Количество интернет-магазинов в Беларуси превысило 30 тысяч. Как обезопасить себя при онлайн-покупках?

 

Вопросы развития интернет-торговли в Беларуси, права покупателей и обязанности продавцов обсудили на пресс-конференции в пресс-центре БелТА с участием представителей Министерства антимонопольного регулирования и торговли.

 

Кому принадлежат белорусские интернет-магазины?

 

Как отметила в ходе брифинга заместитель начальника отдела методологии управления организации торговли и общественного питания МАРТ Наталия Черепович, интернет-торговля сегодня становится источником роста экономики, поскольку денежный объем онлайн-покупок неустанно растет.

 

Как свидетельствуют данные статотчетов, за 2023 г. доля продаж через интернет в общем объеме розничного товарооборота организаций торговли вышла на отметку 8,1% и превысила уровень предыдущего года более чем на 2%.

 

По состоянию на 1 августа 2024 г. в торговом реестре Беларуси прошли регистрацию 30 279 интернет-магазинов. За 7 месяцев текущего года эта цифра выросла на 367 единиц, или 1,2%. Причем 55% от общего числа интернет-магазинов (а это 16 658 онлайн-площадок) принадлежит предприятиям, владельцами еще 13 621 интернет-магазина стали ИП. Розничной торговлей в интернет-магазинах занимаются более 19 тыс. субъектов торговли.

 

Что чаще всего белорусы покупают в интернете?

 

Представитель МАРТ поделилась с журналистами, какие статьи расходов наиболее популярны в нашей стране при дистанционной торговле. Топ-5 онлайн-покупок выглядит так:

 

одежда;
парфюмерно-косметическая продукция и туалетные принадлежности;
детали и принадлежности для автомобилей;
электробытовые приборы и инструменты;
строительные материалы.

 

К слову, это перечень в скором времени может изменится. Со вступлением в силу с 11 июля 2024 г. изменений в Закон Республики Беларусь «О государственном регулировании торговли и общественного питания» снят запрет на дистанционную торговлю БАДами, пиротехническими изделиями бытового назначения, лекарственными и ветеринарными средствами.

 

Как обезопасить себя при совершении онлайн-покупок?

 

Внесенные вышеуказанным законом изменения в правила онлайн-продажи товаров расширили обязанности интернет-магазинов по информированию покупателя о себе. Теперь торговые интернет-площадки должны сообщить потребителям информацию: о своем местонахождении, указать номера контактных телефонов, адрес электронной почты владельца интернет-площадки, номера контактных телефонов работников местных распорядительных органов по месту госрегистрации, режим работы, сведения о продавцах и пунктах выдачи заказов. Также необходимо информировать покупателя об услугах, которые предлагаются на интернет-площадке.

 

А чтобы покупки в интернете были безопасными, эксперт в сфере торговли советует обращать внимание на две важные детали:

 

на сайте непременно должна содержаться информация о составе и свойствах продуктов и товаров, а также сведения о продавце – о чем мы упомянули выше;
совершать покупки лучше в легальных интернет-магазинах, которые осуществляют деятельность в правовом поле.

 

К слову, информацию о продавце можно проверить на сайте Министерства юстиции.

 

Куда обращаться за защитой прав потребителя?

 

Первая инстанция, куда стоит обратиться гражданину в случае нарушения его прав при покупке товаров или получении услуг, – это местные исполнительные и распорядительные органы власти. По требованию потребителя исполкомы могут составлять исковые заявления в суд.

 

Защитить права и интересы покупателей также помогают институты общественной защиты. В Беларуси работают свыше 20 общественных объединений потребителей. Свидетельство об аттестации работника общественного объединения потребителей выдано более чем 80 специалистам. Эти эксперты вправе давать консультации покупателям и от их имени обращаться в суд с исками к продавцам. Причем общественное объединение осуществляет защиту прав потребителей бесплатно, подчеркнула Инна Гаврильчик.

 

1prof.by

 
Подписывайтесь на нас в Telegram и Viber!