленск - это неразделимые земли были. Всегда дружили и сотрудничали друг с другом. В спорте, в футбол играли, постоянно команды у нас были - деревня с деревней, случалось. Поэтому для меня ваш регион очень близок и знаком", - сказал он.
И Беларусь в особом представлении для Смоленской области не нуждается. За теми же отечественными продуктами питания, которые в России стали синонимом качества, могут легко приехать и сами, не дожидаясь, когда завезут очередную партию в смоленские магазины.
В 2023 году товарооборот между Беларусью и Смоленской областью составил $4,4 млрд, а по итогам января - сентября 2024-го - $3,1 млрд. Цифры приличные, на зависть сотрудничеству с целыми государствами. Но в некоторые прежние годы было и больше.
"То, что мы немножко сваливаемся по товарообороту, - надо разобраться в правительстве, в чем там проблема и поднапрячься, чтобы мы $5 млрд имели, - заявил Александр Лукашенко. - Это просто, я так понимаю, ворота Беларуси в огромную Россию. Это нормально. Мы с этим согласны. Как мы с Путиным договорились, эти три области должны быть теснейшим образом связаны с Беларусью - Брянская, Смоленская, Псковская. Плюс рядом Ленинград (Питер) - родной нам, белорусам, и знакомый город. Они готовы с нами сотрудничать по всем направлениям. Если нужно, будем работать, как бы сложно ни было, и с москвичами. Они готовы с нами сотрудничать и покупать все, что мы производим".
"Мы и на Сахалине работаем. По отдельным направлениям, технологическим и так далее, где мы имеем опыт, мы и там работаем. По всей России. Но основа - это наши соседи. Знайте, что мы всегда ваши люди и готовы подставить плечо, даже в ущерб кому-то и даже в ущерб собственным интересам, если это будет надо", - заверил белорусский лидер.
О белорусско-российском единстве
Александр Лукашенко уверен, что с любыми вызовами и проблемами можно справиться, если держаться друг друга и быть вместе. И это касается не только сотрудничества со Смоленской областью. А для тех, кто этого не понимает, в том числе в России, глава государства еще раз разъяснил особенности белорусской внешней политики.
"Кто бы там в России, я уже тоже говорю, ни вякал: "Вот, Лукашенко, многовекторность… Опять он отпустил этих политзаключенных несколько десятков. Это значит, он уже на Запад…". Слушайте, ну такое примитивное мышление, что дальше некуда. И мы это видим и слышим, - отметил Президент. - Да, у нас есть страна. Наш главный внешнеполитический посыл и наше устремление - с соседями надо жить в мире, они от бога. Ну и что поделать, если поляки веками жили с нами и то, что руководство Польши сегодня занимает такую гадкую позицию по отношению к Беларуси. Разве поляки в этом виноваты? Ну в какой-то степени - да, - они же избирают их. Но в большинстве своем поляки хотят жить мирно с нами".
"То же самое литовцы, латыши, украинцы. Ну если такую политику проводит руководство (этих стран. - Прим.)… Поэтому мы спокойно, целенаправленно пытаемся выстраивать с ними отношения. Но интересы наши - они есть наши интересы", - подчеркнул белорусский лидер.
"Россия косо на нас не смотрит. Гадостей никаких нам не делает. Наоборот, поддерживает в самые трудные и сложные времена. Естественно, и мы соответственно к этому подходим и относимся, - сказал Александр Лукашенко. - Есть два государства, есть общее Отечество. Россияне не возражают против этого. Оно от Бреста до Владивостока. Это наше отечество. Этим все сказано. Но так случилось, не по нашей вине, - у нас два государства - Беларусь и Россия. Я ни разу не слышал от Президента России, чтобы он сказал: "Слушай, завтра надо жить обязательно в одном государстве!" Никогда такого не было. В этом нет никакой необходимости".
"Но наше сотрудничество - Беларуси с Россией - теснее, чем если бы мы жили в одном государстве, показывая пальцем друг на друга. То нам и надо, чтобы мы были едины и чтобы нас никто разного рода обещаниями и прочим не смог растащить в разные стороны, как это было после распада Советского Союза", - заявил белорусский лидер.
О свободе передвижения
Казалось бы, пограничный столб на границе Беларуси и России Александр Лукашенко вместе с тогдашним премьер-министром России Виктором Черномырдиным выкопали еще в далеком 1995 году. С тех пор граждане двух стран свободно ездят в обе стороны, но некоторые нюансы остаются.
"Надо обеспечить свободу передвижения людям. Когда мне говорят, что где-то там на границе у тебя со Смоленской областью кто-то кого-то проверяет, задерживает, - мне плохо становится. Ну что мы проверяем друг друга? Да если надо кому-то обойти наши посты, они тысячу раз объедут. Они знают эти все тропы", - сказал глава государства.
Он подчеркнул, что в Беларуси не препятствуют тесному общению и поездкам граждан двух государств. "Мы этому не препятствуем. Пусть люди едут, куда они хотят, - в Смоленскую область. И, наоборот, мы даже не знаем, кто приезжает со Смоленской области. Поэтому нам тормозить в этом плане людей ни в коем случае не надо. Это очень важно", - заявил Александр Лукашенко.
О предложениях по развитию сотрудничества со Смоленской областью
Что касается сотрудничества со Смоленской областью, Президент заверил, что с белорусской стороны торможения никакого нет и не будет, но важна скорость. "Время такое сейчас, что нужно включать дополнительные скорости, чтобы, как я говорю, задние, которые за нами идут, не затоптали нас, - сказал глава государства. - Мы к этому готовы. Я знаю позицию Президента России, моего очень доброго друга. Как я говорю, старшего брата. Полная поддержка, взаимопонимание по всем направлениям".
Одно из предложений - создание в этом российском регионе сервисного центра МАЗ. Желательно, чтобы там обслуживали и другую белорусскую технику.
Только за последние два года в Смоленскую область уехали 55 автобусов МАЗ. В том числе поставляется электротранспорт. "Это - будущее. Смоляне, как и белорусы, вынуждены просто будут этим заниматься. У нас есть определенные компетенции. Надо работать вместе, - предложил глава государства. - Надо договариваться и поставлять. Но и обслуживать надо".
Есть возможности не только для поставок различной техники, но и для кооперации в рамках сборочных производств. "Сборочные производства "Бобруйскагромаш" и Мотовелозавода. Я выбираю то, что, возможно, вам нужно будет. Ваши люди говорят, что это вам нужно. Нам это выгодно. Мы поддерживаем эти предприятия. Нам надо в этом направлении тоже двигаться, - сказал Александр Лукашенко. - Сельхозтехника в Смоленске всегда будет нужна. То же самое, мне доложили, большой интерес по мелиорации. Мы воссоздали технику (для нужд мелиорации. - Прим.) - бульдозеры, экскаваторы, дреноукладчики. Совсем рядом под Оршей предприятие "АМКОДОРа". Если надо помощь, опыт, чтобы с чего-то начать, мы готовы вам оказать посильную соответствующую помощь".
Беларусь также готова подключиться к дорожному строительству в регионе.
Станкостроение - это будущее, подчеркнул Александр Лукашенко. В Беларуси это направление было развито еще с советских времен. "За последние годы мы немало сделали в станкостроении. Без этого никуда. Любое промышленное предприятие без станков, ну какое это предприятие? - сказал Александр Лукашенко. - Наряду с микроэлектроникой станкостроение - вопрос номер один для Беларуси и России. Наша востребованность в России колоссальная".
Естественное направление сотрудничества - это поставки продовольствия, учитывая, что Беларусь непосредственно соседствует со Смоленской областью. "Не думаю, что тут у нас проблемы есть. Да ради бога. Люди приезжают, сами покупают. Люди знают, что у нас качественный товар. Нет никаких проблем, чтобы нам сотрудничать", - отметил глава государства.
ПЕРВЫЙ ПРЕЗИДИУМ. Какие вопросы государственной важности обсудили в формате ВНС
Не только в роли Президента, но и Председателя Всебелорусского народного собрания Александр Лукашенко 19 ноября провел заседание Президиума ВНС. Оно стало первым в истории после того, как в апреле нынешнего года Всебелорусское народное собрание заработало в новом конституционном статусе.
Александр Лукашенко обозначил ключевые приоритеты в работе ВНС - высшего конституционного представительного органа народовластия. "Мы все должны понимать, что ВНС никому не должно мешать работать. ВНС не должно довлеть над другими органами власти, ибо мы создадим сами себе проблемы", - подчеркнул он.
Все предложения, касающиеся отдельных аспектов деятельности ВНС (например, о структуре Президиума ВНС, о взаимодействии Председателя ВНС, Президиума с делегатами), которые в течение полугода вносились на его рассмотрение, было решено вынести на обсуждение.
"Еще раз повторяю: никакого дублирования, никакого давления. ВНС должно занять свое место", - акцентировал внимание Александр Лукашенко.
Глава государства отметил, что в целом место и роль ВНС определены Конституцией. Это общие положения, требования и общие функциональные обязанности ВНС, но важны и детали, чтобы в конкретике не вышло наоборот.
Александр Лукашенко предупредил, чтобы на уровне Президиума ВНС рассматривались исключительно важные вопросы. "Это не значит, что мы завтра будем собирать, как пленумы ЦК, по четыре раза в год заседания и будем там какие-то обсуждать вопросы, делать вид, что мы сильно работаем и озабочены каким-то вопросом. ВНС должно заниматься исключительно по Конституции своими вопросами. Из этого должна исходить и структура, и взаимоотношения Президиума, Председателя Президиума с делегатами Всебелорусского народного собрания", - сказал Александр Лукашенко.
По его словам, заседания Президиума ВНС целесообразно проводить два-три раза в год, и при этом не мельчить в плане тем, выносимых на обсуждение.
В повестку нынешнего заседания Президиума ВНС были включены вопросы взаимодействия с делегатами в период между заседаниями ВНС, которые должны найти отражение в постоянном регламенте ВНС (сейчас действует временный регламент); необходимости повышения статуса председателей районных исполнительных комитетов в целях усиления их роли в развитии регионов; а также вопрос о численности судей Верховного Суда.
Уже во время мероприятия Президент добавил еще один пункт в повестку дня - вопросы безопасности, особенно в электоральный период и после него. Их обсуждали за закрытыми дверями, но Александр Лукашенко пообещал, что журналистов проинформируют потом.
О статусе и полномочиях "президентов" в районах
Кроме членов Президиума ВНС на мероприятие пригласили и ряд других участников, в том числе высшие должностные лица, руководители регионов. В таком составе было решено обсудить стратегически важный вопрос о статусе и полномочиях председателей райисполкомов. Проект соответствующего указа был внесен на рассмотрение главы государства.
"Вы, наверное, часто слышали (я часто об этом говорил), что у нас председатели райисполкомов задействованы не так, как должно быть. Они не несут той нагрузки, которую должны нести председатели райисполкомов, - отметил белорусский лидер. - С другой стороны, наши юристы констатировали, что нет нормативно-правового акта, который бы четко расписал, чем должен заниматься председатель райисполкома. А если есть, этого недостаточно. Давайте примем это решение. Потому что, если губернаторы, председатели гор-, райисполкомов работают нормально, страна будет в порядке".
Александр Лукашенко сделал особый акцент на полномочиях руководителей райисполкомов в кадровых вопросах. "Нам нужен исчерпывающий документ. У председателя райисполкома он должен как настольная книжка лежать, - подчеркнул глава государства. - Председатель есть председатель. Он должен заниматься всем. Ничего страшного, если он в каком-то смысле будет назначать, утверждать, согласовывать руководителей частных структур. Тогда и влияние будет у них на это".
Президент при этом сделал важное уточнение: больше надо относить кадровые полномочия к исполкому - коллективному органу, а не председателю райисполкома лично. "Мы тут путать не должны. И не создавать вертикаль диктатуры от Президента до председателя сельского совета. Это красная нить. Мы тут ни в коем случае не должны преступить, - расставил акценты Александр Лукашенко. - Партии нет, райкома и обкома партии нет (отсылка к схеме назначения кадров во времена СССР. - Прим.). Это все решается здесь. И не надо это замыкать на одного человека, даже если это председатель. Да, он вносит любой вопрос. Обсуждают, он борется, сражается, но исполком принимает решение по всем кадрам, которые там есть".
После детальной дискуссии участники мероприятия пришли к выводу, что вместо проекта указа о новых полномочиях руководителей районов будут подготовлены поправки в действующий Закон о местном управлении и самоуправлении. Таким образом в одном документе будет сосредоточено все, что касается работы председателей райисполкомов, их полномочий, прав и обязанностей. Приоритетом для них должно стать предотвращение оттока кадров и активное вовлечение в работу экономически незанятых граждан.
Предполагается, что главы районов получат дополнительные возможности по распоряжению бюджетными и финансовыми средствами, по привлечению организаций, индивидуальных предпринимателей и граждан к благоустройству и содержанию территорий, по сносу аварийных, заброшенных строений, по реализации полезных ископаемых из внутрихозяйственных карьеров. Законодательные новации также предполагают расширение полномочий местных руководителей в части планов субъектов хозяйствования по приостановлению своей деятельности.
В будущем планируется изменить не только перечень полномочий руководителей районов, но и форму реализации их решений. Они получат право давать письменные предписания, невыполнение которых влечет ответственность в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях.
Александр Лукашенко концептуально поддержал все предложенные новации и поручил собрать их в новой редакции Закона о местном управлении и самоуправлении. Документ необходимо подготовить в течение первого квартала 2025 года.
О сроках следующего заседания ВНС
Глава государства напомнил, что 26 января в стране пройдут президентские выборы, и высказался насчет выработки программы, которую представят вниманию граждан. "Поскольку у нас единство определенное есть, программа действующего Президента, которая вырабатывается сегодня всеми нами, - это будет ориентир в январе, декабре даже, для всего белорусского народа. А вот детализировать на основе этой программы задания на будущий год и, может быть, взгляд на пятилетку мы сможем после президентских выборов", - сказал глава государства.
По завершении мероприятия глава Администрации Президента Беларуси Дмитрий Крутой подтвердил, что, скорее всего, будет принято решение провести следующее заседание ВНС уже после президентских выборов: "Потому что сейчас идет предвыборная кампания. Просто нет смысла отвлекаться на эти вопросы. Во-вторых, как Президент сказал, будет подготовлена (и он сейчас над ней работает) предвыборная программа с основными посылами".
"Далее Президент начнет подготовку к Посланию. Это у нас традиционно весна. Я сейчас бы не хотел называть конкретные даты и месяцы, они не определены. А накануне заседания ВНС будет еще раз собран Президиум, чтобы сверить позиции и уже окончательно согласовать те вопросы, которые будут выноситься на ВНС. Мне кажется, абсолютно простая и прозрачная конструкция", - добавил Дмитрий Крутой.
О необходимости выстроить четкую схему работы для делегатов
Президент поставил задачу выстроить четкую, понятную систему, когда делегаты ВНС будут из большой массы вопросов, поступающих от граждан, выбирать самые важные, принципиальные и концептуальные, рассматривать их на региональном уровне и потом вносить через Секретариат и членов Президиума непосредственно на заседание Президиума. А в последующем - на ВНС.
Учитывая, что состоялось только первое заседание, Александр Лукашенко поручил еще раз доработать эту систему без бюрократизма и создания неких дополнительных ненужных надстроек в виде комиссий или совещательных органов.
Президиум ВНС включает 15 человек, Секретариат ВНС - 10 человек. То есть 25 человек должны аккумулировать самые важные вопросы, которые волнуют общество.
"Роль Президиума в текущих реалиях и в текущей иерархии нашей власти - это готовить самые концептуальные вопросы, связанные с развитием нашей республики в экономической сфере, военно-политической, информационной сферах для рассмотрения уже непосредственно на ВНС", - пояснил по итогам мероприятия Дмитрий Крутой.
Об изменениях в судейском корпусе
На заседании Президиума Всебелорусского народного собрания также принято решение о сокращении численности судей Верховного Суда - с 76 до 71. Оно обусловлено созданием нового Апелляционного экономического суда, который формируется за счет собственных резервов судебной системы - без увеличения общей штатной численности судей.
"Чтобы этот суд заработал, необходимо 27 судей. Мы посчитали, что 22 судьи мы можем изъять из действующих областных экономических судов в связи с сокращением их компетенций. И на 5 судей необходимо уменьшить состав Верховного Суда, то есть 5 судей Верховного Суда необходимо передать в новообразующийся суд", - раскрыл кадровую арифметику председатель Верховного Суда Валентин Сукало.
И если по выше обозначенным 22 позициям судей решение можно принять на уровне указа главы государства, то изменение численности состава Верховного Суда теперь входит только в компетенцию Президиума Всебелорусского народного собрания. Этим и было обусловлено рассмотрение этого вопроса на прошедшем заседании.
Продолжение здесь