Автолавка доедет до каждого. Узнали, насколько магазин на колесах соответствует запросам сельских жителей
Автолавки приезжают в деревни не менее двух раз в неделю.
В деревнях, где работа магазина экономически невыгодна, всеми необходимыми товарами сельчан обеспечивает выездная торговля Гродненского облпотребобщества. Или, как говорят в народе, автолавка. Насколько магазин на колесах соответствует запросам сельских жителей, журналист «ГП» выясняла на месте.
Громкий сигнал автомобиля сообщает жителям деревни Беляковщина Гродненского района, что автомагазин уже на месте. В этом населенном пункте живут 26 человек, преимущественно пенсионеры. Летом приезжают дачники. Магазина в деревне нет, вся надежда на автолавку, которая приезжает дважды в неделю.
На сигнал автомагазина из дома выходит бабушка с внуком, который приехал к ней на летние каникулы. Мальчишка городской, увидеть передвижной магазин для него – что-то из разряда экзотики.
– Автолавкой довольны, нам всего хватает. Продукты всегда свежие, качественные. Если продавца попросишь привезти что-то по заявке, то заказ обязательно будет выполнен, – делится местная жительница.
Продавец Татьяна Ступакевич на этом маршруте работает неделю, заменяет ушедшего в отпуск основного работника, но и за это время сельчане успели к ней прикипеть, общаются, будто с соседкой. В среднем за день продавец на этом маршруте преодолевает около 70 километров.
– Особенно хорошо сельчане закупаются перед выходными. И на 100 рублей бывают покупки, а средний чек деревенских бабушек и дедушек – около 30 рублей. Ассортимент и цены у нас такие же, как в стационарных магазинах. В ассортименте преимущественно белорусские товары. Чаще всего покупают хлеб, молоко, колбасу. Летом спросом пользуется мороженое, безалкогольные напитки, кондитерские изделия, но, как правило, не для себя берут, а для внуков. Для льготной категории граждан действует 10-процентная скидка на социально значимые товары, – рассказывает продавец.
Работа автолавок организована таким образом, чтобы в каждую деревню, даже самую отдаленную, она приезжала не реже двух раз в неделю. Длина некоторых маршрутов более 100 километров, в среднем за один рейс автолавки проезжают 12–15 деревень. Причем в любую погоду: будь то проливные дожди либо сильные метели.
Перед тем как отправиться в путь по маршрутам, вымытые снаружи и продезинфицированные внутри фургоны с самого утра загружаются свежими продуктами и товарами повседневного спроса. Продавцы раскладывают товар по полкам, выкладывают его на витрины, размещают ценники.
И пока в деревне останется хоть один человек, туда будет приезжать автолавка.